устройство привода вала отбора мощности транспортного средства
Классы МПК: | B60K17/28 отличающиеся устройством, расположением или типом механизма отбора мощности |
Автор(ы): | Жаворонков А.В., Какунин С.С., Козлов Г.А., Рыбьев В.И., Телушкин А.В., Толмачев А.Н., Харкун Б.И. |
Патентообладатель(и): | ОАО "Научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-10-19 публикация патента:
10.03.2001 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах. Устройство привода вала отбора мощности транспортного средства содержит гидромеханическую коробку передач, включающую в себя гидротрансформатор, продольная ось которого расположена параллельно валу отбора мощности, шестерни и валы. Упомянутая коробка передач снабжена гидроуправляемой фрикционной муфтой для управления валом отбора мощности, а шестерня, жестко связанная с валом отбора мощности, находится в зацеплении с шестерней одного из промежуточных валов коробки передач, которая свободно установлена на этом валу посредством подшипника, при этом ведомые диски фрикционной муфты связаны с указанной шестерней, а ведущие диски фрикционной муфты связаны с шестерней, также свободно установленной на том же валу посредством подшипника и находящейся в зацеплении с шестерней, жестко соединенной с турбинным валом гидротрансформатора. Изобретение позволяет повысить производительность. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащее гидромеханическую коробку передач, включающую в себя гидротрансформатор, продольная ось которого расположена параллельно валу отбора мощности, шестерни и валы, отличающееся тем, что коробка передач снабжена гидроуправляемой фрикционной муфтой для управления валом отбора мощности, а шестерня, жестко связанная с валом отбора мощности, находится в зацеплении с шестерней одного из промежуточных валов коробки передач, которая свободно установлена на этом валу посредством подшипника, при этом ведомые диски фрикционной муфты связаны с указанной шестерней, а ведущие диски фрикционной муфты связаны с шестерней, также свободно установленной на том же валу посредством подшипника и находящейся в зацеплении с шестерней, жестко соединенной с турбинным валом гидротрансформатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется отбор мощности для различных нужд эксплуатации, в частности в коммунальных и строительно-дорожных машинах для привода навесного оборудования. Известно устройство привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащее гидромеханическую коробку передач, включающую в себя гидротрансформатор, продольная ось которого расположена параллельно валу отбора мощности, шестерни и валы [1]. По своей технической сущности и достигаемому результату данное техническое решение является наиболее близким к предложению заявителя и поэтому принято за прототип. Недостатком известного решения является то, что включение и выключение вала отбора мощности, производимое зубчатой муфтой, можно производить только при невращающихся шестернях коробки передач. При этом для машин, у которых вал отбора мощности работает при движении машины, например у таких машин, как снегоочистители, косилки и др. машин с активным рабочим органом, необходимо для включения вала отбора мощности остановить машину, выключить двигатель, включить зубчатую муфту, затем вновь завести двигатель и тронуть машину. Или же, для неиспользования указанных операций трансмиссия должна быть снабжена муфтой сцепления, что в случае гидромеханической трансмиссии практически не применяется. Перечисленные недостатки в совокупности приводят к потерям производительности машин, так как требуют дополнительного времени, а также повышают утомляемость водителя. Таким образом, основной задачей, решаемой в данном предложении, является повышение производительности машины. Указанная задача решается тем, что в устройстве привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащем гидромеханическую коробку передач, включающую в себя гидротрансформатор, продольная ось которого расположена параллельно валу отбора мощности, шестерни и валы, коробка передач снабжена гидроуправляемой фрикционной муфтой для управления валом отбора мощности, а шестерня, жестко связанная с последним, находится в зацеплении с шестерней одного из промежуточных валов коробки передач, которая свободно установлена на этом валу посредством подшипника, при этом ведомые диски фрикционной муфты связаны с указанной шестерней, а ведущие диски фрикционной муфты связаны с шестерней, также свободно установленной на том же валу посредством подшипника и находящейся в зацеплении с шестерней, жестко соединенной с турбинным валом трансформатора. На чертеже изображено предложенное устройство схематично. Устройство привода вала отбора мощности транспортного средства состоит из гидромеханической коробки передач 1, гидротрансформатора 2, вала отбора мощности 3, расположенного параллельно продольной оси 4, гидротрансформатора 2. Насосное колесо 5 трансформатора 2 связано с двигателем 6. Шестерня 7 жестко связана с валом 8 турбинного колеса 9 гидротрансформатора 2 и находится в зацеплении с шестерней 10, свободно установленной на промежуточном валу 11 посредством подшипника 12. На этом валу 11 свободно установлена на подшипнике 13 шестерня 14, находящаяся в зацеплении с шестерней 15, жестко связанной с валом отбора мощности 3. Ведомые диски 16 гидроуправляемой муфты 17 связаны с шестерней 14, а ведущие диски 18 муфты 17 связаны с шестерней 10. Работает устройство следующим образом. Для включения вала отбора мощности, не останавливая машины и не включая двигателя, включают муфту 17 и ведущие диски 18 смыкаются с ведомыми дисками 16. Для выключения вала диски муфты 17 размыкают. Таким образом, благодаря введению гидроуправляемой фрикционной муфты, связанной со свободно установленными на промежуточном валу шестернями, достигается увеличение производительности машины за счет исключения пауз, обусловленных остановкой машины, выключением двигателя, затем включением двигателя и троганием машины. Одновременно снижается утомляемость водителя за счет исключения лишних операций. Следует отметить, что для введения в коробку фрикционной муфты не требуется специальных устройств, так как муфта с шестернями устанавливается в коробку на имеющийся промежуточный вал. Источники информации1. Авторское свидетельство СССР N 870209, кл. B 60 K 17/28, 1981 г.
Класс B60K17/28 отличающиеся устройством, расположением или типом механизма отбора мощности