разъемное соединение
Классы МПК: | F16L37/28 с запорными устройствами для жидкости или газа |
Автор(ы): | Швец Т.Н., Медведев Н.И., Сягаев Л.Г., Мордвинников И.А., Мартынов В.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-01-13 публикация патента:
20.05.2001 |
Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение межблочных пневмогидромагистралей, и может быть использовано в машиностроении. Разъемное соединение содержит бортовой и съемный штуцера с торцевым уплотнительным элементом между ними и шариковый замок. Замок состоит из гильзы - двух свинченных между собой стаканов - наружного и внутреннего. Наружный стакан снабжен наружным и внутренним буртиками, в наружный упирается пружина запирающей шарики втулки, а во внутренний - упругий элемент, установленный между стаканом и съемным штуцером. Во внутреннем стакане выполнены конические отверстия с установленными в них шариками, поджимаемыми запирающей втулкой к дну канавки бортового штуцера. Изобретение повышает надежность соединения. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Разъемное соединение, содержащее бортовой и съемный штуцера с торцевым уплотнительным элементом между ними и шариковый замок, включающий гильзу, закрепленную на съемном штуцере и охватывающую бортовой штуцер, в отверстиях которой установлены шарики, контактирующие с канавкой бортового штуцера, и охватывающая шарики подпружиненная втулка, отличающееся тем, что гильза выполнена в виде двух стаканов, наружного и внутреннего, подвижно соединенных с помощью резьбы, причем наружный стакан снабжен наружным и внутренним буртиками, в наружный упирается пружина втулки шарикового замка, а во внутренний - упругий элемент, другой торец которого упирается в буртик, выполненный на наружной поверхности съемного штуцера, причем отверстия под шарики в гильзе выполнены в виде усеченного конуса с диаметром верхнего основания, равным 0,85 - 0,95 диаметра шарика, и вершиной конуса, направленной в сторону оси разъемного соединения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение межблочных пневмогидромагистралей, и может быть использовано в машиностроении. Известно разъемное соединение, содержащее бортовой и съемный штуцера, соединенные замковым устройством (патент США N 3901538, кл. F 16 L 35/00 от 1975 г.). Недостатком данного устройства является невозможность его использования в пневмогидросистемах с криогенными рабочими средами. Близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является разъемное соединение, содержащее бортовой и съемный штуцера с уплотнительным элементом между ними и шариковый замок, включающий в себя гильзу, охватывающую оба штуцера, в отверстиях которой установлены шарики, контактирующие с канавкой бортового штуцера, и охватывающая шарики втулка (патент США N 4582347, кл. F 16 L 37/00 от 1984 г.). Недостатком данного разъемного соединения является невозможность обеспечения герметичности стыка в широком диапазоне температур (от плюсовых до криогенных), а также сложность устройства и недостаточная надежность при расстыковке при криогенных температурах. Техническим результатом предлагаемого технического решения является возможность обеспечения надежной работоспособности разъемного соединения и герметичности стыков в диапазоне температур от плюсовых до криогенных. Сущность изобретения заключается в том, что гильза разъемного соединения, размещенная на съемном штуцере и охватывающая бортовой штуцер - с торцевым уплотнением между ними, в отверстиях которой размещены шарики, контактирующие с канавкой бортового штуцера, выполнена в виде двух стаканов, наружного и внутреннего, подвижно соединенных между собой с помощью резьбы, причем наружный стакан снабжен наружным и внутренним буртиками, в наружный из которых упирается пружина втулки шарикового замка, а во внутренний - упругий элемент, другой торец которого упирается в буртик, выполненный на наружной поверхности съемного штуцера, причем отверстия под шарики в гильзе выполнены в виде усеченного конуса с диаметром верхнего основания, равным 0,85-0,95 диаметра шарика, и вершиной конуса, направленной в сторону оси разъемного соединения. На фиг. 1 изображено разъемное соединение (продольный разрез). На фиг. 2 изображено отверстие в гильзе разъемного соединения. Разъемное соединение состоит (см. фиг. 1) из бортового штуцера 1, закрепляемого с помощью сварки на криогенном трубопроводе верхнего блока ракеты-носителя, съемного штуцера 2, закрепляемого также с помощью сварки на криогенном трубопроводе нижнего блока. Внутри съемного штуцера 2 установлен фильтр 3 вершиной в сторону набегающего потока рабочей среды. На торце съемного штуцера 2 выполнено седло 4, а на торце бортового штуцера 1 завальцован уплотнительный элемент 5, в который упирается седло 4. Снаружи бортового штуцера 1 выполнена канавка 8 в сечении трапецеидальной формы и фланец 7 с шпильками и пазом 8. Фланец предназначен для жесткого крепления штуцера 1 к корпусу ракеты. Снаружи съемного штуцера 2 установлена гильза, выполненная в виде 2-х стаканов - наружного 9 и внутреннего 10, соединенных между собой ходовой резьбой. Наружный стакан 9 снабжен наружным 11 и внутренним 12 буртиками, а внутренний стакан снабжен отверстиями 13, в которых размещены шарики 14. Отверстия 13 выполнены в виде усеченного конуса и равнорасположены по периметру. Диаметр верхнего основания конуса должен быть равен 0,85-0,95 (см. фиг. 2) диаметра шарика, т.е. обеспечивать его выступание над внутренним диаметром стакана 9 на величину, обеспечивающую контакт с поверхностью канавки 6. При меньшем значении 0,85 диаметра шарика верхнего основания конуса шарик не входит в канавку 6, при большем или равном значении диаметра шарика происходит его выпадание. На торце наружного стакана 9 выполнен выступ 15, заходящий в паз 8 фланца 7, чем исключается вращение стакана 9 относительно бортового штуцера 1. Снаружи разъемного соединения установлена втулка 16, охватывающая стаканы 9 и 10 и запирающая шарики 14. Запирающая часть втулки 16 двухступенчатая. Меньшим диаметром шарики 14 запираются в положении "в канавке". Больший диаметр исключает выпадание шариков 14 при расстыковке. Втулка 16 поджата вдоль оси к шарикам 14 пружиной 17. Снаружи втулки 16 размещены два ушка 18, предназначенные для принудительной расстыковки разъемного соединения при приложении осевого усилия в сторону нижнего блока ракеты. Между внутренним буртиком 12 стакана 11 и буртиком 19 штуцера 2 установлен упругий элемент 20, обеспечивающий необходимое усилие поджатия седла 4 к уплотнительному элементу 5 при изменении температур от плюсовых до криогенных. Для исключения несанкционированной расстыковки разъемного соединения (смещение втулки 16 в сторону нижнего блока ракеты, например, от ударного импульса) на стакане 9 выполнена цилиндрическая проточка 21, в которой установлено предохранительное устройство 22 в виде 2-х полуколец, соединенных, например, болтами, ограничивающее перемещение втулки 16. Состыковка разъемного соединения производится следующим образом. Снимают предохранительное устройство 22 со стакана 9. Стакан 9 свинчивают со стаканом 10 на величину, обеспечивающую возможность легкого захода шариков 14 в канавку 6. Втулку 16 за ушки 18 отводят вниз, сжимая пружину 17. Штуцер 1 вводят внутрь штуцера 2 до упора уплотнительным элементом 5 в седло 4 и захода выступа 15 стакана 10 в паз 8 фланца 7. Втулку 16 отпускают, при этом она заталкивает шарики 14 вглубь стакана 9 до упора их в дно канавки 6. Производят вращение стакана 9 за шестигранник на завинчивание до заданного момента, при этом происходит сжатие упругого элемента 20, который упирается одним торцом во внутренний буртик 12 наружного стакана 9, другим торцом - в буртик 19 штуцера 2, и поджатие седла 4 штуцера 2 к уплотнительному элементу 5. Заданный момент определяется исходя из обеспечения необходимого удельного давления в стыке седло 4 - уплотнительный элемент 5. Устанавливают предохранительное устройство 22 в паз 21 стакана 9. Заправку баков производят через штуцер 2 с фильтром 3, штуцер 1. После проведения заправки баков ракеты и подготовки ее к старту производят снятие всех предохранительных устройств, в том числе устройства 22. В полете ракеты в процессе разделения блоков через тягу от нижнего блока производится смещение втулки 16 по стрелке А до освобождения шариков 14 с одновременным приложением усилия к штуцеру 2. Происходит отход штуцера 1 от штуцера 2, т. е. разделение магистрали. Таким образом, предложенная конструкция разъемного соединения обеспечивает надежную расстыковку пневмогидромагистралей ракеты в широком диапазоне температур - от плюсовых до криогенных.Класс F16L37/28 с запорными устройствами для жидкости или газа
разъемное соединение - патент 2528783 (20.09.2014) | |
соединение трубопроводов - патент 2499943 (27.11.2013) | |
быстроразъемное соединение трубопроводов - патент 2464478 (20.10.2012) | |
устройство для соединения трубопроводов - патент 2458278 (10.08.2012) | |
гидроразъем самозапирающийся - патент 2366852 (10.09.2009) | |
быстроразъемное соединение трубопроводов - патент 2289060 (10.12.2006) | |
устройство защиты разъемов коммуникаций - патент 2286505 (27.10.2006) | |
быстроразъемное соединение шлангов - патент 2267688 (10.01.2006) | |
устройство для защиты разъемов коммуникаций от воздействия внешней среды - патент 2267051 (27.12.2005) | |
разъемное соединение - патент 2217648 (27.11.2003) |