танковый тренажер
Классы МПК: | G09B9/04 наземными |
Автор(ы): | Москалев В.С., Пуголовкин В.С., Бурдейный Ю.А., Сидоренко Р.В., Филиппов В.В. |
Патентообладатель(и): | Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-12-21 публикация патента:
10.05.2001 |
Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам. Тренажер обеспечивает возможность обучаемому ощущать результаты своих действий при преодолении танком с противоминным тралом препятствий, а также имитировать крен, юз и пробуксовку машины. Сущность изобретения заключается в том, что танковый тренажер снабжен телевизионным приемником, телевизионной камерой и механизмом переключения скоростей. Макет танка снабжен противоминным тралом, а органы управления - датчиками положения, при этом дорожка выполнена с возможностью перемещения, а датчики положения механически связаны с механизмом переключения скоростей и электрически с макетом танка и коробкой управления скоростью дорожки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Танковый тренажер, содержащий кабину с органами управления, макет танка, установленный на дорожке с характерными препятствиями, отличающийся тем, что он снабжен телевизионным приемником, телевизионной камерой и механизмом переключения скоростей, макет танка снабжен противоминным тралом, а органы управления - датчиками положения, при этом указанная дорожка выполнена с возможностью перемещения, а упомянутые датчики положения механически связаны с механизмом переключения скоростей и электрически - с макетом танка и коробкой управления скоростью дорожки. 2. Танковый тренажер по п.1, отличающийся тем, что телевизионная камера установлена на макете танка.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области учебно-тренировочных средств, в частности к танковым тренажерам. Известные устройства, тренажеры вождения TP-172M, ТР-434 и ТР-675, представляющие собой макет отделения управления с органами управления, предназначенные для приобретения моторных навыков в управлении машиной (см. Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах. - М.: Воениздат, 1981, с. 16-21). Существенным недостатком этих тренажеров является невозможность обучения вождению с противоминными тралами. В настоящее время для обучения вождению боевых машин широко используются унифицированные динамические кинотренажеры типа ТТВ (см. Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах. - М.: Воениздат, 1981, с. 60-67). Тренажеры данного типа представляют собой унифицированные динамические комплексы, предназначенные для формирования у механиков-водителей практических навыков в последовательности и координации действий органами управления, в наблюдении за контрольно-измерительными приборами, а также для совершенствования приемов вождения машин в различных условиях движения. Однако конструкция этих тренажеров не позволяет обучение вождению с противоминными тралами и имеет ряд существенных недостатковснижение качества изображения при скоростях менее 20 кадр в сек:
ограниченное количество учебных фильмов;
высокая стоимость оборудования;
сложность регулирования, настройки и эксплуатации;
невозможность привития обучаемому чувства габарита машины;
невозможность имитации крена, юза и пробуксовки машины;
невозможность обучения вождению с противоминными тралами;
обучаемый не ощущает визуально результатов неправильных действий по управлению как машиной в целом, так и навесным оборудованием, что с психологической точки зрения весьма важно, потому что нарушение правил преодоления препятствий и неточные действия органами управления влекут за собой сваливания, разрушение препятствий, поломки или аварии машины и трала;
на тренажерах типа ТТВ практически невозможно добиться ощущения правильного преодоления препятствий потому, что даже при явно неверных действиях обучаемого кинопленка отснята на правильное действие и производит на экране следствие правильных действий:
Практика использования тренажеров при обучении преодоления препятствий показывает, что положительный эффект достигается только в том случае, когда обучаемый ощущает свои неверные действия органами чувств. Поэтому в настоящее время возникает необходимость создания танкового тренажера, который бы обеспечивал обучаемому чувство габарита машины с навесным оборудованием, возможность визуально ощущать неправильные действия по управлению танком и результаты этих действий, имитацию крена, юза и пробуксовки машины, улучшение качества изображения при движении на малых скоростях, при незначительной стоимости и высокой эксплуатационной надежности. В качестве прототипа выбран тренажер по вождению танков по заявке FR 2595492, C 09 B 9/04, 11.09.87. Задачей настоящего изобретения является создание танкового тренажера для обучения вождению танков с противоминными тралами путем обеспечения возможности ощущать свои неправильные действия при преодолении препятствий и результаты этих действий, а также имитацию крена, юза и пробуксовки машины, улучшением качества изображения при малых скоростях движения на основе телевизионной техники. Указанная задача достигается тем, что на известный тренажер установлены телевизионный приемник, телевизионная камера и макет танка с навесным оборудованием, на который может надвигаться бегущая дорожка с макетами характерных препятствий, кроме того органы управления оснащены датчиками положения, которые имеют механическую связь с механизмом переключения скоростей и электрическую с макетом танка и коробкой управления скоростью дорожки. Имитация нахождения обучаемого в танке обеспечивается тем, что установка телевизионной камеры на действующем макете танка дает угол обзора, соответствующий обзорности с места механика-водителя в реальном танке, а макеты танка и препятствий выполнены в масштабе 1:20. Предлагаемое изобретение и его работа поясняется чертежом. Танковый тренажер состоит из кабины 1, малогабаритного телевизионного приемника 2, жесткой тяги 3, телевизионной камеры 4, действующего макета танка с противоминным тралом 5, бегущей дорожки с макетами препятствий 6 коробки управления скоростью электродвигателя 7, электродвигателя постоянного тока с редуктором 8, переключателя скоростей 9, призменного прибора наблюдения 10, педали подачи топлива с датчиком положения 11, педали тормоза с датчиком положения 12, педали сцепления с датчиком положения 13, рычага кулисы с тросиком переключателя скоростей 14, рычагов поворота с датчиками положения 15. На бегущей дорожке 6 установлены препятствия согласно курсу вождения. Тяга 3 обеспечивает макету танка 5 две степени свободы. Переключатель скоростей 9 выполнен по схеме механизма переключения передач гоночных велосипедов. Работает тренажер следующим образом. Обучаемый занимает место в кабине 1 и производит запуск аналогично ТР-172М, при этом включается телевизионная камера 4 и телевизионный приемник 2. Через прибор наблюдения обучаемый видит на экране телевизионного приемника 2 изображение препятствия, передаваемого телевизионной камерой 4, установленной на действующем макете танка 5. Для начала движения обучаемый выжимает педаль сцепления 13,которая через коробку управления 7 блокирует подачу напряжения на обмотку возбуждения электродвигателя 8 и бегущая дорожка неподвижна. При включении передачи рычаг кулисы с тросиком 14 переводит переключатель скоростей 9 в положение, соответствующее выбранной передачи. Отпуская педаль сцепления 13 и выжимая педаль подачи топлива 11, обучаемый приводит в движение бегущую дорожку с макетами препятствий 6. Бегущая дорожка накатывается на макет танка 5, который с помощью тяги 3 остается неподвижным относительно поступательного движения дорожки с препятствиями. При перемещении рычагов поворота 15 происходит электромагнитное торможение соответствующей гусеничной ленты макета танка 5. На экране телевизионного приемника 2 обучаемый видит изменение обстановки, передаваемое телевизионной камерой 4 в соответствии с движением макета по препятствию. Преодолевая препятствия, модель танка 5 совершает такие же движения, как и реальный танк на местности, и обучаемый наблюдает то же, чтобы он видел на месте механика-водителя и реальном танке. Комплект телевизионной аппаратуры позволяет обучаемому визуально ощущать как поведение макета танка на препятствиях, так и результаты своих неправильных действий, так например, сваливание с препятствия, скатывания, крены и т.д. Использование предлагаемого тренажера обеспечит возможность обучения вождению танков с противоминными тралами при высокой надежности и относительно небольшой стоимости. Простота предлагаемого устройства и применение выпускаемых промышленностью большинства узлов и деталей позволит легко и быстро, без значительных затрат осуществить реализацию данного изобретения.