гидравлическое устройство для удержания руля относительно рамы мотоцикла
Классы МПК: | B62K21/00 Рулевые устройства B62H5/06 воздействующие на вилку переднего колеса или на рулевую колонку G05G5/04 стопоры для ограничения перемещения элементов, например регулируемые стопоры |
Автор(ы): | Черных В.П. |
Патентообладатель(и): | Черных Виталий Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-11-30 публикация патента:
10.02.2001 |
Изобретение относится к области рулевых устройств мотоциклов, в частности к запирающим устройствам, воздействующим на вал вилки переднего колеса. Вал вилки переднего колеса связан с валом шестерни (2), взаимодействующей с рейкой (4). Концы рейки (4) снабжены плунжерами (5), расположенными в цилиндрах (6). Цилиндры (6) герметично соединены трубопроводом (9), снабженным запорным клапаном. Цилиндры (6), трубопровод (9) и запорный клапан образуют заполненный жидкостью замкнутый контур. Запорный клапан соединен тросом с рукояткой на руле мотоцикла. Предлагаемое техническое решение позволяет при движении мотоцикла удержать переднее колесо в одной плоскости с задним колесом и преодолеть препятствие на дороге без опрокидывания. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Гидравлическое устройство для удержания руля относительно рамы мотоцикла, включающее в себя корпус, который своим кронштейном прочно связан с кронштейном на раме мотоцикла, внутри корпус содержит шестерню, вал которой связан с валом вилки переднего колеса мотоцикла, причем зубья шестерни входят в зацепление с зубьями рейки, соединенной с плунжерами, которые помещены в цилиндры, при этом цилиндры герметично соединены трубопроводом с образованием замкнутого контура, а на трубопроводе установлен запорный клапан, действием которого управляют тросом в оболочке и рычагом на руле мотоцикла.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам управления мотоциклами и мотороллерами. При быстрой езде на мотоциклах по дорогам с неровным покрытием, например крупным гравием, отдельные булыжники которого достигают опасных для движения размеров, или по разбитому асфальту, на котором имеются глубокие выбоины, и особенно при езде по бездорожью на пересеченной местности с разнообразными и многочисленными препятствиями возникает аварийная ситуация, вследствие которой управлять мотоциклом становится затруднительно. При быстрой езде по плохой дороге необходимо обладать большой физической силой, чтобы удержать руль и предотвратить опрокидывание мотоцикла. При наезде мотоцикла с большой скоростью на препятствие, например на крупный булыжник или на глубокую канаву под углом к направлению движения, руль "вышибает" из рук водителя, переднее колесо мотоцикла устанавливается поперек движения мотоцикла и мотоцикл вследствие инерции опрокидывается. При быстрой езде по дороге с хорошим покрытием обстановка остается также опасной. Аварийная ситуация может произойти при неожиданном возникновении препятствия, особенно когда водитель не может воспользоваться тормозами или совершить "левый разворот". Такая ситуация может возникнуть при вероятности лобового столкновения со встречным видом транспорта в стесненных условиях, например при неожиданном появлении транспорта после крутого поворота с плохим обзором, на узкой дороге или при выезде на встречную полосу движения при обгоне попутного транспорта. Тормоза и "левый разворот" в этом случае не помогают. Единственным выходом из сложившейся ситуации и для предотвращения неминуемого столкновения с транспортом необходимо быстро покинуть дорогу. Для этого нужно на полной скорости преодолеть кювет и выехать за пределы дороги. Однако сам кювет при езде через него с большой скоростью представляет смертельную опасность для водителя. Удержать руль водителю не удается, мотоцикл опрокидывается и водитель получает травму, часто со смертельным исходом. Для того, чтобы предотвратить опрокидывание мотоцикла, руль должен быть снабжен устройством, предотвращающим его произвольное вращение при наезде на препятствие. Однако современные конструкции отечественных и зарубежных мотоциклов таких устройств не имеют. В связи с изложенным я создал гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла. Конструкция этого устройства показана в продольном и поперечном разрезах на фиг. 1 и 2. Гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла включает в себя корпус 1, который своим кронштейном Ф прочно крепится к кронштейну Р на раме мотоцикла. Внутри корпуса 1 имеется шестерня 2, изготовленная за одно целое с валом, который установлен в корпусе 1 на подшипниках скольжения 3, вал шестерни 2, конец которого выходит из корпуса 1 наружу, имеет шлицы. Этими шлицами вал шестерни 2 соединяется со шлицами на внутренней поверхности полого вала В, вилки переднего колеса мотоцикла. Шестерня 2 своими зубьями входит в зацепление с зубьями рейки 4, которая в корпусе 1 совершает возвратно-поступательное перемещение в поперечном направлении корпуса 1. Зубчатая рейка 4 соединена с плунжерами 5, которые помещены в цилиндры 6 и уплотнены резиновыми кольцами 7, поперечное сечение стенок которых имеет круглую форму. Цилиндры 6 снабжены резьбовыми штуцерами 8 для присоединения трубопровода 9 замкнутого контура. Трубопровод 9 имеет запорный клапан, который включает в себя корпус 10, цилиндрическую заслонку 11, пружину 12 и крышку 13. Действием запорного клапана управляют тросом с применением троса в оболочке 14 и рычага 15, который установлен на руле 16. Цилиндры 6, трубопровод замкнутого контура 9 и корпус запорного клапана 10 заполнены тормозной жидкостью. Гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла работает следующим образом. При нажатии на рычаг 15 трос в оболочке 14 тянет цилиндрическую заслонку сечения канала К в корпусе 10. В результате этого возникает гидравлическое сопротивление для протока тормозной жидкости, плунжеры гидравлически затормаживают и передают свое действие на зубчатую рейку 4, которая также затормаживается и задерживает вращение руля. При полном перекрывании канала К заслонкой 11 перемещение тормозной жидкости останавливается, плунжеры 5 и связанная с ними зубчатая рейка 4 устанавливаются в неподвижном положении, и вилка переднего колеса неподвижно соединяется с рамой мотоцикла. Переднее колесо мотоцикла остается в одной плоскости с задним колесом, и мотоцикл преодолевает препятствие на дороге без опрокидывания. При освобождении рычага 15 заслонка 11 под действием пружины 12 возвращается в исходное положение, открывает канал К, выключает устройство из рабочего состояния, и руль мотоцикла свободно вращается. Гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла следует применять не только на одиночных (двухколесных) мотоциклах и мотороллерах. Такие гидравлические устройства целесообразно применять на мотоциклах с боковыми прицепами, потому что эти прицепы являются основными источниками заносов и опрокидывания мотоциклов при попадании колес прицепов в глубокие выбоины и продольные промоины на покрытиях дорог. Другим видом транспорта, который по моему мнению без гидравлического устройства удержания руля относительно рамы нельзя эксплуатировать, является грузовой мотороллер на трех колесах. Наличие дифференциала в приводе ведущих колес является причиной частых заносов и "вылета" грузового мотороллера на встречную полосу движения при наезде заднего колеса на препятствие, например на крупный булыжник или глубокую выбоину, а также при езде по скользкой дороге, например по гололеду. Грузовые мотороллеры на трех колесах, снабженные гидравлическими устройствами удержания руля относительно рамы, по безопасности и удобству вождения становятся такими же надежными, какими являются автомобили на четырех колесах. Источники информацииМотоциклы ИЖ-350, ИЖ-49, Инструкции по эксплуатации. Мотоциклы ИЖ-Планета 3К, выпуск 1982 г., Инструкция по эксплуатации. Грузовой мотороллер "Муравей-2М-01" ТМЗ-5.402-02, ТМЗ-5.403-02К, ТМЗ-5.403-02Ф, Инструкция по эксплуатации и уходу; г. Тула, Машиностроительный завод. Мотоцикл "Сова" 3ДК 4.105, 3ДК 5.103, АО "Завод им. В.А.Дегтярева", г. Ковров Владимирской области, Инструкция по эксплуатации, стр. 10, рис. 11, стр. 11. Гидравлический демпфер руля мотоцикла. DE 2710651 B2, B 62 K 21/08.
Класс B62K21/00 Рулевые устройства
полноприводной велосипед - патент 2477239 (10.03.2013) | |
гоночный велосипед - патент 2460663 (10.09.2012) | |
двухколесное транспортное средство с амортизированной задней подвеской - патент 2453463 (20.06.2012) | |
транспортное средство - патент 2433935 (20.11.2011) | |
ручной привод для велосипеда - патент 2429154 (20.09.2011) | |
одноколейный веломобиль - патент 2424940 (27.07.2011) | |
велосипед с приводом на переднее управляемое колесо - патент 2414374 (20.03.2011) | |
велосипед с движением академической гребли - патент 2402451 (27.10.2010) | |
велосипед - патент 2391244 (10.06.2010) | |
способ управления трехколесным легковым автомобилем и устройство для его осуществления - патент 2369511 (10.10.2009) |
Класс B62H5/06 воздействующие на вилку переднего колеса или на рулевую колонку
противоугонное устройство - патент 2027628 (27.01.1995) |
Класс G05G5/04 стопоры для ограничения перемещения элементов, например регулируемые стопоры