двигатель внутреннего сгорания
Классы МПК: | F02B41/00 Двигатели с устройствами, улучшающими преобразование тепловой энергии или энергии сжатой среды в механическую энергию F01L7/02 с золотниками цилиндрической, трубчатой или частично кольцевой формы |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | Баканев Альберт Георгиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-08-04 публикация патента:
20.03.2001 |
Изобретение относится к области энергомашиностроения и предназначено для использования в качестве стационарной или передвижной силовой установки. Оно позволяет повысить эффективность и улучшить эксплуатационные возможности установки. ДВС "Бакань" представляет собой четырехтактный дизель, содержащий, по меньшей мере, одну пару цилиндров 1 и 2, сблокированных коаксиально (труба в трубе) с размещенными в них периферийным 3 и центральным 4 поршнями, посаженными на общий шатун 5. В головке цилиндров 6 размещен цилиндрический золотник 7, кинематически связанный с коленчатым валом и имеющий газоходы 8 и камеру сгорания 9. Во внутренней полости камеры сгорания движется возвратно-поступательно поршень 10, способный изменять рабочий объем камеры сгорания и регулировать степень сжатия двигателя в диапазоне от 1:7 до 1:20. Поршень 10 жестко контактирует с шаговой системой кулачкового механизма 11 с приводом от коленчатого вала. Поршни цилиндров осуществляют одновременное (параллельное) выполнение рабочих и подготовительных тактов цикла, а рабочий ход центральным поршнем совершается за каждый оборот коленчатого вала. Дизель "Бакань" имеет возможность увеличить весовое наполнение горючего заряда в 1,5-2 раза. Наличие отсекаемой камеры сгорания обеспечивает продолженное горение горючей смеси в избыточной воздушной среде, улучшает экологию отработанных газов, расширяет эксплуатационные возможности в части использования различных видов топлива, исключает детонацию и дымление на холостом ходу. Высокая степень сжатия увеличит индикаторный КПД и экономию топлива. Полное отсутствие клапанов уменьшит вибрацию. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере одну пару цилиндров с размещенными в них поршнями, головку цилиндров, выполненную с каналами для пропуска газопродуктов, газораспределительный механизм с цилиндрическим золотником, размещенным на головке, выполненным с общей для пары цилиндров камерой сгорания и газоходами, снабженным корпусом и установленным на оси зубчатого колеса, кинематически связанного с коленчатым валом, при этом цилиндры установлены коаксиально (труба в трубе) с периферийным и центральным поршнями, посаженными заодно на общий шатун с возможностью периодического сообщения периферийного цилиндра с впускным газоходом, а центрального - с выпускным, а также с возможностью периодически находиться отсеченными или сообщающимися с камерой сгорания в соответствии с чередованиями тактов рабочего цикла, поршни цилиндров движутся возвратно-поступательно и осуществляют одновременное (параллельное) выполнение рабочих и подготовительных тактов цикла, а рабочий ход центральным поршнем совершается за каждый оборот коленчатого вала, отличающийся тем, что золотник выполнен составным, снабжен внутренним цилиндром, переходящим в камеру сгорания, в полости которого движется возвратно-поступательно поршень, способный изменять степень сжатия в отсеченной камере сгорания и посаженный жестко на толкатель, контактирующий с шаговой системой кулачкового механизма с переменными радиусами скольжения, кинематически связанного с коленчатым валом и механизмом фиксации и переключения (смены) кулачков с приводом от соленоидной катушки постоянного электротока.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к дизельным двигателям внутреннего сгорания. Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий, по меньшей мере, одну пару цилиндров с размещенными в них поршнями и головку, в которой размещен периодически сообщающийся с цилиндрами газораспределительный цилиндрический золотник, снабженный газоходами, камерой сгорания и зубчатым колесом, кинематически связанным с коленчатым валом (авт. свид. СССР N 828780, 1982). Известны также 4-тактные двигатели, включающие цилиндры, поршни, шатуны, коленчатый вал, газораспределительную систему клапанов с приводом от коленчатого вала (патент России N 2002081, 1993 - прототип). В известных двигателях:1) чередование тактов рабочего цикла происходит последовательно в каждом цилиндре, а рабочий ход совершается за два оборота коленчатого вала;
2) весовое наполнение цилиндров горючими газами для рабочего хода ограничено рабочим объемом цилиндра;
3) творение топливного заряда происходит непосредственно в цилиндре над поршнем с вероятностью проявления детонации;
4) тип горючего топлива и степень сжатия в камере сгорания задаются при конструировании двигателя и остаются неизменяемыми на весь период эксплуатации;
5) тенденция к росту количества клапанов и массы их приводов с вибрирующими колебаниями (шумов), ограничивающих рост числа оборотов двигателя. Цель изобретения - улучшить или исключить негативные моменты, отмеченные выше, повысить мощность двигателя, улучшить эксплуатационные возможности по экономии топлива и экологичности отходящих газов. Для решения поставленной задачи двигатель внутреннего сгорания содержит, по меньшей мере, одну пару цилиндров с размещенными в них поршнями, головку цилиндров, выполненную с каналами для пропуска газопродуктов, газораспределительный механизм с цилиндрическим золотником, размещенным на головке, выполненным с общей для пары цилиндров камерой сгорания и газоходами, снабженным корпусом и установленным на оси зубчатого колеса, кинематически связанного с коленчатым валом, при этом цилиндры установлены коаксиально (труба в трубе) с периферийным и центральным поршнями, посаженными за одно на общий шатун с возможностью периодического сообщения периферийного цилиндра с впускным газоходом, а центрального - с выпускным, а также с возможностью периодически находиться отсеченными или сообщающимися с камерой сгорания в соответствии с чередованием тактов рабочего цикла, поршни цилиндров движутся возвратно-поступательно и осуществляют одновременное (параллельное) выполнение рабочих и подготовительных тактов цикла, а рабочий ход центральным поршнем совершается за каждый оборот коленчатого вала, золотник выполнен составным, снабжен внутренним цилиндром, переходящим в камеру сгорания, в полости которого движется возвратно-поступательно поршень, способный изменять степень сжатия в отсеченной камере сгорания и посаженный жестко на толкатель, контактирующий с шаговой системой кулачкового механизма с переменными радиусами скольжения, кинематически связанного с коленчатым валом и механизмом фиксации и переключения (смены) кулачков с приводом от соленоидной катушки постоянного электротока. В предложенном двигателе "БАКАНЬ" принципиально изменяются: чередование тактов рабочего цикла, способ смесеобразования, тип камеры сгорания и условия горения топливного заряда. Для этого каждая пара цилиндров сблокирована коаксиально (труба в трубе) с периферийным и центральным поршнями, посаженными за одно на общий шатун с возможностью периодического сообщения периферийного цилиндра с впускным газоходом и центрального цилиндра с выпускным газоходом, а также с возможностью находиться периодически отсеченным или сообщающимся с камерой сгорания, в соответствии с чередованиями тактов рабочего цикла. Поршни цилиндра, двигаясь возвратно-поступательно, осуществляют одновременное (параллельное) выполнение рабочих и подготовительных тактов, а рабочий ход центральным поршнем совершается за каждый оборот коленчатого вала. При этом для обеспечения избыточного весового наполнения рабочего хода рабочий объем периферийного цилиндра больше рабочего объема центрального цилиндра в 1,5-2,0 раза. В головке цилиндров расположен общий для коаксиальных цилиндров газораспределительный золотник, включающий впускной (выпускной) газоход и камеру сгорания, способный совершать синхронное вращение с коленчатым валом и периодически отсекаться или сообщаться с цилиндрами в соответствии с чередованиями тактов рабочего цикла. При этом для работы двигателя "БАКАНЬ" в режиме дизель золотник выполнен составным, снабжен внутренним цилиндром, переходящим в камеру сгорания, в полости которого движется возвратно-поступательно поршень, способный изменять степень сжатия в отсеченной камере сгорания. Внутренний поршень посажен жестко на толкатель, контактирующий с шаговой системой кулачкового механизма с переменными радиусами скольжения, кинематически связанной с коленчатым валом и механизмом фиксации и переключения (смены) кулачков с приводом от соленоидной катушки постоянного электротока. На фиг. 1 представлен двигатель "БАКАНЬ" в положениях поршней ВМТ и НМТ;
на фиг. 2,а - разрез 2-2 золотника,
на фиг. 2,б - тело золотника;
на фиг. 3 - диаграмма фаз газораспределения;
на фиг. 4 - общий вид в аксонометрии. Двигатель "БАКАНЬ" включает, по меньшей мере, одну пару коаксиально расположенных цилиндров 1 и 2 с размещенными в них центральным 3 и периферийным 4 поршнями. В головке 5 цилиндров 1 и 2 размещен поворотный золотник 6 с установленным на его оси зубчатым колесом 7, снабженный общими для обоих цилиндров впускным (выпускным) газоходом 8 и камерой сгорания 9 во внутренней полости 9a, в которой свободно перемещается поршень 10, посаженный жестко на толкатель 11, контактирующий с кулачковым механизмом 12. Зубчатое колесо 7 и кулачковый механизм 12 кинематически связаны с коленчатым валом и синхронно вращаются в соответствии с чередованиями тактов рабочего цикла. Переключение (смена позиций) кулачков 12а, b, c, d и механизм фиксации 13 обеспечивает привод от соленоидной катушки 14 постоянного электротока, при этом смена позиции кулачков (4 поз.) будет соответствовать определенному достижению степени сжатия (от 1:10 до 1:20) в камере сгорания. Цилиндры включают центральную камеру 1а и две периферийные камеры - верхняя 2а и нижняя 2б (см. НМТ) с суммарным рабочим объемом в 1,5-2,0 раза больше объема камеры 1а. Камеры 1а и 2а, б разделены кольцеобразной перегородкой 15, а камеры 2а и 2б постоянно сообщаются между собой, для этого по периметру внутренней поверхности поршня 4 имеются перепускные каналы (вытачки) 16. Центральный 3 и периферийный 4 поршни свободно перемещаются в камерах 1а и 2а, б соответствующих цилиндров. Поршень 3 сопряжен с кривошипом коленчатого вала через втулку 17, палец 18 и шатун 19, а с поршнем 4 связан резьбовым соединением 20. Головка 5 включает корпус 21 с впускным патрубком 22 и окном 23, выпускным патрубком 24 и окном 25 и перепускными окнами 26 и 27, а также форсунку 28 для впрыска топлива. Кулачковый механизм 12 снабжен кулачками с перемещенными радиусами скольжения выступающих частей, расположенными на кулачковом валу 29, способными принимать 4-е шаговые позиции a, b, c, d в контакте с толкателем 11, при этом каждая позиция кулачков соответствует заданной степени сжатия, так кулачок 12а 1:10, кулачок 12б - 1:13, кулачок 12с - 1:17, кулачок 12d - 1: 20. Механизм переключения позиций кулачков 12а, b, c, d размещен на кулачковом валу 29, включает подпружиненный шариковый фиксатор 30, кольцеобразные желобки - вытачки 31, шлицевое соединение 32, шестерни 33, кинематически связанные с коленчатым валом, соленоидную катушку 34, внутри которой свободно перемещается продолжение кулачкового вала 29, источник постоянного электротока 35 для образования направленного магнитного поля в соленоидной катушке 14. Двигатель "БАКАНЬ" работает следующим образом. Поршни 3, 4 занимают положение ВМТ. Поршень 3 готовится совершать рабочий ход, а поршень 4 готов произвести всос воздуха. При этом золотник 6, а с ним камера сгорания 9 и газоход 8 продолжают разворачиваться (вращаясь синхронно с коленчатым валом) в сторону цилиндров окнами 9б и 8а. Камера сгорания 9 пока находится в отсеченном от цилиндров состоянии, заполнена топливным зарядом, допрессованным поршнем 10 до степени сжатия воспламенения горючего. В камеру сгорания 9 при переходе через ВМТ впрыскивается вторая порция топлива, продолжая фазу отсеченного горения до 34o поворота коленчатого вала. Камера 9 открывается к цилиндру 1 через пропускные окна 9а и 26, газы продолжают интенсивно расширяться (догорать) до 165o поворота коленчатого вала, обеспечивая рабочий ход поршню 3 (



1/ - впрыск форсункой 28 первой порции топлива и его испарение под воздействием температуры остаточных газов и стенок камеры сгорания (

2/ - почти одновременно поршень 10, ведомый толкателем 11, скользящим по максимальному радиусу кулачка 12а (

3/ - начнется первая фаза горения топливного заряда в избыточной воздушной среде, которая будет продолжаться с переходом через ВМТ. На следующих от 0o до 34o поворота коленчатого вала в отсеченной камере происходит второе впрыскивание топлива и продолжение горения (



Класс F02B41/00 Двигатели с устройствами, улучшающими преобразование тепловой энергии или энергии сжатой среды в механическую энергию
Класс F01L7/02 с золотниками цилиндрической, трубчатой или частично кольцевой формы