способ тренировки розыскных собак на обнаружение взрывчатых веществ
Классы МПК: | A01K15/02 устройства для дрессировки или тренировки |
Автор(ы): | Горохова Т.А., Федоров Ю.А., Федорков А.Н. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество закрытого типа "ЛАБОРАТОРИЯ СРЕДСТВ ИНДИКАЦИИ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-11 публикация патента:
20.12.2000 |
Использование: кинология, способы обнаружения предметов, имитирующих взрывчатые вещества, при помощи специально подготовленных собак. Сущность: способ тренировки розыскных собак заключается в обучении собаки с использованием реквизита-имитатора взрывчатых веществ, сорбирующую основу которого изготавливают из порошкового сорбента - микрокристаллической целлюлозы, или активированного угля или силикагеля, или полисорба, на которую наносят полимолекулярный слой взрывчатого вещества тротила, гексагена, ТЭНа или порохов, взятых в количестве не более 5,00% от веса основы. Способ обеспечивает возможность безопасной тренировки собак с использованием учебных реквизитов, полностью идентичных реальным боеприпасам. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ тренировки розыскных собак на обнаружение взрывчатых веществ, включающий обучение собак с использованием учебных реквизитов, имитирующих взрывчатые вещества, отличающийся тем, что для тренировки собак используют учебные реквизиты, основу которых изготавливают из сорбционного материала - микрокристаллической целлюлозы, или активированного угля, или силикагеля, или полисорба, при этом на основу наносят полимолекулярный слой взрывчатого вещества, взятого в количестве не более 5,00% от веса сорбционного материала. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве взрывчатого вещества берут тротил, гексаген, тетранитратпентаэритрит или пороха.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области кинологии, в частности к способам обнаружения предметов, имитирующих взрывчатые вещества, при помощи специально подготовленных собак. Известно, что для тренировки собак используют устройство, содержащее два полых элемента, в полость которых помещают предмет, предназначенный для розыска(US N 4742799, A 01 K 31/00, 1989 г.). В последнее время в связи со значительным ростом преступлений террористического характера с применением различного оружия и взрывных устройств, значительно возрастает роль специально подготовленных служебных собак, используемых для розыска взрывчатых веществ. Для дрессировки и тренировки собак до недавнего времени использовались боевые взрывчатые вещества, что связано с большим риском для дрессировщиков и для животных. Кроме того, требуется использование специальных охраняемых хранилищ и полигонов. В целях осуществления безопасных тренировок были созданы учебные реквизиты взрывчатых веществ, обладающие запахом, аналогичным запаху реальных боеприпасов. Для тренировки собак на практике используют имитаторы взрывчатых веществ, представляющие металлический корпус из оцинкованной жести с отверстиями на боковых плоскостях. В металлический корпус помещают мешочек из палаточной ткани, заполненный сухим песком, предварительно смешанным с порошком тротила, октогена, пикриновой кислоты или смеси порохов. Срок годности таких имитаторов составляет не более 1 месяца. Указанный имитатор является источником газовыделений, который по компонентному и количественному составу аналогичен реальным боеприпасам. Для тренировки розыскных собак используют также реквизиты, полученные с использованием ткани, пропитанной раствором взрывчатого вещества. Наиболее часто используемыми взрывчатыми веществами являются тротил и гексоген, которые растворяют в органическом растворителе и в указанный перенасыщенный раствор опускают фланелевую ткань, которая является "адсорбентом", вбирающим и отдающим запаховые частицы. В качестве реквизита, имитирующего мины и гранаты, использовали пустотелые алюминиевые цилиндры с отверстиями в стенках. В указанные цилиндры помещают ткань, пропитанную в растворе гексогена или тротила, и указанные предметы использовали для тренировки розыскных собак (Методические рекомендации " Использование запаховых имитаторов взрывчатых веществ и взрывных устройств для дрессировки и тренировки розыскных собак специального назначения", г. Ростов-на Дону, 1998 г.). К недостаткам использования указанных реквизитов взрывчатых веществ следует отнести невозможность создания реального эквивалента взрывчатого вещества при использовании, например, фланелевой ткани. Кроме того, происходит быстрое изменение запаха ткани, т.к. ткань, как "адсорбент", имеет очень низкую сорбционную емкость. Задачей изобретения является разработка способа тренировки розыскных собак с использованием специально изготовленного учебного реквизита, обеспечивающего свойства, практически реально имитирующие взрывчатые вещества, и обеспечивающего тренировку собаки, максимально приближенную к тренировке с использованием боевых боеприпасов. Кроме того, в результате длительного срока службы заявляемого учебного реквизита не требуется его замена и соответственно сокращается время для подготовительных мероприятий. Задача изобретения решается тем, что способ тренировки розыскных собак заключается в обучении собаки с использованием учебного реквизита, сорбирующую основу которого изготавливают из порошкового сорбента - микрокристаллической целлюлозы, или активированного угля, или силикагеля или полисорба, при этом на поверхность основы наносят полимолекулярный слой взрывчатого вещества: тротила, гексогена, ТЭНа, порохов, взятых в количестве не более 5,00% от веса основы, преимущественно 0,05 - 4,00%Применение указанных сорбентов в качестве основы реквизита связано с тем, что сорбенты, выбранные из указанной группы, являются инертными в одорологическом отношении и, обладая высокой удельной поверхностью, обеспечивают высокую сорбционную емкость. Полученный композитный материал с полимолекулярной равномерной пленкой не меняет своих свойств в процессе хранения не менее 1 года. Проведенные испытания учебных реквизитов взрывчатых веществ с полимолекулярной пленкой гексогена, тетрила и тротила показали, что реквизиты при испытаниях на чувствительность к трению (ГОСТ- 4545-88) и к удару (ОСТ - 84-895-83) не взрываются, не требуют специальных условий при хранении и специальных мер по технике безопасности. В одорологическом отношении указанные реквизиты идентичны порошковым ВВ, так как диффузия летучих соединений происходит только с поверхности полимолекулярного слоя ВВ, что подтверждается спектральными характеристиками равновесной паровоздушной среды. Хроматограммы получены на хроматографе ЭХО 20 с детектором ДЭЗ, селективным к органическим нитросоединениям. На чертеже приведены хроматограммы, полученные из равновесной паровоздушной среды тротила технического гранулированного (1а) и учебного реквизита (1б). Как видно из приведенных хроматограмм идентичные пики 1,2 и 11, 21 соответствуют динитротолуолу, и пики 3 и 31 соответствуют тринитротолу. В ходе учебных занятий по обучению собак поиску и обнаружению взрывчатых веществ были проведены испытания разработанного реквизита. В испытаниях принимали участие собаки, прошедшие подготовку на боевых образцах ВВ. Испытания проводились на транспорте, в помещении и багаже. Результаты испытаний показали, что существенных различий в обнаружении разработанных реквизитов ВВ и боевых образцов ВВ нет. Таким образом, способ тренировки розыскных собак обладает новизной в части использования специальных реквизитов для натаскивания собак на поиск взрывчатых веществ. Пример 1 конкретного осуществления способа. Испытания проводились в условиях городской и промышленной застройки, автотранспорте при температуре воздуха от -9 до +28 градусах C, влажности воздуха 92%, со скоростью ветра 0,5 - 1 м/сек. Для поиска взрывчатых веществ были использованы 10 учебных реквизитов, имитирующих взрывные устройства. Реквизиты были получены на основе микроцеллюлозы, на поверхность которой был нанесен полимолекулярный слой взрывчатого вещества тротила. Количество тротила по отношению к МКЦ составляло 4,0 мас.%. Были проведены учебные занятия с собаками (Порода - немецкая овчарка, подготовленными по курсу минно-розыскной службы. Перед работой проводились контрольные тесты на реальных взрывчатых веществах. Всю номенклатуру представленных учебных реквизитов собаки обозначили с оценкой " отлично". При смене контрольных тестов на разработанные учебные реквизиты ВВ собаки с такой же интенсивностью обозначили закладки реальных взрывчатых веществ. Пример 2. На базе таможенной службы в учебно-тренировочном отделе ООО ЧОП "РЕЙНДЖЕР", г. Москва в период с 11 ноября - по 25 декабря 1999 г. проводились тренировки собак: немецкой овчарки Альма - 3,5 года, немецкой овчарки Ютта - 5 лет и английского спаниэля Дик - 4 года с учебными имитаторами взрывчатых веществ в виде закладок порошков на основе микрокристаллической целлюлозы с поверхностным слоем тротила и гексогена в количестве 100, 140 г. Собаки, обученные на учебных имитаторах взрывчатых веществ сотрудниками минно-розыскной службы, участвовали в розыске реальных взрывчатых веществ в аэропорте "Пулково-2" г. Санкт-Петербурга, в зале прибытия пассажиров в присутствии 100 пассажиров рейса Анкара - Санкт-Петербург. В испытаниях принимали участие представители кинологической службы: начальник кинологической службы аэропорта Пулково - 2 Гавин В.А. и старший специалист минно-розыскной службы ООО ЧОП "РЕЙНДЖЕР" А.Н. Федорков, которые подтвердили, что обученные собаки немецкие овчарки Альма, Ютта и английский спаниэль Дик, обнаружили все объекты реальных взрывчатых веществ, находящиеся в ручной клади пассажиров. Таким образом, способ обеспечивает возможность безопасной тренировки собак с использованием учебных реквизитов ВВ, полностью идентичным реальным боеприпасам. Кроме того, использование учебных реквизитов ВВ обеспечивает безопасность их хранения и тренировки собак, а также значительно удлиняет срок годности реквизитов.
Класс A01K15/02 устройства для дрессировки или тренировки