компоновка низа бурильной колонны для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин винтовым забойным двигателем
Классы МПК: | E21B7/08 особые устройства для изменения направления буровой скважины, например специальные буровые долота, конусные пробки для ухода в сторону, шарнирные отклонители E21B19/08 устройства для подачи штанг или тросов; устройства для увеличения или уменьшения нагрузки на буровой инструмент; устройства для уравновешивания веса штанг |
Автор(ы): | Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Власов А.В., Мессер А.Г., Потапов Ю.Ф. |
Патентообладатель(и): | ОАО НПО "Буровая техника" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-06-16 публикация патента:
27.03.2001 |
Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин. Сущность изобретения заключается в том, что между нижней трубой бурильной колонны и забойным двигателем установлена телескопическая система, состоящая из цилиндра и расположенного внутри него поршня, причем цилиндр в нижней части выполнен с отверстиями, сообщающими его внутреннюю полость с затрубным пространством, и соединен с бурильной колонной, а поршень - с корпусом двигателя, кроме того, на верхнем торце поршня установлено посадочное седло для размещения в нем стационарной или сбрасываемой насадки, выполняемой с хвостовиком под овершот. Изобретение позволяет осуществлять регулирование нагрузки на забой в процессе бурения. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Компоновка низа бурильной колонны для бурения скважины винтовым забойным двигателем, состоящая из бурильной колонны, долота и винтового забойного двигателя и телескопической системы, установленной между нижней трубой бурильной колонны и двигателем и состоящей из цилиндра, соединенного с бурильной колонной, и расположенного внутри него поршня, соединенного с корпусом двигателя, отличающаяся тем, что в нижней части цилиндра выполнены отверстия, сообщающие внутреннюю полость цилиндра с затрубным пространством, при этом на верхнем конце поршня установлено посадочное седло для размещения в нем стационарной или сбрасываемой насадки, выполненной с хвостовиком под овершот.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин. Известна компоновка забойного двигателя, которая спускается в скважину на колонне бурильных труб [1]. Известна также компоновка низа бурильной колонны для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин, состоящая из колонны бурильных труб, долота, забойного двигателя и телескопического устройства, установленного между нижней трубой бурильной колонны и забойным двигателем [2]. Однако техническое решение по а.с. N 268341 является конструктивно весьма сложным и не позволяет осуществлять регулирование нагрузки на забой в процессе бурения. Задача решается за счет того, что компоновка низа бурильной колонны для бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин винтовым забойным двигателем, состоящая из бурильной колонны, долота и винтового забойного двигателя с опорно-центрирующими элементами на его корпусе, снабжена телескопической системой, установленной между нижней трубой бурильной колонны и винтовым забойным двигателем и состоящей из цилиндра и расположенного внутри него поршня, причем цилиндр выполнен в нижней части с отверстиями, сообщающими его внутреннюю полость с затрубным пространством и соединен с бурильной колонной, а поршень - с корпусом двигателя, при этом на верхнем торце поршня установлено седло для размещения в нем стационарной или сбрасываемой насадки, выполненной с хвостовиком под овершот. Сущность изобретения заключается в оснащении компоновки телескопическим устройством, состоящим из выполненного с отверстиями цилиндра, соединенного с бурильной колонной, и поршня, соединенного с корпусом двигателя. Указанные признаки обеспечивают создание гидравлической нагрузки на корпус двигателя независимо от положения двигателя в скважине с последующей передачей ее на долото и поддержание заданной осевой нагрузки на долото, при этом выполнение отверстий в нижней части цилиндра благодаря изменению давления в системе позволяет иметь информацию на поверхность о проходе двигателя. Кроме того, размещение на верхнем торце поршня посадочного седла позволяет регулировать нагрузки на долото путем установки стационарной или сбрасываемой насадки. На фиг. 1 представлена схема компоновки, на фиг. 2 по перечный разрез устройства АА, на фиг. 3 - фрагмент поршня с установленной в нем насадкой, на фиг. 4 - фрагмент поршня с насадкой сбрасываемого типа, а на фиг. 5 - линия давления на стояке насоса в процессе бурения. Компоновка (фиг. 1) состоит из бурильных труб 1, винтового забойного двигателя 2 с опорно-центрирующим элементом 3 и долота 4. Нижний конец бурильной трубы 1 через переводник 5 соединяется с цилиндром 6, в нижней части которого выполнены отверстия 7, соединяющие его внутреннюю полость с затрубным пространством. Внутри цилиндра расположен поршень 9 с хвостовиком 10, имеющим сквозной центральный канал 11. Хвостовик 10 посредством резьбы соединен с верхним переводником 12 двигателя 2. В расточке нижней части цилиндра (фиг. 2) выполнено шлицевое или другое соединение, контактирующее с аналогичным соединением на наружной поверхности хвостовика. Выходной вал 13 двигателя 2 связан с долотом 4. При подаче бурового раствора давление, определяемое перепадом в двигателе и долоте, действуя на верхний торец поршня, передается на корпус двигателя и создает осевую нагрузку на долото, пропорциональную площади поршня и перепаду давлений. По мере разбуривания забоя долото вместе с двигателем и поршнем перемещается вниз до тех пор, пока внутренняя полость труб не разгерметизируется через окна 7. В этот момент начинается падение давления в нагнетательной линии (фиг. 5), что является индикатором проходки двигателя, равной ходу поршневой группы Н. Для приведения компоновок в рабочее положение требуется осуществить спуск бурильной колонны 1 с тем, чтобы поршень 9 занял верхнее положение (изображенное на фиг. 1). Далее цикл будет повторяться. С целью регулирования осевой нагрузки на долото в процессе бурения в канале поршня 9 выполнено седло 14, в которое может вставляться стационарная 15 или сбрасываемая 16 насадка с хвостовиком 17 (фиг. 4), что позволит регулировать перепад давлений и в конечном счете нагрузку на долото. Предложенная компоновка низа бурильной колонны дает экономический эффект при наклонно направленном и горизонтальном бурении (поддержание заданной осевой нагрузки на долото) и бурении на гибкой непрерывной трубе (устраняется необходимость применения утяжеленных труб). Источники информации1. Гусман М.Т. и др. Забойные винтовые двигатели для бурения скважин. - М.: Недра, 1981, с. 16-35. 2. Тагиев Э.И., Залкин С.Л. Способ подачи долота и установление нагрузки на забой при турбинном бурении и устройство для его осуществления. А. с. N 268341.
Класс E21B7/08 особые устройства для изменения направления буровой скважины, например специальные буровые долота, конусные пробки для ухода в сторону, шарнирные отклонители
Класс E21B19/08 устройства для подачи штанг или тросов; устройства для увеличения или уменьшения нагрузки на буровой инструмент; устройства для уравновешивания веса штанг