способ получения битума
Классы МПК: | C10C3/06 перегонкой |
Автор(ы): | Сайфуллин Н.Р., Калимуллин М.М., Теляшев Г.Г., Аносов В.А., Ланин И.П., Александрова С.Л., Коробкова В.М., Галиуллин З.С., Мусин И.Г., Гареев Р.Г. |
Патентообладатель(и): | Институт проблем нефтехимпереработки АН Республики Башкортостан, Открытое акционерное общество "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-09-18 публикация патента:
27.05.2001 |
Использование: нефтепереработка. Сущность: прямогонный нефтяной остаток подвергают висбрекингу с последующей вакуумной перегонкой продукта висбрекинга с выделением битума в виде остатка. Перед висбрекингом нефтяной остаток предварительно смешивают с газойлем термодеструктивных процессов в количестве 35-65 об.% на смесь. Технический результат: увеличение межремонтного пробега установки получения битума за счет снижения закоксовывания аппаратов висбрекинга и расширение сырьевой базы. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ получения битума путем висбрекинга прямогонного нефтяного остатка с последующей вакуумной перегонкой продукта висбрекинга с выделением битума в виде остатка, отличающийся тем, что нефтяной остаток предварительно смешивают с газойлем термодеструктивных процессов в количестве 35 - 65 об.% на смесь.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработкe, в частности к способу получения битума из нефтяных остатков. Известен способ получения остаточного битума путем перегонки нефтяного остатка в вакууме [1]. Однако для получения остаточного битума пригодны лишь асфальтовые и полуасфальтовые нефти. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ получения битума путем висбрекинга (легкого термического крекинга при 430-490oC) нефтяного остатка с последующей перегонкой продукта висбрекинга под вакуумом с получением в качестве целевого продукта остатка, выкипающего выше 455-540oC [2]. Однако при использовании этого способа получаются битумы с высоким коксовым числом (коксуемостью), и происходит быстрое закоксовывание аппаратов висбрекинга. Задачей настоящего изобретения является увеличение межремонтного пробега установки получения битума за счет снижения закоксовывания аппаратов висбрекинга и расширение сырьевой базы для получения дорожных битумов. Для достижения такого технического результата в способе получения битума путем висбрекинга нефтяного остатка с последующей вакуумной перегонкой продукта остатка, нефтяной остаток предварительно смешивают с газойлем термодеструктивных процессов в количестве 35-65 об.% на смесь. В качестве указанного газойля преимущественно используют вакуумный газойль висбрекинга гудрона или газойль термического крекинга дистиллятного сырья. Отличительным признаком предложенного способа является смешение нефтяного остатка перед его висбрекингом с газойлем термодеструктивных процессов в количестве 35-65 об.% на смесь. Снижение количества добавки ниже 35 об.% приводит к увеличению коксуемости продуктов висбрекинга, а увеличение добавки газойля термодеструктивных процессов выше 65 об.% приводит к снижению выхода целевых продуктов и увеличению температуры кипения остатка висбрекинга для получения битума. Способ осуществляют следующим образом. Нефтяной остаток, например гудрон, смешивают с газойлем термодеструктивных процессов в количестве 35-65 об.% на смесь, после чего смесь подвергают висбрекингу. Из продуктов висбрекинга путем вакуумной перегонки получают остаток в качестве целевого продукта. Согласно предлагаемому способу были получены битумы на установке ТК-2 "Ново-Уфимский НПЗ". Пример 1. 65 об. % гудрона западно-сибирской нефти, имеющего вязкость условную при температуре 80oC на вискозиметре ВУБ-1 с диаметром отверстия 5 мм ВУ = 70 с и температуру размягчения по КиШ 31oC, смешивают с 35 об.% вакуумного газойля висбрекинга гудрона, качество которого приведено в табл. 1, после чего смесь подвергают висбрекингу при 475oC с последующей вакуумной перегонкой продуктов висбрекинга до получения в качестве битума остатка выше 450oC. Кроме того, были получены битумы при другом соотношении компонентов сырья: 65 об.% вакуумного газойля термического крекинга и 35 об.% гудрона западно-сибирской нефти (свойства аналогичны примеру 1) - пример 2, и 50 об.% вакуумного газойля термического крекинга и 50 об.% гудрона западно-сибирской нефти - пример 3, а также при использовании другого сырья: гудрон западно-сибирской нефти смешивали с газойлем термического крекинга дистиллятного сырья, качество которого приведено в табл. 1 - см. пример 4. Качество полученных битумов по примерам 1-4 сведены в табл. 2. Для сравнения был получен битум по прототипу (см. пример 5 в табл. 2). Гудрон того же качества, что и в примере 1, подвергали висбрекингу при 475oC, продукт висбрекинга отогнали под вакуумом до получения остатка выше 450oC. Как видно из табл. 2 (примеры 1-4), полученные предлагаемым способом битумы соответствуют по качеству битуму БДА по ТУ 38.401-66-78-92 с Изм. N 1 на "Битумы нефтяные дорожные с улучшенной адгезией и деформативностью - БДА", при этом коксуемость этих битумов ниже, чем у полученного способом по прототипу битума. Кроме того, добавление в сырье висбрекинга (в гудрон) газойля термодеструктивных процессов способствует увеличению количества дистиллятов и повышению их качества (увеличению степени их ароматизированности), что позволит снизить закоксованность аппаратов висбрекинга при введении указанных дистиллятов в качестве флегмы в колонны и в итоге увеличить межремонтный пробег установки для получения битума примерно в 3 раза. Кроме того, использование заявляемого способа обеспечит расширение сырьевой базы для получения битумов с повышенными деформативностью и адгезией к наполнителям кислых пород, что в свою очередь повысит долговечность дорожных покрытий и приведет к экономии средств на дорожное строительство. Источники информации1. Гун Р.Б. Нефтяные битумы.- М.: Химия, 1973, с. 90. 2. Заявка ЕПВ N 0240090, кл. C 10 C 3/06, 1987 г. (прототип).