способ работы двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B1/06 рабочие процессы 
F02B3/06 с самовоспламенением
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Григорьев Анатолий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1999-10-05
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям со сжиганием горючей смеси, а также к двигателям со сжатием воздуха и последующей подачей топлива с самовоспламенением, в частности к рабочим процессам данных двигателей. Способ работы двигателя внутреннего сгорания включает цикловую подачу топлива до получения теоретической температуры его горения, увеличивая при этом степень сжатия рабочей смеси (воздуха) и подбирая угол опережения зажигания (начала подачи топлива) до получения максимального давления в цилиндре данного двигателя. Изобретение обеспечивает повышение КПД, понижение токсичности выхлопных газов, повышение надежности двигателя за счет исключения явления диссоциации продуктов сгорания.

Формула изобретения

Способ работы двигателей внутреннего сгорания путем осуществления цикловой подачи топлива, сжатия рабочей смеси (воздуха) и установки угла опережения зажигания (начала подачи топлива), отличающийся тем, что величину цикловой подачи топлива устанавливают до получения теоретической температуры его горения, увеличивая при этом степень сжатия рабочей смеси (воздуха) и подбирая угол опережения зажигания (начала подачи топлива) до получения максимального давления в цилиндре данного двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к двигателям со сжиганием горючей смеси, а также к двигателям со сжатием воздуха и последующей подачи топлива с самовоспламенением, в частности к рабочим процессам данных двигателей.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания путем осуществления цикловой подачи топлива, сжатия рабочей смеси (воздуха) и установки угла опережения зажигания (начала подачи топлива), который можно проследить на примере теплового расчета двигателей (карбюраторного и дизеля), (см. И.М. Ленин "Теория автомобильных и тракторных двигателей". Машиностроение., М., 1969 г., с. 330 - 363).

В известном способе работы двигателя внутреннего сгорания прежде всего задаются составом горючей смеси, характеризуемой коэффициентом избытка воздуха способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533, являющимся основой выбора цикловой подачи топлива. Значение коэффициента способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 0,9 - 1,5 (где для карбюраторных двигателей способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 0,9 - 1, а для дизельных способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 1,2 - 1,5). Полученные значения цикловой подачи топлива вводят в двигатель. Затем выбирают степень сжатия рабочего тела (термодинамическая степень сжатия есть отношение удельного объема рабочего тела в начале сжатия Va к удельному объему в конце сжатия Vc) и подбирают угол опережения зажигания (начала подачи топлива).

Известно, что с повышением степени сжатия растет КПД и теоретический и эффективный. Но на протяжении десятков лет (1969 - 1999 гг.) значения степеней сжатия остались практически неизменными. Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания имеют степень сжатия способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 10, а дизельные способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 15-17 в массовом производстве. Это объясняется тем, что реализовать повышение КПД за счет повышения степени сжатия в настоящее время не представляется возможным из-за того, что повышение степени сжатия при постоянстве цикловой подачи приводит к дальнейшему повышению температуры продуктов сгорания выше 2000oC, что соответственно вызывает повышение степени диссоциации продуктов сгорания, уменьшает теплоту сгорания, а следовательно, не приводит к повышению КПД (см. И. М. Ленин "Теория автомобильных и тракторных двигателей". Машиностроение, М., 1969 г., с 122 - 124).

Кроме того, в двигателях внутреннего сгорания состав горючей смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 0,9 - 1,5. Из-за малого количества молекул кислорода для окисления и недостаточности времени (~ 0,01 с) для нахождения молекулами кислорода молекул углерода и водорода отсутствуют условия для качественного сгорания топлива, что приводит к токсичности выхлопных газов. Следует отметить, что все попытки повышения степени сжатия в двигателях внутреннего сгорания наталкивались на детонационное сгорание в карбюраторных двигателях и на жесткую работу в дизельных двигателях, приводящие к преждевременному износу и разрушению двигателя. Детонационное сгорание и жесткая работа двигателей связана с явлением диссоциации, а значит, с высокими температурами.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение КПД двигателей внутреннего сгорания, уменьшение токсичности выхлопных газов, повышение надежности двигателей за счет исключения явления диссоциации продуктов сгорания.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что в способе работы двигателя внутреннего сгорания путем осуществления цикловой подачи топлива, сжатия рабочей смеси (воздуха) и установки угла опережения зажигания (начала подачи топлива), величину цикловой подачи топлива устанавливают до получения теоретической температуры его горения. Вводим ограничение максимальной температуры продуктов сгорания в рабочем цикле двигателя до теоретической температуры горения сжигаемого топлива, которая для всех видов топлива находится в пределах 2000oC (см. М.Б. Равич, "Эффективность использования топлива". Наука, М., 1977 г., с. 101 и с. 315). При такой температуре не происходит явление диссоциации, а следовательно, связанные с ним негативные процессы (детонационное сгорание и жесткая работа соответственно для карбюраторного двигателя и дизеля), уменьшающие КПД.

Ограничение температуры до 2000oC вызывает изменение состава горючей смеси в сторону обеднения, когда воздуха подается больше, что приводит к более качественному и полному сгоранию, а следовательно, к уменьшению токсичности выхлопных газов.

Соответственно данной теоретической температуре определяем необходимую цикловую подачу топлива, величина которой по сравнению с существующим способом будет меньше из-за ограничения температуры сгорания топлива.

Далее подбираем угол опережения зажигания (начала подачи топлива) до получения максимального давления в цилиндре данного двигателя.

Способ работы двигателя внутреннего сгорания рассмотрим на примере карбюраторного двигателя при Vconst.

Прежде всего определим теоретическую температуру горения сжигаемого топлива

tтeop = tmaxспособ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655330,94

tmax(бензин) = 2110oC (табл. 153, М.Б. Равич "Эффективность использования топлива", М., Наука, 1977 г., с. 315)

tтeop= 1983,4oC~2000oC

Задаемся различными значениями степеней сжатия, например способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 10; способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 15; способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20, и определим значения температуры конца сжатия рабочего тела Tс

Tc = Taспособ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533n-1,

где Ta - температура начала процесса сжатия (температура окружающей среды, равная + 27oC)

Ta = 300K

n - показатель политропы сжатия, принимаем 1,37

при способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 10 Tc = 300способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533100,37 = 640K

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 15 Tc = 300 способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 150,37 = 763K

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20 Tc = 300 способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 200,37 = 865K

Определяем количество подводимой удельной теплоты для каждого значения степени сжатия

q = Cv(2273K - Tc),

где

Cv - средняя удельная теплоемкость рабочего тела при Vconst в интервале температур от Tc до 2273K.

Для расчета принимаем Cv = 0,23 ккал/кгoС

q(10) = 0,23(2273o-640o)=375 ккал/кг

q(15) = 0,23(2273o-763o)=346 ккал/кг

q(20) = 0,23(2273o-865o)=326 ккал/кг

Соответственно каждому значению q определяем цикловую подачу топлива

10000 ккал - 1000 г

375 ккал - X

X = 37,5 г/кг (для способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 10)

X = 34,6 г/кг (для способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 15)

X = 32,6 г/кг (для способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20)

Исходя из удельного объема воздуха 1 кг/м3 на 1 л объема, описываемого поршнем, необходимо подать 37,5 мг/л; 34,6 мг/л; 32,6 мг/л.

Определяем состав горючей смеси для каждой степени сжатия

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

где hu - теплотворная способность топлива;

L0 - теоретически необходимое количество воздуха (15 кг) для сгорания 1 кг топлива;

q - количество подведенной удельной теплоты к 1 кг рабочего тела

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

Определим степень повышения давления

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

Определим давление конца сжатия

Pc = Pa способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 0,9 способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533n ,

где n = 1,37 (показатель политропы сжатия)

Pa = 1 кг/см3 - давление начала сжатия

Pc(10) = 1способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655330,9способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533100,37 = 16 кг/см2

Pc(15) = 1способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655330,9способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533150,37 = 31 кг/см2

Pc(20) = 1способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655330,9способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533200,37 = 50 кг/см2

Определяем максимальное давление цикла

Pz = Pcспособ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

Pz(10) = 16способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655333,5 = 56 кг/см2

Pz(15) = 31способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655332,95 = 91 кг/см2

Pz(20) = 50способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 21655332,63 = 130 кг/см2

Определим термический КПД цикла

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

Удельная работа 1 кг рабочего тела определяется уравнением

Al0 = способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533t способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533q

где A - тепловой эквивалент работы, равный способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533

lo - работа, выраженная в кгм.

Alo(10) = 0,575способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533375 = 215 ккал/кг

Al0(15) = 0,63способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533346 = 218 ккал/кг

Al0(20) = 0,67способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533326 = 218 ккал/кг

На основании изложенного видно, что при постоянной максимальной температуре рабочего тела Tz = 2273oK, которая исключает явление диссоциации, а вместе с тем негативные процессы (детонационное сгорание и жесткую работу) с повышением степеней сжатия, цикловые подачи уменьшаются, а максимальные давления в цикле повышаются. Термический КПД растет, а удельная работа остается на постоянном уровне при степени сжатия до способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20.

При степени сжатия способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 > 20 удельная работа начинает уменьшаться, например Al0(30) = 200 ккал/кг.

Значения максимальных давлений будут находиться в пределах выше достигнутого уровня в существующих двигателях. Высокие давления могут быть снижены путем подбора угла опережения зажигания (начала подачи топлива) до необходимых значений.

Углом опережения зажигания (начала подачи топлива) можно управлять процессом изменения максимальных давлений в цикле.

Pz = 130 кг/см2 при способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20 в условиях Vconst

Pz = Pc = 50 кг/см2 при способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20 в условиях Pconst

При смешанном цикле Pz будут находиться в интервале значений от 50 до 130 кг/см2 при способ работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2165533 = 20.

При уменьшении удельной работы рабочего тела при высоких степенях сжатия необходимо повысить мощность двигателя путем увеличения расхода рабочего тела, применяя наддув или увеличивая число оборотов двигателя.

Итак, предложенный способ работы двигателя внутреннего сгорания позволяет повысить КПД двигателя за счет возможности применения повышенных значений степеней сжатия, уменьшить токсичность выхлопных газов за счет полного качественного сгорания при увеличенных значениях коэффициента избытка воздуха, повысить надежность двигателя за счет исключения явления диссоциации и с ним связанных явлений.

Класс F02B1/06 рабочие процессы 

способ организации процесса горения в двигателе внутреннего сгорания и головка цилиндра двигателя внутреннего сгорания -  патент 2375593 (10.12.2009)
способ преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в механическую и устройство для его реализации -  патент 2138656 (27.09.1999)
способ снижения токсичности выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания -  патент 2078964 (10.05.1997)

Класс F02B3/06 с самовоспламенением

Наверх