упругодемпферная опора
Классы МПК: | F16C27/00 Эластичные или податливые подшипники или опоры для них F16F9/14 устройства с одним или несколькими органами, например поршнями, лопастями, движущимися возвратно-поступательно в камере, работающие с дросселированием |
Автор(ы): | Иванов В.В., Кузнецов В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-01-05 публикация патента:
10.05.2001 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора газотурбинных двигателей. Упругодемпферная опора включает корпус, на котором закреплена крышка с неподвижным фланцем и размещена упругодемпферная втулка с закрепленным в ней наружным кольцом подшипника. Между наружным кольцом подшипника и упругодемпферной втулкой закреплен с возможностью радиального перемещения относительно крышки подвижный фланец. Фланец выполнен с двумя разнесенными радиальными выступами с кольцевыми канавками, в которых размещены упругие разрезные кольца, контактирующие с поверхностью неподвижного фланца с возможностью их перемещения по высоте канавок. Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности работы двигателя за счет снижения утечек горячего воздуха в масляную полость опоры и улучшения условий работы подшипника и контактного уплотнения лабиринта опоры. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Упругодемпферная опора, включающая корпус, на котором установлена крышка с неподвижным фланцем и размещена упругодемпферная втулка с закрепленным в ней наружным кольцом подшипника, отличающаяся тем, что между указанным наружным кольцом подшипника и упругодемпферной втулкой закреплен с возможностью радиального перемещения относительно указанной крышки подвижный фланец, выполненный с двумя разнесенными радиальными выступами с кольцевыми канавками, в которых размещены упругие разрезные кольца, контактирующие с поверхностью неподвижного фланца с возможностью их перемещения по высоте указанных канавок.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора газотурбинных двигателей. Известна опора турбомашины, в которой наружное кольцо роликоподшипника неподвижно закреплено в корпусе опоры, а масляная полость опоры ограничена фланцами, закрепленными на корпусе опоры с помощью болтов [1]. Однако такая конструкция не обеспечивает демпфирования колебаний ротора и приводит к его повышенным вибрациям и снижению надежности опоры и двигателя. Наиболее близкой по конструкции к заявляемой является упругодемпферная опора, включающая корпус, на котором закреплена крышка с фланцем лабиринта и размещены подшипник и лабиринт опоры с контактным уплотнением. Опора обеспечивает демпфирование колебаний ротора за счет выдавливания масляной пленки из зазора между внутренней и наружной втулками демпфера [2]. Однако недостатком известного устройства являются существенные утечки горячего воздуха в масляную полость упругодемпферной опоры при перемещении ротора двигателя в радиальном направлении, что приводит к ухудшению условий работы подшипника и контактного графитового уплотнения лабиринта опоры и, следовательно, к снижению надежности работы двигателя. Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности работы двигателя за счет снижения утечек горячего воздуха в масляную полость опоры и улучшения условий работы подшипника и контактного уплотнения лабиринта опоры. Данная задача решается за счет того, что в упругодемпферной опоре, включающей корпус, на котором закреплена крышка с неподвижным фланцем и размещена упругодемпферная втулка с закрепленным в ней наружным кольцом подшипника, согласно изобретению между указанным наружным кольцом подшипника и упругодемпферной втулкой закреплен с возможностью радиального перемещения относительно указанной крышки подвижный фланец, выполненный с двумя разнесенными радиальными выступами с кольцевыми канавками, в которых размещены упругие разрезные кольца, контактирующие с поверхностью неподвижного фланца с возможностью их перемещения по высоте указанных канавок. Размещение подвижного фланца, закрепленного между наружным кольцом подшипника и упругодемпферной втулкой с возможностью радиального перемещения относительно крышки, позволяет в 2-3 уменьшать радиальные зазоры между лабиринтом, подвижным фланцем и двойным лабиринтом, тем самым снижая износ контактного уплотнения и утечки горячего воздуха через эти зазоры. Размещение упругих разрезных колец в кольцевых канавках радиальных выступов подвижного фланца с возможностью их перемещения по высоте канавок позволяет отделять масляную полость, воздушную полость продувки от воздушной полости сброса, тем самым предотвращая перегрев подшипника опоры. Изобретение иллюстрируется следующими фигурами. На фиг. 1 изображена заявляемая конструкция упругодемпферной опоры. На фиг. 2 показан элемент 1 на фиг.1 в увеличенном масштабе. На фиг. 3 изображено сечение А-А на фиг.2. Упругодемпферная опора 1 состоит из корпуса 2, в котором закреплена наружная упругодемпферная втулка 3. Через упругие элементы 4 и 5 с помощью фланцев 6 и 7 во втулке 3 с радиальным зазором 1 закреплена внутренняя упругодемпферная втулка 8. С помощью гайки 9 во втулке 8 закреплено наружное кольцо 10 подшипника 11 и подвижный фланец 12, который радиальными выступами 13 центрируется по поверхности Д втулки 8. Подвижный фланец 12 размещен между наружным кольцом 10 подшипника 11 и упругодемпферной втулкой 8 и с помощью пластинчатых замков 14 зафиксирован относительно втулки 8 от проворота в окружном направлении. Масляная полость Б, в которой расположен подшипник 11, отделена от воздушной полости продувки В (холодный воздух) с помощью неподвижного фланца 15 крышки, закрепленного на корпусе 2, подвижного фланца 12, закрепленного на наружном кольце 10 подшипника 11, а также с помощью упругих разрезных колец 16, размещенных в кольцевых канавках 17 с возможностью их перемещения по высоте канавок 17. Кольца 16 беззазорно контактируют с поверхностью М. Полость Б отделена от полости В с помощью контактного уплотнения, состоящего из графитового кольца 18 и контртела - кольца 19. Графитовое кольцо 13 контактирует с внутренней поверхностью Е подвижного фланца 12. Полость сброса Г с горячим воздухом отделена от полости продувки В с помощью крышки 20 и системы лабиринтных уплотнений двойного лабиринта 21, установленного на валу 22, и лабиринтных гребешков 23, 24 на фланцах 15 и 12, а также с помощью лабиринта 25, работающего по поверхности Е фланца 12, упругих разрезных колец 27, установленных в кольцевой канавке 26 фланца 12 и контактирующих с поверхностью М. Гребешок 24 фланца 12 образует с двойным лабиринтом 21 лабиринтное уплотнение с радиальным зазором 2, a лабиринт 25, установленный на валу 22, образует с поверхностью Е фланца 12 лабиринтное уплотнение с радиальным зазором 3. Исключение наклепа между фланцами 12 и 15 обеспечивается выполнением зазора 4 большим, чем зазор 1, на величину которого перемещается фланец 12 в радиальном направления. Заявляемое устройство работает следующим образом. Горячий воздух из полости Г при работе двигателя стремится попасть в воздушную полость продувки В с холодным воздухом и далее - в масляную полость Б с подшипником 11. Утечки горячего воздуха при этом будут минимальными, что обеспечивается минимальными размерами радиальных зазоров 2 и 3 при радиальном перемещении подвижного фланца 12 вместе с упругодемпферной втулкой 8. Для уплотнения радиального зазора 4 служит пара упругих разрезных колец 16 и 27, расположенных в кольцевых канавках 17, 26, которые при перемещении беззазорно контактируют с поверхностью М неподвижного фланца 15. В процессе работы двигателя из-за дисбалланса ротора вал 22 перемещается в радиальном направлении, увлекая через подшипник 11 внутреннюю упругодемпферную втулку 8 в пределах радиального зазора 1, а вместе с ней и подвижный фланец 12. Фланец 12 перемещается в радиальном направлении синхронно с лабиринтами 21 и 25, установленными на валу 22, поэтому радиальные зазоры 2 и 3 выполняются минимальной величины. В иной конструкции радиальные зазоры 2 и 3 пришлось бы увеличивать на величину 1 или в 2...3 раза. Источники информации1. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели, "Машиностроение", М., 1969, стр. 384, рис. 8.70а. 2. Авторское свидетельство СССР N 1684548, МКИ F 16 C 27/00, F 16 F 9/14,1991 г.
Класс F16C27/00 Эластичные или податливые подшипники или опоры для них
Класс F16F9/14 устройства с одним или несколькими органами, например поршнями, лопастями, движущимися возвратно-поступательно в камере, работающие с дросселированием
гидромеханический демпфер - патент 2464462 (20.10.2012) | |
амортизатор и автомобильное сиденье с амортизатором - патент 2463498 (10.10.2012) | |
адаптивный гидромеханический демпфер - патент 2461752 (20.09.2012) | |
узел уплотнения штока гидравлического демпфера - патент 2446336 (27.03.2012) | |
демпфер и сиденье транспортного средства - патент 2439393 (10.01.2012) | |
гидравлический демпфер - патент 2427742 (27.08.2011) | |
гидравлический гаситель колебаний - патент 2427741 (27.08.2011) | |
гидравлический демпфер - патент 2427740 (27.08.2011) | |
гидравлический демпфер - патент 2388949 (10.05.2010) | |
гидравлический гаситель колебаний - патент 2385425 (27.03.2010) |