устройство автоматического включения щеток стеклоочистителя транспортных средств
Классы МПК: | B60S1/00 Чистка транспортных средств |
Автор(ы): | Ломтев Е.А., Мартяшин А.И. |
Патентообладатель(и): | Пензенский государственный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-01-10 публикация патента:
10.01.2001 |
Изобретение относится к средствам транспортной автоматики и может быть использовано на всех видах транспорта. В отличие от известных в предложенном устройстве в схему управления работой стеклоочистителя введены датчик влажности, компаратор с регулируемым порогом срабатывания, реле включения двигателя и подогреватель. При этом датчик влажности через компаратор подключен к управляющему входу исполнительного реле переключения режимов работы стеклоочистителя, коммутируемые цепи которого включены между входом и выходом блока ручного переключения режимов работы стеклоочистителя. Произведенная автоматизация работы стеклоочистителя в любых климатических условиях позволяет повысить безопасность движения. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Устройство для автоматического включения щеток стеклоочистителя транспортного средства, содержащее привод стеклоочистителя с электродвигателем, реле включения электродвигателя и блоком ручного переключения режимов работы стеклоочистителя, отличающееся тем, что в него введены последовательно включенные датчик влажности на поверхности очищаемого стекла и компаратор, причем датчик влажности через компаратор подключен к управляющему входу реле включения электродвигателя, а коммутируемые цепи реле включены между входом и выходом блока ручного переключения режимов работы стеклоочистителя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам транспортной автоматики и предназначено для автоматического включения двигателей стеклоочистителей. Оно может быть использовано на всех видах транспорта. Известны устройства включения двигателя стеклоочистителя с помощью релейного блока, задающего режим работы (длительность рабочих интервалов и пауз между ними); известны устройства включения двигателя стеклоочистителя, задающие режим работы стеклоочистителя в соответствии со скоростью движения транспортного средства. Известны устройства компьютерного управления работой стеклоочистителя (см., например, "Автомобиль Волга", Н.,- Новгород, 1998 г.; "Электрооборудование автомобилей" BMW серии 3 и 5", М.: Транспорт, 1995 г.). Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является устройство автоматического контроля чистоты ветрового стекла автомобиля (патент RU 2083394, C1, 10.07, 1997 г.). Это устройство (фиг. 1) содержит датчики загрязнения 1 и 2, анализаторы сигналов 3 и 4, схему сравнения 5, регулятор уровня срабатывания схемы сравнения, блок управления 7, высокочастотный генератор 8, усилители 9 и 10, реле 11 и 12, моторы стеклоочистителя 14 и омывателя 15, переключатель режимов работы 13. Устройство это сложно в реализации и дорогостоящее. Кроме того, практика показывает, что с одной стороны, не при всяком загрязнении необходимо включение омывателя, а с другой - при многих видах загрязнения ветровое стекло намного прозрачнее чистого, но мокрого стекла. Цель изобретения - упрощение устройства, снижение его стоимости, повышение эксплуатационной надежности и расширение функциональных возможностей. Поставленная цель достигается тем, что в схему управления работой стеклоочистителя транспортного средства вводятся последовательно включенные датчик влажности на поверхности стекла и компаратор. Коммутируемые цепи реле включения электродвигателя включены между входом и выходом блока ручного переключения режимов работы стеклоочистителя. Введение новых узлов вместо перечисленных в прототипе позволяет автоматизировать работу стеклоочистителя в любых климатических условиях (дождь, забрызгивание из луж от встречного транспорта, снег), что позволяет повысить безопасность движения за счет более быстрой реакции на залповый залив очищаемого щеткой стекла (например, от забрызгивания стекла смесью воды и грязи встречным транспортом). При этом стеклоочиститель включается автоматически при включении омывателя, возможно и введение режима блокировки стеклоочистителя при сухом стекле. Использование компаратора позволяет автоматически изменять режим работы стеклоочистителя при повышении интенсивности дождя, при повышении скорости движения транспортного средства. При этом частота колебаний щеток остается постоянной (как правило, максимальной), а их число зависит от влажности. На фиг. 2 приведена структурная схема предлагаемого устройства. Она содержит мотор (электродвигатель) стеклоочистителя 1, блок переключения режимов работы 2, датчик влажности 3, двухпороговый компаратор 4 и реле включения мотора стеклоочистителя 5. Работает предлагаемое устройство следующим образом. При включении источника питания (например, при повороте ключа зажигания в автомобиле) напряжение от него одновременно подается на блок переключения режимов работы стеклоочистителя. При появлении влаги на поверхности очищаемого стекла уменьшается сопротивление между электродами датчика влажности, выполненного, например, в виде двух полосок, нанесенных токопроводящим лаком, что приводит к срабатыванию компаратора, к срабатыванию реле и включению мотора стеклоочистителя. Конструктивно электроды датчика влажности расположены в зоне стекла, очищаемого щетками, или на самих щетках. По мере очистки и подсыхания очищаемой поверхности стекла значение сопротивления между электродами снова увеличивается, а значение входного сигнала компаратора уменьшается, что приводит к обратному процессу и выключению мотора стеклоочистителя. Устройство автоматического включения подключается к блоку выбора режимов работы стеклоочистителя таким образом, чтобы оно функционировало только в положении "выключено" ручного переключателя режимов работы, а во всех других было заблокировано или отключено (в положении "выключено" вводится новый автоматический режим работы). Для обеспечения нормального режима работы предлагаемого устройства в условиях минусовых температур зона расположения электродов датчика влажности подогревается электрическим или воздушным подогревателем, включаемым вручную. Устройство содержит типовые узлы, описанные в книгах Б.И. Горошкова "Радиоэлектронные устройства", М.: Радио и связь, 1985 г. и В.Н. Вениаминова и др. "Микросхемы и их применение", М.: Радио и связь, 1989 г., и легко реализуются практически.Класс B60S1/00 Чистка транспортных средств