гидравлическая система коробки передач транспортного средства
Классы МПК: | A01B63/10 с гидравлическим или пневматическим приводом |
Автор(ы): | Селиванов Н.И., Филимонов К.В., Хорош А.И. |
Патентообладатель(и): | Красноярский государственный аграрный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-29 публикация патента:
20.06.2001 |
Изобретение относится к машиностроению. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности, надежности и долговечности коробки передач путем обеспечения условий рационального функционирования. В гидравлическую систему коробки передач транспортного средства, содержащую систему гидропривода коробки передач и гидросистему управления навеской, включающую гидравлически связанные масляный бак, всасывающий трубопровод, насос, распределитель, дополнительно введены предохранительно-подпитывающий блок, соединенный подающей и сливной магистралями с распределителем гидросистемы управления навеской, управляющей и подпитывающей магистралями с системой гидропривода коробки передач, а картер коробки передач снабжен электромагнитным клапаном, установленным на отводящем маслопроводе, и датчиком уровня масла, открывающим электромагнитный клапан для удаления излишков масла. Во всасывающем трубопроводе насоса гидросистемы управления навеской установлен эжектор. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Гидравлическая система коробки передач транспортного средства, содержащая систему гидропривода коробки передач и гидросистему управления навеской, включающую гидравлически связанные масляный бак, всасывающий трубопровод, насос, распределитель, отличающаяся тем, что в нее введены предохранительно-подпитывающий блок, соединенный подающей и сливной магистралями с распределителем гидросистемы управления навеской, управляющей и подпитывающей магистралями с системой гидропривода коробки передач, а картер коробки передач снабжен электромагнитным клапаном, установленным на отводящем маслопроводе, и датчиком уровня масла, открывающим электромагнитный клапан для удаления излишков масла. 2. Гидравлическая система коробки передач по п.1, отличающаяся тем, что во всасывающем трубопроводе насоса гидросистемы управления навеской установлен эжектор.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами коробок передач тракторов, имеющих гидросистему управления навеской. Наиболее близкой к изобретению является система управления фрикционными муфтами коробки передач, содержащая насос, подающий масло через редукционный клапан к механизму переключения передач, выходы которого сообщены масляными магистралями с силовыми цилиндрами (фрикционных муфт, гидравлический аккумулятор, сообщаемый с магистралями включаемых фрикционных муфт, причем часть потока масла от редукционного клапана направляется в системы охлаждения и смазки (1). Недостатком этого устройства является то, что по мере износа деталей и нарастания зазоров в сопряжеииях увеличивается утечка масла в напорной магистрали. Это приводит к падению давления в системе смазки и охлаждения и, как следствие, интенсивному износу деталей, увеличению потерь мощности в коробке передач из-за снижения смазочных свойств и окисления масла. Кроме того, система становится неспособной обеспечивать необходимый темп включения гидроподжимных фрикционных муфт и стабильно поддерживать их коэффициент запаса. Задача изобретения - повышение эффективности, надежности и долговечности коробки передач путем обеспечения условий рационального функционирования. Поставленная задача решается тем, что гидравлическая система коробки передач транспортного средства дополнительно снабжена предохранительно-подпитывающим блоком, соединенным подающей и сливной магистралями с распределителем гидросистемы управления навеской, управляющей и подпитывающей - с системой гидропривода коробки передач; а картер коробки передач оснащен электромагнитным клапаном, установленным на отводящем маслопроводе, и датчиком уровня масла, открывающим электромагнитный клапан для удаления излишков масла. Во всасывающем трубопроводе насоса гидросистемы управления навеской установлен эжектор. На черптеже схематически изображена предлагаемая гидравлическая система коробки передач транспортного средства. Гидравлическая система коробки передач транспортного средства содержит гидросистему управления навеской и систему гидропривода коробки передач с масляным насосом 1, связанным через фильтр 2 и редукционный клапан 3 с механизмом переключения передач 4, выходы которого сообщены масляными магистралями с силовыми цилиндрами фрикционных муфт 5, причем редукционный клапан связан отводящей магистралью 6 с системами охлаждения 7 и смазки 8. Гидросистема управления навеской, в свою очередь, содержит масляный бак 9, питающий через всасывающий трубопровод с эжектором 10 насос 11, связанный с распределителем 12 гидросистемы управления навеской. Предохранительно- подпитывающий блок 13 связан подающей 14 и сливной 15 магистралями с распределителем гидросистемы управления навеской; управляющей 16 и подпитывающей 17 - с системой гидропривода коробки передач; а картер коробки передач оснащен электромагнитным клапаном 19, установленным на отводящем маслопроводе 20, и датчиком уровня масла 18, открывающим электромагнитный клапан. Напорная линия 21 связывает клапан 3 с фрикционными гидроподжимными муфтами 5 через механизм переключения передач. Система работает следующим образом. Насос 1 подает масло через фильтр 2 к клапану 3. Регулируя величину давления, он меняет соотношение потоков масла, направляемых на гидропривод фрикционных муфт 5 и в систему охлаждения 7 и смазки 8 коробки передач. Подача на гидропривод идет пропорционально утечкам во время работы и вся в процессе переключения. Предохранительно-подпитывающий блок 13, управляемый давлением в магистрали 6, сливает по сливному трубопроводу 15 в масляный бак 9 весь поток, подаваемый насосом 11 через распределитель 12 и напорную магистраль 14. При увеличении утечек в напорной гидролинии фрикционных муфт 21 давление в магистрали 6 снижается, и предохранительно-подпитывающий блок дополнительно подает масло в систему гидропривода коробки передач по магистралям 14 и 17 через распределитель 12 от насоса 11 гидросистемы управления навеской. Подача и давление подпитки выбираются блоком 13 автоматически из условия обеспечения оптимального давления в гидролинии 6 систем охлаждения и смазки. Такое решение позволяет улучшить температурный режим и режим смазки коробки передач, а также поддерживать необходимый коэффициент запаса фрикционных муфт и темп их включения с восполнением при этом всех утечек в напорной магистрали. При повышении уровня масла в картере коробки передач выше допустимого, датчик 18 открывает электромагнитный клапан 19, и излишки удаляются через эжектор 10 во всасывающем трубопроводе насоса 11. Предлагаемое устройство может быть легко реализовано в транспортном машиностроении. Источники информации1. Тракторы "Кировец". К-701, К-700А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 701.00.00.000-3. В/О "Трактороэкспорт", СССР, Москва, 1980, с. 40-49, рис. 27, с 80-87, рис. 54.
Класс A01B63/10 с гидравлическим или пневматическим приводом