бортовая система защиты силовой установки летательного аппарата от засасывания посторонних предметов

Классы МПК:F02C7/05 со средствами для избежания попадания объектов или частиц, способных нанести повреждение
B64D33/02 заборников первичного воздуха
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище
Приоритеты:
подача заявки:
1999-01-15
публикация патента:

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов. Бортовая система защиты силовой установки включает поворотный защитный экран и подвижную верхнюю панель. Подвижная панель имеет возможность перемещаться в горизонтальном направлении. Кроме того, указаны рациональные геометрические и весовые параметры верхней подвижной панели. Такое выполнение устройства позволяет уменьшить вероятность образования концентрированных вихрей на входе в воздухозаборник. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Бортовая система защиты силовой установки летательного аппарата от засасывания посторонних предметов, содержащая поворотный защитный экран и подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, отличающаяся тем, что защитный экран выполнен в виде малого крыла, корневая хорда bo которого составляет 0,6 - 0,7 высоты В входа в воздухозаборник, концевая хорда bk составляет 0,5 - 0,6 корневой хорды bo, углы стреловидности бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686451 и бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686452 по передней и задней кромке соответственно составляют 60 - 70o и 50 - 60o, размах 1 соответствует 0,7 - 0,9 ширины L входа в воздухозаборник, и шарнирно установлен на боковой стенке воздухозаборника впереди основного крыла летательного аппарата в плоскости его хорд с возможностью отклонения от внешней боковой кромки воздухозаборника на угол бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = 85 - 95o, а поступательное горизонтальное перемещение с верхней панели по отношению к размаху 1 малого крыла составляет бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = с/1 = 0,9 - 1,0.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно устройство для защиты силовой установки с воздушно-реактивными двигателями от попадания посторонних предметов, содержащее поворотный защитный экран, размещенный перед входом в воздухозаборник двигателя (патент США N 3168999, кл. B 64 D 33/02, 1965).

Известное устройство неэффективно при нахождении летательного аппарата на стоянке из-за наличия свободного вихря, способствующего попаданию посторонних предметов в воздухозаборник, а также устройство не улучшает в полной мере взлетно-посадочные характеристики самолета.

Известно устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижные верхнюю и нижнюю панели, имеющие возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении (патент Великобритании N 1228806, кл. F 02 C 7/04, 1968).

Недостатками данного устройства является то, что не известны рациональные геометрические и весовые параметры верхней подвижной панели для борьбы со свободным вихрем, образующимся на входе в воздухозаборник, при работе силовой установки на стоянке.

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность образования концентрированных вихрей на входе в воздухозаборник, обеспечить рациональные геометрические и весовые параметры бортовой системы, а также повысить взлетно-посадочные характеристики самолета. Это достигается тем, что защитный экран выполнен в виде малого крыла, корневая хорда b0 которого составляет 0,6 - 0,7 высоты B входа в воздухозаборник, концевая хорда bk составляет 0,5 - 0,6 корневой хорды b0, углы стреловидности бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686451 и бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686452 по передней и задней кромке соответственно составляют 60 - 70o и 50 - 60o, размах l соответствует 0,7 - 0,9 ширины L входа в воздухозаборник, и шарнирно установлен на боковой стенке воздухозаборника впереди основного крыла летательного аппарата, в плоскости его хорд с возможностью отклонения от внешней боковой кромки воздухозаборника на угол бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = 85 - 95o, а поступательное горизонтальное перемещение с верхней панели по отношению к размаху крыла составляет бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = c/l = 0,9 - 1,0. Отклонение малого крыла осуществляется при помощи привода через рычаг, перемещающийся в направляющих, а перемещение верхней панели - при помощи привода.

Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности образования концентрированных вихрей на входе в воздухозаборник с обеспечением рациональных геометрических и весовых параметров бортовой системы, а также повышение взлетно-посадочных характеристик летательного аппарата за счет того, что защитный экран выполнен в виде малого крыла, корневая хорда b0 которого составляет 0,6 - 0,7 высоты B входа в воздухозаборник, концевая хорда bk составляет 0,5 - 0,6 корневой хорды b0, углы стреловидности бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686451 и бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686452 по передней и задней кромке соответственно составляют 60 - 70o и 50 - 60o, размах l соответствует 0,7 - 0,9 ширины L входа в воздухозаборник, и шарнирно установлен на боковой стенке воздухозаборника впереди основного крыла летательного аппарата, в плоскости его хорд с возможностью отклонения от внешней боковой кромки воздухозаборника на угол бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = 85 - 95o, а поступательное горизонтальное перемещение с верхней панели по отношению к размаху l малого крыла составляет бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = c/l = 0,9 - 1,0.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемой бортовой системы защиты (вид сбоку), на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 - то же, вид спереди.

Бортовая система защиты силовой установки летательного аппарата от засасывания посторонних предметов содержит защитный экран, выполненный в форме малого крыла 1, корневая хорда которого b0 составляет 0,6 - 0,7 высоты B входа в воздухосборник 2, концевая хорда bk составляет 0,5 - 0,6 корневой хорды b0, углы стреловидности бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686451 и бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 21686452 по передней и задней кромках соответственно составляет 60 - 70o и 50 - 60o, размах l соответствует 0,7 - 0,9 ширины L входа в воздухозаборник 2. малое крыло 1 шарнирным соединением 3 соединено с внешней боковой стенкой воздухозаборника 2 и способно к отклонению на угол бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = 85 - 95o с расположением впереди основного крыла 4 летательного аппарата 5 в плоскости его хорд при помощи привода 6 через рычаг 7, перемещение которого возможно в направляющей 8, закрепленной жестко на внутренней панели малого крыла 1. Верхняя панель 9 соединена со штоком привода 10 и способна к перемещению в направляющих 11 на расстояние бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = c/l = 0,9 - 1,0. На нижней кромке паза для малого крыла 1 установлен фиксатор 12, а на передней верхней кромке воздухозаборника 2 - фиксатор 13.

Бортовая система защиты силовой установки летательного аппарата от засасывания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска силовой установки на земле одновременно подаются сигналы на включение в работу фиксаторов 12 и 13, приводов 6 и 10. Фиксатор 12 производит расфиксацию малого крыла 1. Привод 6 своим штоком, воздействуя на рычаг 7, перемещающийся в направляющей 8, повернет благодаря шарнирному соединению 3 вверх малое крыло 1 на угол бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = 85 - 95o. Малое крыло 1 располагается впереди основного крыла 4 в плоскости его хорд. Фиксатор 13 производит расфиксацию верхней панели 9. Шток привода 10 переместит поступательно внутрь воздухозаборника 2 в направляющих 11 на расстояние бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = c/l = 0,9 - 1,0 верхнюю панель 9. Скорость течения воздушного потока в нижней полусфере воздухозаборника 2 уменьшается. Концентрированные вихри разрушаются. Воздушный поток в большей степени засасывается в воздухозаборник 2 с верхней полусферы летательного аппарата 5 и малого крыла 1. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь силовой установки.

Во время руления летательного аппарата 5 по аэродрому бортовая система работает аналогично.

При взлете летательного аппарата 5 подается сигнал на привод 10, который переместит верхнюю панель 9 в направляющих 11 в исходное состояние, фиксируя ее фиксатором 13. Малое крыло 1 увеличивает суммарную площадь крыла летательного аппарата 5, повышая его взлетно-посадочные характеристики.

Уборка малого крыла 1 производится совместно с уборкой шасси летательного аппарата 5.

В процессе посадки летательного аппарата 5 отклонение малого крыла 1 осуществляется с выпуском шасси, а выдвижение верхней панели 9 на расстояние бортовая система защиты силовой установки летательного   аппарата от засасывания посторонних предметов, патент № 2168645 = c/l = 0,9 - 1,0 - в момент касания переднего колеса стойки шасси поверхности аэродрома.

При выключении силовой установки бортовая система защиты убирается в воздухозаборник 2.

Применение в эксплуатации бортовой системы защиты с предлагаемыми геометрическими размерами при работе силовой установки на земле позволит уменьшить вероятность образования концентрированных вихрей на входе в воздухозаборник и засасывания посторонних предметов с поверхности аэродрома, обеспечить рациональные геометрические и весовые параметры бортовой системы, а также повысить взлетно-посадочные характеристики летательного аппарата.

Класс F02C7/05 со средствами для избежания попадания объектов или частиц, способных нанести повреждение

устройство для защиты турбореактивного двигателя от попадания посторонних предметов -  патент 2366822 (10.09.2009)
устройство для локализации оборвавшейся лопатки вентилятора турбореактивного двигателя -  патент 2350765 (27.03.2009)
защитное приспособление для реактивных двигателей самолетов -  патент 2345930 (10.02.2009)
устройство защиты от попадания посторонних предметов -  патент 2239077 (27.10.2004)
устройство защиты от попадания посторонних предметов -  патент 2237178 (27.09.2004)
устройство защиты от попадания посторонних предметов -  патент 2237177 (27.09.2004)
устройство по очистке воздуха от посторонних предметов в проточной части воздухозаборника -  патент 2223409 (10.02.2004)
бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов -  патент 2216486 (20.11.2003)
бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов -  патент 2213237 (27.09.2003)
воздухозаборник двигателя самолета -  патент 2209154 (27.07.2003)

Класс B64D33/02 заборников первичного воздуха

Наверх