транспортное средство
Классы МПК: | B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам B65G27/12 встряхивающие устройства, те устройства для получения движений с низкой частотой и большой амплитудой |
Автор(ы): | Белый Д.М. |
Патентообладатель(и): | Ульяновский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-17 публикация патента:
20.02.2001 |
Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с колебательным приводом. Транспортное средство содержит горизонтальную раму с парами передних и задних колес, колодками трения и инерционной массой, установленную на рельсовых направляющих, приподнятых над поверхностью земли и связанных с возбудителем низкочастотных гармонических колебаний. Рельсовые направляющие закреплены с возможностью перемещения колес по их верхней и нижней поверхностям. Задняя пара колес размещена под рельсовыми направляющими и имеет контакт с их нижней поверхностью. Колодки трения установлены попарно в передней и задней частях рамы на одной вертикали с колесами и имеют контакт соответственно с нижней и верхней поверхностями рельсовых направляющих. Инерционная масса размещена в средней части рамы с возможностью установки выше и ниже плоскости рамы и регулировки величины удаления от рамы по вертикали. Изобретение направлено на упрощение конструкции и повышение скорости виброперемещения. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Транспортное средство, содержащее горизонтальную раму с двумя парами колес, колодками трения и инерционной массой, установленную на рельсовых направляющих, приподнятых над поверхностью земли и связанных с возбудителем низкочастотных гармонических колебаний, отличающееся тем, что рельсовые направляющие закреплены с возможностью перемещения колес по их верхней и нижней поверхностям, при этом задняя пара колес размещена под рельсовыми направляющими и введена в контакт с их нижней поверхностью, колодки трения установлены попарно в передней и задней частях рамы на одной вертикали с колесами и введены в контакт соответственно с нижней и верхней поверхностями рельсовых направляющих, а инерционная масса размещена в средней части рамы с возможностью установки выше и ниже плоскости рамы и регулировки величины удаления от рамы по вертикали.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с колебательным приводом. Известно транспортное средство, содержащее горизонтальные платформы, соединенные с колебательным приводом и опирающиеся на шарнирно установленные пластинчатые упругие опорные элементы, расположенные под углом к вертикали и выполненные в виде сегментов /см. авт. свид. СССР N 1421598, кл, B 62 D 57/02, 1988 г./. Недостатками известного устройства являются предельная сложность конструкции, а также значительные затраты потребляемой при перемещении энергии. Известно также транспортное средство с вибродвижителем, включающее установленный в корпусе генератор механических колебаний в виде качающейся неуравновешенной массы, соединенной с приводным валом двигателя /см. авт. свид. СССР N 522095, кл. B 62 D 57/02, 1976 г./. Недостатками известного устройства являются значительные энергозатраты на перемещение, сложность конструкции, сравнительно низкая скорость виброперемещения. Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является самоходное транспортное средство, включающее горизонтальную раму с двумя парами колес и колодками трения, установленную на направляющих перемещения /см. авт. свид. СССР N 749726, кл. B 62 D 63/02, B 60 T 1/06, 1980 г./, и принятое за прототип. К причинам, препятствующим достижению указанного выше технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что известное устройство характеризуется значительной сложностью конструкции и большими энергозатратами на перемещение. Сущность изобретения заключается в создании самоходного транспортного средства с интенсивным линейным перемещением за счет преобразования внешних гармонических колебаний в импульсные однонаправленные механические воздействия. Технический результат - упрощение конструкции устройства и снижение энергозатрат на виброперемещение. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном транспортном средстве, содержащем горизонтальную раму с двумя парами колес, колодками трения и инерционной массой, установленной на рельсовых направляющих, приподнятых над поверхностью земли и связанных с возбудителем низкочастотных гармонических колебаний, особенность заключается в том, что рельсовые направляющие закреплены с возможностью перемещения колес по их верхней и нижней поверхностям, при этом задняя пара колес размещена под рельсовыми направляющими и введена в контакт с их нижней поверхностью, колодки трения установлены попарно в передней и задней частях на одной вертикали с колесами и введены в контакт соответственно с нижней и верхней поверхностями рельсовых направляющих, а инерционная масса размещена в средней части рамы с возможностью установки выше и ниже плоскости рамы и регулировки величины удалены от рамы по вертикали. Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство, общий вид: на фиг. 2 - вид А на фиг. 1. Устройство содержит горизонтальную раму 1 с двумя парами колес 2, 3, колодками трения 4, 5 и инерционной массой 6, установленную на рельсовых направляющих 7, приподнятых над поверхностью земли 8 с помощью стоек 9, связанных с возбудителем 10 низкочастотных колебаний, при этом рельсовые направляющие 7 закреплены на стойках 9 с возможностью перемещения колес 2, 3 по их верхней и нижней поверхностям, задняя пара колес 3 размещена под рельсовыми направляющими 7 с помощью закрепленного на раме 1 кронштейна 11 и введена в контакт с их нижней поверхностью, колодки трения 4, 5 установлены попарно в передней /колодки 4/ и задней /колодки 5/ частях рамы 1 на одной вертикали с колесами 2, 3 и введены в контакт соответственно с нижней и верхней поверхностями рельсовых направляющих 7, инерционная масса 6 размещена в средней части рамы 1 с возможностью установки выше и ниже плоскости рамы 1 и регулировки величины удаления от рамы 1 по вертикали. Для этого инерционная масса 6 навернута на резьбовой стержень 12, прикрепленный к раме 1 с помощью цилиндрического шарнира 13, обеспечивающего поворот массы 6 в вертикальной плоскости в прорези 14 рамы 1 с возможностью установки и фиксации инерционной массы на заданном расстоянии от рамы 1 выше или ниже ее плоскости. Работа устройства осуществляется следующим образом. Считаем, что инерционная масса 6 установлена выше плоскости рамы 1, как показано на чертежах. Пусть в первый полупериод внешних вибрационных воздействий вибровозбудитель 10 прикладывает к стойкам 9 и соответственно к рельсовым направляющим 7 импульс ускорения, направленный вправо /сплошные стрелки на фиг. 1/. При этом за счет инерционных сил масса 6 стремится сместиться влево, прикладывая к раме 1 как действующую влево инерционную силу, так и направленный против часовой стрелки вращающий момент инерционных сил. Под действием данного момента пары колес 2 и 3 прижимаются соответственно к верхней и нижней поверхностям направляющих 7, а пары колодок трения 4 и 5 открываются от поверхностей направляющих 7. Действующая влево инерционная сила преодолевает сравнительно небольшую по величине силу трения качения колес 2, 3 и обуславливает смещение в данный полупериод рамы 1 влево. Во второй полупериод действия внешних вибраций, когда импульс ускорения со стороны вибровозбудителя 10 направлен влево /пунктирные стрелки на фиг. 1/, масса 6 за счет инерционных сил стремится сместиться вправо, прикладывая к раме 1 действующую вправо инерционную силу и направленный по часовой стрелке вращающий момент инерционных сил. Под действием данного момента пары колодок трения 4, 5 прижимаются соответственно к нижней и верхней поверхностям направляющих 7, а пара колес 2 и 3 отрываются от поверхностей направляющих. Действующая вправо инерционная сила недостаточна для преодоления значительной по величине силы трения скольжения колодок 4, 5 вследствие чего рама 1 в данный полупериод не смещается относительно направляющих 7. В результате при постоянном действии вибраций происходит непрерывное интенсивное однонаправленное перемещение рамы 1 влево по направляющим 7. При необходимости движения транспортного средства вправо инерционная масса 6 на стержне 12 поворачивается в положение ниже плоскости рамы 1. Для регулировки усилий прижатия колес 2, 3 и колодок трения 4, 5 к направляющим 7 изменяется момент инерционных сил массы 6. С этой целью изменяется величина удаления массы 6 от рамы 1 либо путем изменения угла поворота стержня 12 в шарнире 13 с фиксацией, либо путем перемещения массы 6 по резьбе стрежня 12 также с фиксацией. Очевидно, что данное устройство характеризуется предельной простой конструкцией, а также простотой регулировки и эксплуатации. Устройство позволяет резко снизить энергозатраты за счет возможности использования для виброперемещения случайных паразитных вибраций, возникающих при производственных, технологических процессах, при перемещении других транспортных средств.Класс B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам
движитель для снегохода - патент 2523155 (20.07.2014) | |
движитель для снегохода - патент 2523154 (20.07.2014) | |
шаговиброкат - патент 2522215 (10.07.2014) | |
снегоход - патент 2521157 (27.06.2014) | |
транспортное средство для движения по снегу - патент 2521151 (27.06.2014) | |
способ перемещения снегохода - патент 2521148 (27.06.2014) | |
шагающее транспортное средство - патент 2516958 (20.05.2014) | |
шагающий движитель - патент 2513348 (20.04.2014) | |
универсальное транспортное средство суперманевренности и суперпроходимости - патент 2512055 (10.04.2014) | |
средство транспортное болотоходное - патент 2511195 (10.04.2014) |
Класс B65G27/12 встряхивающие устройства, те устройства для получения движений с низкой частотой и большой амплитудой