магнитный компас
Классы МПК: | G01C17/02 магнитные компасы |
Автор(ы): | Кардашинский-Брауде Л.А., Казакова Г.Ф., Клейман Ю.А., Уланов В.Ф. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Штурманские приборы" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-09 публикация патента:
10.01.2001 |
Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для уничтожения электромагнитной девиации в магнитных стрелочных и индукционных компасах. Компас содержит магнитный чувствительный элемент и электромагнитный компенсатор, включающий катушки, установленные попарно симметрично относительно вертикали компаса. Ось, совпадающая с направлением магнитной оси катушки, наклонена относительно линии, проходящей через центры катушки и магнитного чувствительного элемента, на угол где - угол между осью, совпадающей с направлением магнитной оси катушки, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элементы; - угол между вертикалью, проходящей через центр катушки, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента. Технический результат - повышение эффективности электромагнитного компенсатора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Магнитный компас, содержащий магнитный чувствительный элемент и электромагнитный компенсатор, включающий катушки, установленные попарно симметрично относительно вертикали компаса, с обеспечением повышения эффективности электромагнитного компенсатора путем увеличения пределов компенсации девиации на единицу массы компенсатора, при этом магнитные оси катушек размещены в плоскостях, проходящих через вертикаль компаса, отличающийся тем, что ось, совпадающая с направлением магнитной оси катушки, наклонена относительно линии, проходящей через центры катушки и магнитного чувствительного элемента, на угол, определяемый формулойгде - угол между осью, совпадающей с направлением магнитной оси катушки, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента;
- угол между вертикалью, проходящей через центр катушки электромагнитного компенсатора и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента. 2. Магнитный компас по п.1, отличающийся тем, что повышение эффективности электромагнитного компенсатора обеспечивается соотношением магнитного момента M и массы обмотки P его катушки, определяемым зависимостью
где M - магнитный момент катушки электромагнитного компенсатора;
P - масса обмотки катушки;
макс - предельно допустимая плотность тока в обмотке катушки, не вызывающая нагрева обмотки относительно температуры окружающей среды;
пр - плотность материала провода обмотки;
R - максимальный радиус обмотки;
r - минимальный радиус обмотки,
при отношении
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для уничтожения электромагнитной девиации в магнитных стрелочных и индукционных компасах. Известен магнитный компас с электромагнитным компенсатором (ЭМК), состоящим из системы трех взаимно перпендикулярных катушек-соленоидов X,Y,Z, создающих, соответственно, продольную, поперечную и вертикальную составляющие электромагнитного поля, описанный в книгах "Магнитно-компасное дело", Нечаев П. А. , Григорьев В.В., М., Транспорт, 1975, стр.89 (рис.64), стр.231-232; "Девиация магнитного компаса" . Кожухов В.П., Воронов В.В. Григорьев В.В. - Л.: Морской транспорт, 1960 г., стр.264-265. Основным недостатком компаса является расположение ЭМК по вертикальной оси, проходящей через центр магнитного чувствительного элемента (МЧЭ) компаса, под котелком компаса с МЧЭ. Указанное расположение ЭМК между котелком компаса (см. "Магнито-компасное дело" позиция 2 на рис.64) и магнитами девиационного прибора (позиция 12 на рис.64) вызывает необходимость значительного увеличения магнитных моментов катушек ЭМК, а следовательно, их габаритных размеров, массы и стоимости. Кроме того, ЭМК имеет низкую эффективность - низкое значение отношения магнитного момента катушки к массе обмотки катушки. Известен также магнитный компас с ЭМК, описанный в "Компас КМ145. Техническое описание и инструкция по эксплуатации КБО. 115.071ТО", стр. 19-20 (рис. 1), в котором ЭМК размещен на уровне МЧЭ (см. рис. 1, позиция 12 и 13 и рис. 3, позиция 6). Основным недостатком компаса является необходимость значительного увеличения габаритных размеров компаса за счет увеличения диаметра верхней части нактоуза компаса в соответствии с размерами катушек ЭМК. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является магнитный компас по авторскому свидетельству N 723364 от 12.07.78 G 01 C 17/02 (заявка N 2645580/18-10) (прототип). Компас содержит магнитный чувствительный элемент и электромагнитный компенсатор, включающий катушки, установленные попарно симметрично относительно вертикали компаса, при этом магнитные оси катушек размещены в плоскостях, проходящих через вертикаль компаса, и наклонены относительно нее на угол, определяемый по формулегде - угол, отсчитываемый от вертикали до направления магнитной катушки;
- угол, отсчитываемый от вертикали компаса до направления линии, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента. Основными недостатками компаса (прототипа) являются:
1. В а.с. N 723364, кл. G 01 C 17/02 (авторы Н.Д. Дегтярев, В.Ф. Уланов) указано, что целью изобретения является повышение эффективности ЭМК (т.е. увеличение пределов компенсации девиации на единицу массы). Решение этой задачи состоит в том, что катушки X и Y ЭМК устанавливаются попарно симметрично относительно вертикали компаса, магнитные оси катушек находятся в плоскостях, проходящих через вертикаль компаса, и наклонены относительно нее на угол, определяемой формулой
где - угол, отсчитываемый от вертикали, до оси, совпадающей с направлением магнитной оси катушки;
- угол, отсчитываемый от вертикали компаса до направления линии, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента (МЧЭ). Однако задача оптимизации параметров и расположения катушек X и Y ЭМК решена в прототипе ошибочно и неполностью. Так, формула (2) для вычисления угла обращается в неопределенность вида при = 90o, тогда как случаю = 90o соответствует значение = 90o, как видно из фиг.2 описания изобретения по а.с. N 723364. 2. Соотношения параметров самих катушек X и Y в прототипе, отвечающие требованиям задачи, поставленной в нем, не определены. Основной задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является оптимизация параметров и расположения катушек X и Y ЭМК относительно центра магнитной системы магнитного чувствительного элемента компаса. Для решения указанной задачи в магнитном компасе, содержащем магнитный чувствительный элемент и электромагнитный компенсатор, включающий катушки, установленные попарно симметрично относительно вертикали компаса, с обеспечением повышения эффективности электромагнитного компенсатора путем увеличения пределов компенсации девиации на единицу массы компенсатора, при этом магнитные оси катушек размещены в плоскостях, проходящих через вертикаль компаса, ось, совпадающая с направлением магнитной оси катушки, наклонена относительно линии, проходящей через центры катушки и магнитного чувствительного элемента, на угол, определяемый формулой
где - угол между осью, совпадающей с направлением магнитной оси катушки, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента;
- угол между вертикалью, проходящей через центр катушки электромагнитного компенсатора, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента,
при этом повышение эффективности электромагнитного компенсатора обеспечивается соотношением магнитного момента M и массы обмотки P его катушки, определяемым зависимостью
где M - магнитный момент катушки электромагнитного компенсатора;
P - масса обмотки катушки;
макс - предельно допустимая плотность тока в обмотке катушки, не вызывающая нагрева обмотки относительно температуры окружающей среды;
пр - плотность материала провода обмотки;
R - максимальный радиус обмотки;
r - минимальный радиус обмотки,
причем отношение
Предлагаемый магнитный компас представлен на фиг. 1 - 3. На фиг. 1 представлен общий вид компаса с ЭМК. На фиг. 2 - размещение катушек. На фиг 3 - основные параметры катушки и ее расположение. Магнитный компас содержит (фиг. 1) магнитный чувствительный элемент 1, размещенный в котелке 2, и электромагнитный компенсатор 3, включающий две продольные катушки X4 и две поперечные катушки Y5 (фиг. 2). Положения катушек (фиг. 2 и 3) определяются углами , отсчитываемыми от вертикали, проходящей через центр катушки, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента (точка A фиг. 2 и 3), причем магнитные оси катушек размещены в плоскостях, проходящих через вертикаль компаса 6, и наклонены относительно линий, соединяющих центры катушек и магнитного чувствительного элемента на угол . Магнитные моменты катушек M"x, M""x, M"y, M""y (фиг.2). На фиг. 3 представлены основные параметры катушек:
R - радиус наружного слоя обмотки катушки;
r - радиус внутреннего слоя обмотки катушки;
l - высота обмотки катушки;
D/2 - расстояние между вертикалью компаса 6 и внутренней стенкой нактоузного компаса;
- расстояние между центром катушки и центром магнитного чувствительного элемента (точка A);
T - полный вектор индукции магнитного поля катушки;
ЦМС - центр магнитной системы компаса;
- угол, отсчитываемый от вертикали до оси, совпадающей с направлением магнитной оси катушки;
- угол между вертикалью, проходящей через центр катушки электромагнитного компенсатора, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента;
- угол между осью, совпадающей с направлениями магнитной оси катушки, и линией, соединяющей центры катушки и магнитного чувствительного элемента;
- угол между линией, соединяющей центр катушки и центр магнитной системы, и направлением вектора T. Предлагаемое устройство работает таким образом. При протекании постоянного тока через обмотки катушек компенсатора, соединенных последовательно и согласно, в области чувствительного элемента компаса создается магнитное поле, модуль вектора индукции которого равен, а сам вектор противоположно направлен по отношению к вектору поля, создаваемого источником девиации. Поскольку катушки компенсатора наклонены на равные углы к плоскости палубы и симметричны, суммарный вектор поля катушек направлен параллельно плоскости палубы. Благодаря тому, что катушки наклонены на угол к вертикали, связанный с углом соотношением (1), проекции вектора, перпендикулярные палубе, отсутствуют векторы поля T и их проекции на эту плоскость максимальны. Отношение магнитного момента и поля, создаваемого катушками, к массе провода обмоток катушек, обуславливающего эффективность компенсатора, максимально при отношении максимального и минимального радиусов обмоток катушек, равного 3. Предлагаемое изобретение по сравнению с прототипом обеспечивает уменьшение материалоемкости и трудоемкости изготовления катушек ЭМК, что в свою очередь снижает стоимость магнитного компаса. При этом обеспечивается увеличение диапазона компенсируемого магнитного поля помехи, что повышает эффективность работы ЭМК и компаса в целом.
Класс G01C17/02 магнитные компасы
магнитный компас - патент 2338157 (10.11.2008) | |
магнитный компас - патент 2323413 (27.04.2008) | |
магнитный компас - патент 2305825 (10.09.2007) | |
магнитный компас - патент 2289786 (20.12.2006) | |
магнитный компас - патент 2247322 (27.02.2005) | |
безындукционный сдвоенный широтный компенсатор - патент 2239786 (10.11.2004) | |
магнитный компас - патент 2196962 (20.01.2003) | |
монета - патент 2180182 (10.03.2002) | |
магнитный компас - патент 2161776 (10.01.2001) | |
магнитный компас - патент 2104489 (10.02.1998) |