способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F01N3/10 термическим или каталитическим превращением токсичных компонентов выхлопа
B01D53/94 каталитическими способами
B01J23/34 марганец
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Воропанова Лидия Алексеевна
Приоритеты:
подача заявки:
1999-06-08
публикация патента:

Изобретение относится к очистке газов от экологически опасных составляющих и может быть использовано для очистки выхлопных газов ДВС. Целью изобретения является создание эффективного и недорого способа очистки выхлопных газов. Способ заключается в том, что в качестве катализатора окисления оксида углерода, углеводородов и других экологически опасных составляющих используют анодный шлам, образующийся при электролитическом восстановлении цинка из сульфатных растворов. 2 табл., 1 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, включающий подготовку катализатора, контакт катализатора и выхлопных газов, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют анодный шлам, образующийся при электролитическом восстановлении цинка из сульфатных растворов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют анодный шлам, образующийся на свинцовом аноде, состава, мас.%:

MnO2 - Более 50

PbO2 - До 15

Ag2O - До 0,15

Примеси - Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области очистки газов от экологически опасных составляющих и может быть использовано для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), а также для обезвреживания отходящих газов промышленных предприятий, ТЭЦ, асфальтобетонных заводов и других технологических производств и агрегатов, содержащих в своем составе минеральные и органические аэрозоли, монооксид углерода, оксиды азота, серы, тяжелых металлов, хлориды, фториды и органические соединения.

Известен [Тезисы докладов межотраслевой конференции "Решение экологических проблем г. Москвы в рамках программы "Конверсия - городу", г. Москва, 1994 г. , стр. 201-202] способ очистки отработанных газов ДВС с применением платино-палладиевых и алюмомеднохроматовых катализаторов.

Недостатками способа являются высокая стоимость, возникновение эффектов блокировки пор, капсулирования в них ряда органических соединений, отравление катализатора соединениями свинца, отсутствие термостойкости.

Наиболее близким техническим решением является способ [Патент РФ N 2029107, МПК6 F 01 N 3/00, опубл. БИ N 5, 1995 г.] очистки выхлопных газов ДВС с использованием катализатора, выполненного из благородного металла, нанесенного на грунтовочное покрытие из оксида алюминия, нанесенного на подложку, выполненную из жаростойкого высокопористого материала (кардиерит, нихром, никелид алюминия или нержавеющая сталь пористостью 85-95%).

Недостатками прототипа являются высокая стоимость используемых материалов, сложность изготовления, а также недостаточная очистка от монооксида углерода.

Задачей изобретения является создание эффективного и недорого способа очистки выхлопных газов ДВС от экологически опасных составляющих.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в достижении высокой степени очистки пылегазовой смеси от экологически опасных составляющих с одновременной экономичностью процесса.

Этот технический результат достигается тем, что в известном способе очистки выхлопных газов ДВС, включающем подготовку катализатора, контакт катализатора и выхлопных газов, в качестве катализатора используют анодный шлам, образующийся при электролитическом восстановлении цинка из сульфатных растворов, в частности, шлама, образующегося на свинцовом аноде состава, мас. %: MnO2 - более 50, PbO2 - до 15, Ag2O - до 0,15, примеси - остальное. Аналогичным образом можно использовать шлам, образующийся и на других анодах.

Сущность способа поясняется схемой взаимодействия каталитического материала с очищаемым газом, представленной на чертеже.

Выхлопные газы через входной патрубок 1 проходят через завихритель 2, где приобретают вращательный момент, поступают в корпус 3, вдоль стенок которого расположен катализатор 4, и через выхлопной патрубок 5 очищенный газ поступает в атмосферу.

Поступая в корпус, с помощью завихрителя выхлопные газы, прижатые к поверхности катализатора, совершают движение по спирали с одновременным поступательным перемещением от входного патрубка к выходному.

Центробежные силы, возникающие при вращательном движении выхлопных газов и создающие достаточной силы давление (удар) на пористую поверхность катализатора, а также температура более 100oC поверхности катализатора обеспечивают максимальный массообмен на границе твердого /газ при минимальном сопротивлении движению газа в процессе очистки.

Отсутствие сопротивления движению газа по сечению устройства обеспечивает максимально щадящий режим работы двигателя.

Одновременно осуществляется очистка от аэрозолей за счет осаждения, прилипания и сепарации на пористых частицах катализатора.

Пример конкретного выполнения способа.

Для испытания использовали ДВС автомобиля "Жигули" модели ВАЗ-21-06. В качестве топлива использовали бензин марки А-76.

Газовую смесь контролировали на содержание оксида углерода газоанализатором марки АФА-121 и на содержание углеводородов газоанализатором марки УГ-2.

В табл. 1 и 2 даны результаты очистки газа от оксида углерода (табл. 1) и углеводородов (табл. 2) для различных условий работы катализатора.

В качестве катализатора использовали анодный шлам состав, мас.%: MnO2 53,9, PbO2 - 15, Ag2O - 0,06, примеси - остальное. Предварительно анодный шлам отмывали от остатка электролита и сушили на воздухе.

Из данных табл. 1 следует, что очистка выхлопных газов от монооксида углерода при использовании в качестве катализатора анодного шлама при температуре выше 150oC осуществляется до норм ПЛК.

Из данных табл. 2 следует, что очистка выхлопных газов от углеводородов при использовании в качестве катализатора анодного шлама при температуре выше 150oC более чем на 70%.

Сущность каталитического воздействия анодного шлама заключается в том, что при образовании в электрохимическом процессе анодного окисления составляющих шлама происходят физико-химические и структурные превращения, приводящие к образованию соединений, обладающих эффективным каталитическим действием в процессе окисления оксида углерода и углеводородов.

При необходимости анодный шлам легко прессуется в таблетки.

Кроме того, экспериментально установлено, что содержание аэрозолей снижается на 100%, значительно уменьшается содержание NOx и SO2.

По сравнению с прототипом использование анодного шлама - побочного продукта электрохимического восстановления металла из водного раствора электролита в качестве недорогого и эффективного катализатора окисления оксида углерода и углеводородов, а также других экологически опасных составляющих выхлопных газов ДВС не требует дополнительных расходов на его изготовление.

Класс F01N3/10 термическим или каталитическим превращением токсичных компонентов выхлопа

способ оценки концентрации кислорода на выходе дизельного катализатора окисления -  патент 2529297 (27.09.2014)
катализатор очистки выхлопных газов и способ его изготовления -  патент 2515542 (10.05.2014)
выхлопная система для двигателя внутреннего сгорания, работающего на бедных смесях -  патент 2504668 (20.01.2014)
удерживающие nox материалы и ловушки, устойчивые к термическому старению -  патент 2504431 (20.01.2014)
способ управления температурой отработавших газов -  патент 2490495 (20.08.2013)
система для очистки выхлопного газа -  патент 2490484 (20.08.2013)
устройство для снижения токсичности отработавших газов дизельного двигателя -  патент 2479341 (20.04.2013)
катализатор для очистки отработавших газов и способ его производства -  патент 2478427 (10.04.2013)
катализатор нейтрализации отработанных газов и способ его получения -  патент 2477176 (10.03.2013)
очищающий от дисперсных частиц материал, фильтр-катализатор для очистки от дисперсных частиц с использованием очищающего от дисперсных частиц материала и способ регенерирования фильтра-катализатора для очистки от дисперсных частиц -  патент 2468862 (10.12.2012)

Класс B01D53/94 каталитическими способами

фильтр для фильтрования вещества в виде частиц из выхлопных газов, выпускаемых из двигателя с принудительным зажиганием -  патент 2529532 (27.09.2014)
фильтр для поглощения твердых частиц из отработавших газов двигателя с воспламенением от сжатия -  патент 2527462 (27.08.2014)
способ получения каталитического покрытия для очистки газов -  патент 2522561 (20.07.2014)
способ определения состояния восстановителя в баке для восстановителя -  патент 2522234 (10.07.2014)
композиция на основе оксидов циркония, церия и другого редкоземельного элемента при сниженной максимальной температуре восстанавливаемости, способ получения и применение в области катализа -  патент 2518969 (10.06.2014)
способ удаления загрязняющих примесей из отработавшего газа дизельного двигателя -  патент 2517714 (27.05.2014)
способ и каталитическая система для восстановления оксидов азота до азота в отработанном газе и применение каталитической системы -  патент 2516752 (20.05.2014)
дизельный окислительный катализатор с высокой низкотемпературной активностью -  патент 2516465 (20.05.2014)
способ получения наноструктурных каталитических покрытий на керамических носителях для нейтрализации отработавших газов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2515727 (20.05.2014)
катализатор очистки выхлопных газов и способ его изготовления -  патент 2515542 (10.05.2014)

Класс B01J23/34 марганец

способ получения олефиновых углеводородов c3-c5 и катализатор для его осуществления -  патент 2514426 (27.04.2014)
каталитическая добавка для окисления оксида углерода в процессе регенерации катализаторов крекинга и способ ее приготовления -  патент 2513106 (20.04.2014)
каталитический блок на основе пеноникеля и его сплавов для очистки газов от органических соединений, включая бензпирены, диоксины, оксиды азота, аммиака, углерода и озона -  патент 2491993 (10.09.2013)
катализатор для разложения озона и способ его получения -  патент 2491991 (10.09.2013)
конструктивный элемент с каталитической поверхностью, способ его изготовления и применение этого конструктивного элемента -  патент 2490063 (20.08.2013)
катализатор для очистки отходящих газов, содержащих летучие органические соединения, способ его получения и способ очистки отходящих газов, содержащих летучие органические соединения -  патент 2490062 (20.08.2013)
композиция, содержащая лантансодержащий перовскит на подложке из алюминия или из оксигидроксида алюминия, способ получения и применение в катализе -  патент 2484894 (20.06.2013)
способ каталитического превращения 2-гидрокси-4-метилтиобутаннитрила (гмтбн) в 2-гидрокси-4-метилтиобутанамид (гмтба) -  патент 2479574 (20.04.2013)
катализатор и способ конвертации природного газа в высокоуглеродистые соединения -  патент 2478426 (10.04.2013)
способ очистки сточных вод от фенолов -  патент 2476384 (27.02.2013)
Наверх