аксиально-поршневой насос
Классы МПК: | F04B1/30 для машин или насосов с вращающимся блоком цилиндров |
Автор(ы): | Тонковид В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Авиационная корпорация "Рубин" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-07-06 публикация патента:
27.04.2001 |
Изобретение предназначено для использования в области машиностроительной гидравлики в гидросистемах с переменной потребляемой мощностью. Насос содержит приводной вал, блок цилиндров с поршнями, опирающимися посредством башмаков на наклонный диск и подшипник скольжения, образованный прижимной шайбой и сепаратором. Для обеспечения эффективного отвода тепла от контактирующих поверхностей подшипника скольжения на сепараторе выполнены радиальные пазы, обеспечивающие постоянный обмен (циркуляцию) рабочей жидкости между контактирующими поверхностями подшипников. Повышаются долговечность и эксплуатационная надежность, и тем самым увеличивается ресурс насоса. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Аксиально-поршневой насос, содержащий вращающийся блок цилиндров с поршнями, башмаки которых опираются на наклонный диск и ограничены по отрыву от его опорной поверхности подшипником скольжения, образованным вращающимся сепаратором и неподвижной прижимной шайбой, отличающийся тем, что на сепараторе выполнены радиальные пазы, организующие циркуляцию жидкости в зоне контакта поверхностей скольжения подшипника.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроительной гидравлики, в частности к аксиально-поршневым насосам, используемым в гидросистемах с переменной потребляемой мощностью. Известен аксиально-поршневой насос, содержащий вращающийся блок цилиндров с поршнями, опирающимися на наклонный диск посредством шарнирно закрепленных на них башмаков, совершающих при вращении блока цилиндров орбитальное движение по опорной поверхности наклонного диска, синхронизуемое сепаратором, и прижимную шайбу, привернутую винтами к наклонному диску, ограничивающую отрыв башмаков от опорной поверхности наклонного диска в пределах конструктивного зазора и образующую с сепаратором подшипник скольжения (см. патент США N 4757743, кл. 91-65, 29.04.87). Недостатком известной конструкции насоса является то, что указанный подшипник скольжения не имеет эффективного отвода тепла от контактирующих поверхностей из-за отсутствия организации постоянного обмена (циркуляции) жидкости между ними, что может привести к их перегреву, увеличению коэффициента трения, дальнейшему повышению тепловыделения и как следствие к разрушению сепаратора и башмаков, т.е. к выходу насоса из строя. Технический результат, который может быть достигнут от использования предложенного технического решения, заключается в увеличении ресурса насоса за счет повышения долговечности и эксплуатационной надежности подшипника скольжения. Указанный результат достигается тем, что в насосе, содержащем приводной вал, блок цилиндров с поршнями, опирающимися посредством башмаков на наклонный диск, и подшипник скольжения, образованный прижимной шайбой и сепаратором, на котором для обеспечения эффективного отвода тепла от контактирующих поверхностей скольжения подшипника выполнены радиальные пазы, обеспечивающие постоянный обмен (циркуляцию) рабочей жидкости между ними. На фиг. 1 схематично изображен аксиально-поршневой насос в разрезе. На фиг. 2 - вид на сепаратор А-А на фиг. 1Аксиально-поршневой насос содержит приводной вал 1, блок цилиндров 2 с поршнями 3, опирающимися посредством башмаков 4 на наклонный диск 5, и подшипник скольжения, образованный прижимной шайбой 6, закрепленной на наклонном диске 5, и сепаратором 7, ограничивающий отрыв башмаков 4 от опорной поверхности наклонного диска 5 в пределах конструктивного зазора. На сепараторе 7 выполнены радиальные пазы 8, обеспечивающие подвод рабочей жидкости к контактирующим поверхностям скольжения подшипника и, тем самым, постоянное их смачивание. Насос работает следующим образом. Вал 1 насоса, получая вращение от привода, передает его через шлицевое соединение блоку цилиндров 2, при вращении которого башмаки 4, шарнирно связанные с поршнями 3, совершают по опорной поверхности наклонного диска 5 орбитальное движение, синхронизируемое сепаратором 7, которое преобразуется в возвратно-поступательное движение поршней 3, обеспечивая тем самым всасывание и нагнетание насоса. Одновременно при вращении сепаратора 7 жидкость, заключенная в его радиальных пазах 8, приобретает вращательное движение и обеспечивает постоянное смачивание поверхностей скольжения подшипника, т.е. снижение трения (тепловыделения) в зоне контакта, а возникающие при вращении центробежные силы обеспечивают циркуляцию жидкости в пазах 8 и, тем самым, эффективный отвод тепла от поверхностей скольжения, что повышает долговечность и надежность как самого подшипника скольжения, так и насоса в целом. Форма и размеры пазов должны удовлетворять требованию - максимально возможное сечение при достаточной прочности сепаратора.
Класс F04B1/30 для машин или насосов с вращающимся блоком цилиндров