циркуляционная смазка редуктора, преимущественно для горных машин
Классы МПК: | E21C27/22 вращающимися бурами с устройствами для обрушения, например клиновидными бурами E21C35/00 Детали или вспомогательные принадлежности врубовых машин или горных комбайнов, не отнесенные к группам 25/00 F16N7/40 системы с замкнутой циркуляцией |
Автор(ы): | Калашников С.А., Маляров А.В., Тулупов В.П. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Копейский машиностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-03-27 публикация патента:
27.05.2001 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в конструкциях горных машин и в других областях машиностроения. Задачей изобретения является повышение эффективности смазки редуктора, подверженного тепловому нагреву, без увеличения габаритов. Циркуляционная смазка редукторов преимущественно для горных машин включает редуктор с масляной ванной, насос, всасывающую магистраль, идущую от насоса к редуктору. Нагнетательная магистраль имеет дополнительную масляную ванну, выполненную в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака, при этом всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Циркуляционная смазка редуктора преимущественно для горных машин, включающая редуктор с масляной ванной, насос, всасывающую магистраль, идущую от насоса к редуктору, отличающаяся тем, что нагнетательная магистраль снабжена дополнительной масляной ванной, выполненной в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака, при этом всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях горных машин горного машиностроения, а также в других отраслях машиностроения. Известна смазка редукторов методом погружения зубчатой передачи в масляную ванну (см. Курсовое проектирование деталей машин. /Под ред. В.Н. Кудрявцева. - Л. : Машиностроение, Ленинградское отд. 1984, с. 347-348). В этом случае смазка редуктора производится за счет погружения в масла движущихся деталей и за счет масляного тумана, образующегося во время работы. Недостатком данной системы является ограниченность ее применения (она эффективна при окружных скоростях погружения зубчатых колес до V = 15 м/с). Кроме того, данная смазка требует большие объемы масляных ванн при больших мощностях редуктора, что приводит к увеличению габаритов редуктора. Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является циркуляционная смазка редуктора (см. Курсовое проектирование деталей машин. /Под ред. В.Н. Кудрявцева.- Л.: Машиностроение, Ленинградское отд. 1984, с. 349-350), включающая масляный бак, масляный насос, фильтры, теплообменник, маслораспределитель. Данная система циркуляционной смазки обеспечивает подачу масла насосом с маслобака объемом 3-5 мин производительности насоса через фильтры и теплообменник в маслораспределители. Из маслораспределителя, имеющего ряд выходов, масло поступает к точкам смазывания. Недостатками такого технического решения являются большие габариты маслобака, кроме этого, наличие теплообменника, насоса, габаритного маслобака требует больших монтажных площадей, что не совсем возможно в горном машиностроении, например в конструкциях горных машин для шахт, где требуются конструкции малогабаритные, компактные. Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности смазки редуктора, подверженного тепловому нагреву, без увеличения ее габаритности. В известной циркуляционной смазке редуктора, преимущественно для горных машин, включающей редуктор с масляной ванной, насос, всасывающую магистраль и нагнетательную магистраль, идущую от насоса к редуктору, нагнетательная магистраль снабжена дополнительной масляной ванной, выполненной в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака, при этом всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом. Сопоставление заявляемой циркуляционной смазки редуктора с прототипом позволяет сделать вывод об отсутствии в последнем признаков, сходных с существенными отличительными признаками с заявляемой циркуляционной смазкой редуктора:- нагнетательная магистраль снабжена дополнительной масляной ванной, выполненной в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака;
- всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом. Совокупность признаков заявляемого технического решения имеет отличие от прототипа известных аналогов и не следует явным образом из изученного уровня техники, поэтому авторы считают, что объект является новым и имеет изобретательский уровень. Изобретение имеет изобретательский уровень и в связи с тем, что сочетание признаков, а именно:
- нагнетательная магистраль снабжена дополнительной масляной ванной, выполненной в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака;
- всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом - решает поставленную задачу изобретения - повышение эффективности смазки редуктора, подверженного тепловому нагреву, без увеличения ее габаритности. Эти признаки связаны между собой так, что при устранении одного из них исчезает добываемый изобретением технический результат. Изобретение представляет собой также определенный шаг в развитии техники и является прогрессивным, так как позволяет повысить эффективность смазки редуктора, подверженного тепловому нагреву, без увеличения ее габаритности. Циркуляционная смазка редуктора преимущественно для горных машин, в которой заявлено данное изобретение, может найти широкое применение в горнодобывающей отрасли, а также в других отраслях народного хозяйства, т.е. является промышленно применимым техническим решением. Достижение технического результата циркуляционной смазки редуктора преимущественно для горных машин обеспечивается тем, что нагнетательная магистраль снабжена дополнительной масляной ванной, выполненной в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака. Такая конструкция обеспечивает дополнительный объем масла, необходимый для отвода тепла с редуктора и его смазки, также быстрое охлаждение масла в масляном баке. Полностью заполненный объем масляного бака маслом обеспечивает постоянный уровень масла в масляной ванне редуктора. Это достигается за счет того, что количество масла, взятое насосом с масляной ванны редуктора и поданное в масляный бак (в результате того, что он полностью заполнен), вытеснит такое же количество масла с масляного бака и подаст его в масляную ванну редуктора, при этом значительно улучшит отвод тепла с редуктора и его смазку. Данная конструкция обеспечивает комбинированное смазывание, где нижние зубчатые передачи смазываются погружением в масляную ванну редуктора, а верхние зубчатые передачи и другие детали за счет принудительной подачи масла в эти точки. Всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом. Данное решение позволяет быстро отвести нагретое масло из масляной ванны редуктора в масляный бак с холодильником для охлаждения и такое же количество масла охлажденного подать в редуктор. В результате идет быстрая смена масла и эффективный отвод тепла от редуктора. Сущность заявляемого изобретения поясняется приложенными чертежами. На чертежах изображено:
фиг. 1 - общий вид циркуляционной смазки редуктора, установленной на горном комбайне;
фиг. 2 - схема циркуляционной смазки, преимущественно для горных машин. Циркуляционная смазка редуктора, преимущественно для горных машин, содержит (см. фиг. 1, 2) редуктор 1 с масляной ванной 2, насос 3, всасывающую магистраль 4, нагнетательную магистраль 5, идущую от насоса 3 к редуктору 1. Нагнетательная магистраль 4 снабжена дополнительной масляной ванной 6, выполненной в виде масляного бака 7 и холодильника 8, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака 7, при этом всасывающая магистраль 4 образована между масляной ванной 2 редуктора 1 и насосом 3. Работа циркуляционной смазки редуктора, преимущественно для горных машин, осуществляется следующим образом: включают насос 3 (см. фиг. 1, 2), который всасывает масло с масляной ванны 2 редуктора 1 и подает ее в нагнетательную магистраль 5 и, следовательно, и в дополнительную масляную ванну 6, выполненную в виде масляного бака 7 и холодильника 8, причем масляный бак 7 всегда полностью заполнен маслом, а через холодильник поступает вода от орошения горной машины, которая производит охлаждение масла, поступающего из масляной ванны 2 редуктора 1. При этом с масляного бака 7 такое же количество охлажденного масла (равное поступившему из масляной ванны 2 редуктора 1) поступит в редуктор 1, смазывая зубчатые передачи редуктора. При работе редуктора циркуляционная смазка осуществляется непрерывно с забором масла с масляной ванны 2 редуктора 1, нагретого в процессе работы и подачей масла, охлажденного в редукторе 1 сверху на зубчатые передачи, тем самым улучшает эффективность смазки и его теплообмен. Циркуляционная смазка редуктора, преимущественно для горных машин, за счет того что нагнетательная магистраль снабжена дополнительной масляной ванной, выполненной в виде масляного бака и холодильника, встроенного внутри полностью заполненного маслом масляного бака, а всасывающая магистраль образована между масляной ванной редуктора и насосом, позволяет значительно повысить эффективность смазки в редукторах, подверженных сильному нагреву, повысить теплообмен, при этом не увеличивая ее габаритности.
Класс E21C27/22 вращающимися бурами с устройствами для обрушения, например клиновидными бурами
Класс E21C35/00 Детали или вспомогательные принадлежности врубовых машин или горных комбайнов, не отнесенные к группам 25/00