система управления стыковкой
Классы МПК: | B64G1/64 системы стыковки и расстыковки космических кораблей или их частей, например устройство для причаливания |
Автор(ы): | Поляков В.Г., Свободин П.А., Феклюнин Н.Н. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-21 публикация патента:
27.05.2001 |
Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для обеспечения жесткого механического соединения космических аппаратов. Согласно изобретению система состоит из привода стыковочного агрегата и блока управления приводом, входы которого соединены с блоками формирования команд управления приводом стыковочного агрегата. При этом в систему введены дополнительные одноименные приводы стыковочного агрегата, число которых соответствует числу дополнительных стыковочных агрегатов на изделии. Предусмотрены блок передачи информации о подключении привода стыковочного агрегата, а также блок соединителей. Каждый из соединителей связан с каждым указанным приводом, с выходом блока управления этим приводом, а также с входом блока передачи информации о подключении привода. Предлагаемая система позволяет использовать один блок управления приводом стыковки вместо нескольких, соответствующих числу стыковочных агрегатов. Изобретение направлено на упрощение структуры системы стыковки, уменьшение объема команд управления и сокращение массы аппаратуры. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Система управления стыковкой, состоящая из привода стыковочного агрегата, блока управления приводом стыковочного агрегата, входы которого соединены с блоками формирования команд управления приводом стыковочного агрегата, отличающаяся тем, что в нее введены n дополнительных одноименных приводов стыковочного агрегата, где n = l,2,...k и соответствует числу дополнительных стыковочных агрегатов, блок передачи информации о подключении привода стыковочного агрегата, а также блок соединителей, при этом каждый из соединителей связан с каждым приводом стыковочного агрегата соответственно и с выходом блока управления приводом стыковочного агрегата, а также с входом блока передачи информации о подключении привода стыковочного агрегата.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области космической техники, в частности к системе управления стыковкой (СУС) космических летательных аппаратов, предназначенной для их жесткого механического соединения. Известна активная система управления стыковкой (АСУС) [1, с. 27-30], блок-схема которой приведена на фиг. 1 и содержащая привод стыковочного агрегата (ПСА) 1, блок управления приводом стыковочного агрегата (БУПСА) 2, выход которого подключен к приводу ПСА 1, и пассивная система управления стыковкой (ПСУС), содержащая блок формирования команды управления на открытие привода стыковочного агрегата (БФКУОПСА) 3. Связь блока БФКУОПСА 3 пассивной системы управления стыковкой с блоком БУПСА 2 активной системы управления стыковкой осуществляется с помощью межбортовой командной радиолинии. Под АСУС понимается система, управляющая приводами активного стыковочного агрегата, под ПСУС - приводами пассивного стыковочного агрегата. В качестве привода ПСА может быть рассмотрен привод стягивания подвижного конуса или привод защелок. Рассмотрим, например, работу привода стягивания подвижного конуса АСУС. При расстыковке космического аппарата (КА) команда выдается космонавтом вручную с помощью блока БФКУОПСА 3, которая по межбортовой командной радиолинии поступает в блок БУПСА 2. Блок БУПСА 2 осуществляет коммутацию двигателя привода ПСА 1, который в свою очередь выдвигает подвижный конус. После полного выдвижения привод стягивания подвижного конуса выключается, обеспечивая готовность к повторной стыковке. Однако с развитием космической техники появилась потребность в выполнении стыковки беспилотных КА системой СУС. Известна система СУС [1, с. 21-25], блок-схема которой приведена на фиг. 2 и включает в себя привод ПСА 1, блок БУПСА 2. Входы блока БУПСА 2 подключены к блоку БФКУОПСА 3 и блоку формирования команды управления на закрытие привода стыковочного агрегата (БФКУЗПСА) 4, а выход - к приводу ПСА 1. Под приводом АСУС со стыковочным устройством типа "штырь-конус" подразумевается любой из приводов: привод стыковочного механизма, привод замков стыковочного шпангоута или привод защелок; для ПСУС - привод замков стыковочного шпангоута или привод упоров гнезда. Под блоками БФКУОПСА 3 и БФКУЗПСА 4 понимаются блоки, формирующие команды управления по сигналам автоматической системой управления КА или командной радиолинии. Рассмотрим работу ПСУС. Пусть требуется закрыть замки стыковочного шпангоута. Блок БФКУЗПСА 4 выдает команду в блок БУПСА 2, который в свою очередь коммутирует двигатель привода ПСА 1, обеспечивая его закрытие. По сигналу концевого выключателя закрытого положения привода ПСА 1 последний выключается. С помощью блока БФКУОПСА 3 аналогичным образом выполняется режим открытия замков стыковочного шпангоута. Однако эксплуатация долговременных орбитальных станций, исследовательских модулей (доставка расходных материалов, присутствие на станции одновременно нескольких экипажей, наращивание станции за счет новых модулей и т.д.) потребовала применения системы СУС с несколькими стыковочными агрегатами (СА), включающими одноименные приводы ПСА. Известна система СУС орбитальной станции "Мир" [2, с. 306-307], включающая в себя шесть пассивных СА, из них два осевых и четыре боковых. Система СУС станции "Мир" для каждого СА в полном объеме соответствует системе, приведенной на фиг. 2. Использование структуры системы СУС прототипа приводит к увеличению числа команд управления пропорционально числу стыковочных агрегатов, а также массы аппаратуры системы. Задачей предлагаемого технического решения является упрощение структуры СУС, уменьшение объема команд управления и сокращение массы аппаратуры. Поставленная задача решается за счет того, что в систему управления стыковкой, состоящую из привода стыковочного агрегата, блока управления приводом стыковочного агрегата, входы которого соединены с блоками формирования команд управления приводом стыковочного агрегата, в отличие от прототипа введены n дополнительных одноименных приводов стыковочного агрегата, где n = 1, 2,...k и соответствует числу дополнительных стыковочных агрегатов, блок передачи информации о подключении привода стыковочного агрегата, а также блок соединителей, при этом каждый из соединителей связан с каждым приводом стыковочного агрегата соответственно и с выходом блока управления приводом стыковочного агрегата, а также с входом блока передачи информации о подключении привода стыковочного агрегата. Предлагаемая структура СУС позволяет использовать один блок БУПСА вместо нескольких, соответствующих числу стыковочных агрегатов. Суть предлагаемого решения поясняется фиг. 1, 2, 3, 4 и 5, где на фиг. 1 приведена блок-схема аналога, на фиг. 2 - блок-схема прототипа, на фиг. 3 - структурная схема предлагаемой системы СУС, на фиг. 4 - схемы электрические принципиальные блока БУПСА, блока соединителей (БС) и привода ПСА, на фиг. 5 - схемы электрические принципиальные блока передачи информации о подключении привода стыковочного агрегата (БПИППСА) и блока БС. При этом на фиг. 3 приведены привод ПСА 1, блок БУПСА 2, блок БФКУОПСА 3, блок БФКУЗПСА 4, приводы ПСА 5 и 6, блок БС 7, блок БПИППСА 8. Каждый из соединителей блока БС 7 связан с каждым одноименным приводом ПСА 1, 5, 6 соответственно и с выходом блока БУПСА 2, а также с входом блока БПИППСА 8. Блоки БФКУОПСА 3 и БФКУЗПСА 4 подключены к входам блока БУПСА 2. Реализация блока БУПСА 2 поясняется фиг. 4, на которой приведена схема электрическая принципиальная блоков БУПСА 2, БС 7 и привода ПСА 5. Блок БУПСА 2 состоит из восьми электромагнитных реле К1 91 - К8 98, двух реле времени РВ1 101 и РВ2 102. Каждый из приводов ПСА 1, 5, 6 состоит из концевого выключателя закрытого положения (КВЗ) привода стыковочного агрегата 111, концевого выключателя открытого положения (КВО) привода стыковочного агрегата 112 и двигателя с постоянными магнитами М 12. Блок БС 7 состоит из n+2 соединителей (C), из них n+1 являются соединителями-вилками 131, 132, 133 и один - соединитель-гнездо 14. Блок БС 7 представляет собой плату, на которой жестко закреплены соединители-вилки 131, 132 и 133, соединитель-гнездо 14 имеет возможность стыковаться с любым соединителем-вилкой. В исходном состоянии системы СУС соединитель-гнездо 14 состыкован с соединителем-вилкой 132, подключенным с помощью кабеля к приводу ПСА 5, обеспечивающим первую стыковку с другим КА. Перестыковка соединителей для подключения необходимого привода ПСА в соответствии с программой полета выполняется космонавтом вручную, а также может быть осуществлена автоматически за счет специального устройства. Принцип действия блока БПИППСА 8 поясняется схемой электрической принципиальной, приведенной на фиг. 5, на которой также показана схема блока БС 7. Транзитные цепи, проходящие через блок БС 7, от блока БУПСА 2 к приводу ПСА 5 показаны на фиг. 4, к приводам ПСА 1 и 6 условно не показаны. В каждом соединителе-вилке 131, 132 и 133 блока БС 7 имеется перемычка, цепи от которой через соединитель-гнездо 14 поступают в блок БПИППСА 8. Блок БПИППСА 8 состоит из n+1 сигнализаторов (Cн) Cн1 151, Cн2 152, Cн3 153 по количеству стыковочных агрегатов. Каждая пара проводов от перемычек связана с каждым сигнализатором, инициализация которого определяет адрес подключенного привода ПСА. В качестве сигнализаторов могут быть использованы транспаранты пульта космонавтов. В этом случае сигнал с блока БПИППСА 8 о подключенном приводе ПСА поступает космонавту, который, получив подтверждение, с помощью блока БФКУОПСА 3 или БФКУЗПСА 4 выполняет тот или иной режим системы СУС. Кроме того, информация о подключении привода ПСА может быть передана в телеметрическую систему КА. В этом случае информация поступает в центр управления полетом и при правильно подключенном приводе ПСА наземная группа управления выдает разрешение космонавту на работу или команду по радиолинии на выполнение режима. Как было сказано выше, под блоками БФКУОПСА 3 и БФКУЗПСА 4 понимаются блоки, формирующие команды управления по сигналам автоматической системы управления КА или командной радиолинии. В приводах ПСА используются двигатели с постоянными магнитами [3, с. 321-324] , вследствие чего двигатели не имеют обмоток возбуждения. Принцип действия, кинематическая схема и конструкция приводов ПСА описаны в [1, с. 94-96] , например, для привода стыковочного механизма - [1, с. 18-21, рис. 1.8] ; для привода замков стыковочного шпангоута - [1, с. 80-83, рис. 3.5]; для привода защелок -[1, с. 87, рис. 1.11]; для привода упоров гнезда - [1, с. 24-25, рис. 1.11]. Рассмотрим работу блока БУПСА 2 и привода ПСА 5 системы ПСУС (см. фиг 4). Управление двигателем М 12 привода ПСА 5 в блоке БУПСА 2 осуществляется мостовой схемой, реализованной на контактах реле К3 93К и К7 97К, в одну диагональ которой включена обмотка якоря двигателя М12, а во вторую - источник бортового питания. Пусть требуется открыть замки стыковочного шпангоута, для чего в блок БУПСА 2 поступает импульсная команда "открыть". При этом срабатывает электромагнитное реле К1 91, контакт которого 91К обеспечивает самоблокировку, реле К2 92, нормально замкнутый контакт которого 92К запрещает срабатывания реле К7 97, если блок БУПСА 2 выполнял противоположный режим, реле К3 3, контакт которого 93К подключает плюсовую шину питания к обмотке якоря двигателя М 12, другой конец которой через нормально закрытый контакт 7К реле К7 97 уже подключен к минусовой шине питания. Тем самым привод ПСА 5 через цепи блока БС 7 включается на открытие замков стыковочного шпангоута. Одновременно включается реле времени РВ1 101, которое через заданное время включает реле К4 94, подключающее с помощью контакта 94К в свою очередь реле времени РВ2 102 к концевому выключателю КВО 112. По достижении приводом ПСА 5 открытого положения срабатывает концевой выключатель КВО 112, сигнал которого включает реле времени РВ2 102 и через заданное время - реле К8 98. Контакт 98К реле К8 98 выключает реле К1 91, К2 92, К3 93, реле времени РВ1 101 и реле К4 94, а также реле времени РВ2 102 и реле К8 98, при этом привод ПСА 5 выключается и схема блока БУПСА 2 обесточивается. Наличие реле времени РВ2 102 обеспечивает надежный контакт концевого выключателя КВО 112 при его замыкании. С помощью команды "закрыть" аналогичным образом выполняется режим закрытия замков стыковочного шпангоута. Данное техническое решение может быть применимо как для АСУС, так и для ПСУС. Рассмотрим, например, работу ПСУС. Допустим, что с целью увеличения жесткости стыка между активным и пассивным стыковочными агрегатами должен быть выполнен режим закрытия привода ПСА 5 замков стыковочного шпангоута. Для этого в блоке БС 7 должен быть состыкован соединитель-гнездо 14, связанный с выходом блока БУПСА 2, с соединителем-вилкой 132, подключенным к приводу ПСА 5. При этом электрические цепи перемычки в соединителе-вилке 132 проходят транзитом через соединитель-гнездо 14 в блок БПИППСА 8 и вызывают инициализацию сигнализатора Cн2 152, имеющего индекс привода ПСА 5. Тем самым подтверждается разрешение работы привода ПСА 5. С помощью блока БФКУЗПСА 4 включается блок БУПСА 2, который через блок БС 7 включает на закрытие привод ПСА 5 замков стыковочного шпангоута. По сигналу концевого выключателя КВЗ 111 привод ПСА 5 выключается. Таким образом, режим выполнен. Для расстыковки КА выполняется режим открытия привода ПСА 5 замков стыковочного шпангоута пассивного СА. Разрешение на работу подтверждается инициализацией сигнализатора Cн2 152 с индексом привода ПСА 5. В противном случае необходимо выход блока БУПСА 2 соединить через блок БС 7 с приводом ПСА 5 замков стыковочного шпангоута. Далее с помощью блока БФКУОПСА 3 включается блок БУПСА 2, который в конечном счете включает на открытие привод ПСА 5 замков стыковочного шпангоута. По сигналу концевого выключателя КВО 112 привод ПСА 5 выключается. Работа приводов ПСА 1 и 6 других СА аналогична работе рассмотренного привода ПСА 5. Предлагаемое техническое решение приводит к положительному эффекту. Количественные оценки зависят от числа используемых стыковочных агрегатов. Так, например, для системы ПСУС с пятью СА количество органов управления сокращается на 80%. При этом сокращается количество блоков БУПСА. Предлагаемое техническое решение предполагается внедрить на служебном модуле в части управления приводами упоров гнезда и на универсальном стыковочном модуле международной космической станции в части управления приводами упоров гнезда и управления приводами замков стыковочного шпангоута. Литература1. ББК 39.62 С95 УДК 629.78 Сыромятников B.C. Стыковочные устройства космических аппаратов. - М.: Машиностроение, 1984. - 216 с., ил. 2. УДК. 629.78: 658.5(091) Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева. 1946-1996. Гл. ред. Семенов Ю.П.: РКК им. С.П. Королева (МЕНОНСОВПОЛИГРАФ), 1996. - 670 с., ил. 3. ББК 3296-04 Ю93 УДК 621.313 Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических устройств: - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1988. - 479 с.
Класс B64G1/64 системы стыковки и расстыковки космических кораблей или их частей, например устройство для причаливания