деформационный шов проезжей части моста
Классы МПК: | E01D19/06 конструкция, расположение, изготовление и соединение температурных швов |
Автор(ы): | Антропова Е.А., Смирнов Н.В., Балючик Э.А., Бирюкова Л.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-11-01 публикация патента:
27.04.2001 |
Изобретение относится к конструкции проезжей части автодорожных мостов и путепроводов в зоне сопряжения пролетных строений, пролетных строений с устоями, а также сопряжений подходных участков насыпей с переходной плитой. Конструкция содержит деформационный шов проезжей части моста со щебеночным заполнением. Новым в конструкции является то, что щебеночное заполнение заключено в обойму из объемной георешетки, поверх которой укладывается сталефибробетонная распределительная плита. Крайние ячейки в обойме могут быть заполнены эластичной мастикой и прикреплены анкерами к закладной детали плиты пролетного строения или устоя. Технический результат достигаемый изобретением состоит в повышении долговечности и ремонтопригодности шва, улучшении комфортности проезда в зоне сопряжения проезжей части моста. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Деформационный шов проезжей части моста со щебеночным заполнением, отличающийся тем, что щебеночное заполнение заключено в обойму из объемной георешетки, поверх которой укладывается сталефибробетонная распределительная плита. 2. Конструкция деформационного шва по п.1, отличающаяся тем, что крайние ячейки в обойме заполнены эластичной мастикой и прикреплены анкерами к закладной детали плиты пролетного строения (или устоя).Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к конструкции проезжей части автодорожных мостов и путепроводов в зоне сопряжения пролетных строений, пролетных строений с устоями, а также сопряжений подходных участков насыпей с переходной плитой. Известны конструкции деформационных швов с щебеночным заполнением (см. Рекомендации по устройству конструкции деформационных швов с щебеночной засыпкой. - М., Союздорнии, 1987 г.). Подобный шов выполнен на 171 км путепровода автодороги "Крым", (черт.3436/2-1 проекта Воронежского филиала Гипродорнии): черный щебень заполняет нишу, образованную между краями дорожной одежды, а поверх, через разделительную прокладку из рубероида, устроено традиционное дорожное покрытие, в частности, из асфальтобетона. Против высыпания щебня из ниши, поперек проезжей части, с обеих сторон, в закладной детали устоя приварена удерживающая металлическая пластинка. Недостатки данного решения:- возможность рассыпания щебня и выдавливание его из ниши под воздействием ударной нагрузки от транспортных средств;
- стекание термопластичного материала типа "битум" вниз под воздействием высоких температур (в летний период) с дальнейшим его вытеканием между пластинкой и бетоном;
- низкая долговечность шва из-за образования провалов щебня и асфальтобетонного покрытия над ним в процессе эксплуатации;
- дискомфортные условия проезда по мосту в зоне деформационного шва;
- низкая ремонтопригодность шва. Указанные недостатки исключаются в предлагаемой конструкции деформационного шва. Предлагается конструкция деформационного шва с щебеночным заполнением (2), заключенным в обойму (1) из объемной георешетки с уложенной поверх обоймы сталефибробетонной вставкой (8) (см. фиг. 1). Для восприятия горизонтальных перемещений пролетного строения (5) крайние ячейки обоймы заполнены эластичной мастикой (3) и прикреплены анкерными стержнями (6), приваренными к закладной детали (4), к пролетному строению. Между сталефибробетонной вставкой (8) и щебеночной "подушкой" в обойме (1) укладывается лист из антифрикционного материала (7). Техническим результатом изобретения является повышение долговечности и ремонтопригодности шва, улучшение комфортности проезда в зоне сопряжения проезжей части моста. Предложенная конструкция обладает следующими преимуществами:
- зазор между пролетными строениями делится на две части и, следовательно, его размер вдвое меньше, чем у обычного деформационного шва;
- стык между сталежелезобетонной плитой и дорожным покрытием расположен над сплошной частью пролетного строения;
- щебеночная "подушка" в обойме из объемной георешетки (например, марки Прудо 494 из полипропилена) позволяет сохранять постоянный объем при вертикальных и горизонтальных перемещениях;
- сталефибробетонная плита обладает ударной прочностью и истираемостью на порядок больше, чем железобетонная и равномерно распределяет усилие от подвижной нагрузке на щебеночную "подушку", повышая ее долговечность;
- при сборной сталежелезобетонной плите и ячеистой структуре георешетки ремонтопригодность шва полностью обеспечена, так как возможна замена отдельных плит и секций георешетки. Положительный эффект от использования предлагаемого деформационного шва состоит в повышении его долговечности в 2-3 раза, увеличении межремонтных сроков и повышении комфортности проезда (за счет снижения удара при наезде колеса автомобиля на сталефибробетонную плиту, поскольку она опирается в момент наезда на оба пролетных строения, а щебеночная "подушка" в обойме из пространственной георешетки играет роль упругого основания для плиты, позволяя воспринимать вертикальные перемещения не менее 15 мм). Воспринимаемые предлагаемой конструкцией горизонтальные перемещения могут меняться в широком диапазоне (35-100 мм), благодаря варьированию степени заполнения эластичной мастикой ячейки георешетки (размер B) и ширины обоймы (размер L). На фиг. 2 представлена конструкция шва при сопряжении пролетного строения с устоем (15) через переходную плиту (14), выполненной также из объемной георешетки, заполненной щебнем. Остальные обозначения - такие же, как на фиг. 1 (георешетка с заполнением дана в разрезе, в плане фибробетонная плита не показана). Технология устройства предлагаемой конструкции следующая. На пролетное строение (5) укладывается выравнивающий слой из бетона (9), затем гидроизоляция (10) и традиционное водоотводное устройство. По гидроизоляции кладется защитный слой (11), а зазор перекрывается крышкой (13). В подготовленный таким образом шов укладывается георешетка (1) и закрепляется анкерными стержнями (6), заранее приваренными к закладным деталям (4) плиты. Крайние ячейки георешетки заполняют эластичным материалом (3), например, состава битум+ХСПЭ по изобретению а.с. СССР N 782429. Затем укладывается щебень в обойму из георешетки (2), уплотняется виброкатком, а поверх ставится лист (7) из антифрикционного материала и бетонируется сталефибробетонная плита (8). В зазор между плитой и покрытием проезжей части (12) кладется мастика (3). Таким образом, устройство деформационного шва частично механизировано.
Класс E01D19/06 конструкция, расположение, изготовление и соединение температурных швов