способ нанесения покрытий из металлических порошков
Классы МПК: | C23C24/10 с промежуточным образованием жидкой фазы в слое |
Автор(ы): | Вашковец В.В. |
Патентообладатель(и): | Хабаровский государственный технический университет, Вашковец Виктор Владимирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-06-29 публикация патента:
10.04.2001 |
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам нанесения покрытий из порошковых материалов на поверхности деталей. Способ включает нанесение порошка на поверхность детали, нагрев детали и изотермическую выдержку, причем начальный нагрев детали осуществляют до момента достижения на стыке с порошковым материалом температуры, равной температуре плавления последнего, а затем нагрев прекращают и повторно возобновляют при снижении температуры до температуры спекания порошка, при которой осуществляют изотермическую выдержку. Изобретение направлено на повышение прочности сцепления порошкового материала с поверхностью детали за счет образования тонкого слоя расплава на стыке между поверхностью и порошковым материалом. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ нанесения покрытий из металлических порошков, включающий нанесение порошка на поверхность детали, нагрев детали и изотерическую выдержку, отличающийся тем, что начальный нагрев детали ведут до момента достижения на стыке поверхности детали с порошковым материалом температуры плавления последнего, а затем нагрев прекращают и повторно возобновляют при снижении температуры до температуры спекания порошка, при которой осуществляют изотермическую выдержку. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что одновременно с прекращением начального нагрева осуществляют охлаждение свободной поверхности детали и прекращают его при достижении на стыке между поверхностью детали и порошковым материалом температуры спекания последнего.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам нанесения покрытий из порошковых материалов на поверхности деталей. Известен способ нанесения покрытий из материалов на поверхность деталей, включающий нанесение "сырого" порошка, смешанного с флюсом, на поверхность детали, нагрев детали до температуры спекания порошка и изотермическую выдержку (Ярошевич В.К., Белоцерковский М.А. Антифрикционные покрытия из металлических порошков. "Наука и техника", 1981, с. 55-60). Однако, данный способ не обеспечивает надежного сцепления порошкового материала с поверхностью детали. В качестве ближайшего аналога выбран способ нанесения покрытий из порошковых материалов на поверхности деталей, включающий нанесение порошка на поверхность детали, ступенчатый нагрев до температуры спекания порошка и изотермическую выдержку (а.с. СССР N740406, кл. B 22 F, В 30 В 11/34). Данный способ не обеспечивает надежного сцепления порошкового материала с поверхностью детали, т.к. температура процесса не достигает температуры плавления порошка. Поэтому смачивания расплавом порошкового материала поверхности детали не происходит, а спекание осуществляется за счет протекания диффузионных процессов при припекании, не обеспечивающих высокой прочности сцепления. Техническая задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение - повышение прочности сцепления порошкового материала за счет образования тонкого слоя расплава на стыке между поверхностью детали и порошковым материалом. Указанный технический результат достигается тем, что в способе нанесения покрытий из металлических порошков, включающем нанесение порошка на поверхность детали, нагрев детали и изотермическую выдержку, согласно изобретению, начальный нагрев детали осуществляют до момента достижения на стыке с порошковым материалом температуры, равной температуре плавления последнего, а затем нагрев прекращают и повторно возобновляют при снижении температуры до температуры спекания порошка, при которой осуществляют изотермическую выдержку. Одновременно с прекращением начального нагрева осуществляют охлаждение свободной поверхности детали и прекращают его при достижении на стыке между поверхностью детали и порошковым материалом температуры спекания последнего. Проведение нагрева указанным способом обеспечивает расплавление порошкового материала на стыке с поверхностью детали и смачивание последней, чем обеспечивается надежное сцепление двух материалов. Причем в объеме порошковый материал не расплавляется, а спекается за счет всегда имеющего место градиента температур по толщине порошкового слоя. Охлаждение свободной поверхности детали после прекращения начального нагрева сокращает период снижения температуры до температуры спекания порошкового материала и способствует уменьшению толщины расплавленного слоя, тем самым повышая качество получаемого покрытия, а кроме того, увеличивает производительность процесса. Сущность изобретения поясняется схемой процесса нагрева, изображающей зависимость температуры свободной поверхности детали (кривая 1), температуры на стыке (кривая 2) и на свободной поверхности порошкового материала (кривая 3) от времени процесса. Начальный нагрев ведут в течение времени 1, до момента достижения на стыке между деталью и порошковым материалом температуры плавления (Tпл) последнего (кривая 2), после чего нагрев прекращают. В течение времени 2 происходит снижение температуры до температуры спекания порошкового материала (Tсп). В этот момент нагрев возобновляют, а температуру на стыке поддерживают равной температуре спекания порошка в течение времени 3 изотермической выдержки. Доведение температуры нагрева на стыке между деталью и порошком до температуры плавления последнего обеспечивает смачивание расплавом поверхности подложки, что гарантирует хорошее сцепление между двумя материалами. После достижения температуры на стыке до температуры спекания порошкового материала процесс ведут в этом режиме в течение времени изотермической выдержки. При этом температура спекания в зависимости от природы порошкового материала находится в пределах 0,75-0,95 Tпл. Из-за всегда имеющего место градиента температур как по толщине детали (T), так и по толщине порошкового слоя (Tсп), температуру спекания порошкового материала на стыке следует поддерживать по верхнему пределу. В противном случае спекания свободной поверхности порошкового материала может не произойти, т.к. ее температура из-за градиента может оказаться меньше нижнего предела температуры спекания. Примеры выполнения способа. Пример 1. На стальную пластинку толщиной 4 мм насыпали сферический бронзовый порошок, смешанный с флюсом (хлористый аммоний). Индукционный нагрев осуществляли со стороны свободной поверхности детали с помощью высокочастотного генератора ВЧГ 10/044. Температуру свободной поверхности порошкового материала определяли радиационным пирометром "ТЭРА-50" с записью на графопостроитель, а температуру на стыке - термопарой и потенциометром. Начальный нагрев вели до температуры на стыке, равной температуре плавления бронзы (950oC), после чего нагрев прекращали и ждали, когда температура снизится до температуры спекания бронзы (900oC), при которой осуществляли изотермическую выдержку в течение трех минут, при этом температура на свободной поверхности порошкового материла была 840oC (Tсп = 60oC). Пример 2. Опыт проводили аналогично примеру 1, но после нагрева стыка до температуры плавления бронзы (950oC) нагрев прекращали, а свободную поверхность детали охлаждали холодным воздухом до достижения температуры спекания бронзы (900oC), после чего охлаждение прекращали и проводили изотермическую выдержку также в течение трех минут. В данном опыте за счет охлаждения снижение температуры с 950 до 900oC происходило в три раза быстрее. Микроструктурный анализ показал, что у обоих образцов на стыке имеется слой расплавленной бронзы, однако его толщина в примере 2 была в два раза меньше (0,1 мм). Прочность сцепления порошковых слоев с подложкой (по методу сдвига) была в обоих опытах примерно одинаковой, однако более чем в два раза большей, чем у образца, полученного известным способом без расплавления, при спекании при температуре 900oC. Использование предлагаемого способа позволяет получать порошковые покрытия с намного большей прочностью сцепления, чем по известному способу. Изготавливаемые из таких биметаллических материалов подшипники скольжения имеют большую несущую способность и износостойкость.Класс C23C24/10 с промежуточным образованием жидкой фазы в слое