муфта

Классы МПК:F16D11/08 приводимые в действие осевым перемещением невращающейся детали (исполнительные механизмы см в соответствующих группах) 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Тольяттинский завод автоагрегатов"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-17
публикация патента:

Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д. Муфта содержит корпус, выполненный в виде втулки с центральным отверстием, и посадочные переходные поверхности. Новым является то, что корпус связан с упругим элементом и подшипником. Упругий элемент расположен в канавке корпуса, который имеет трапецеидальные выступы. Внешний диаметр корпуса служит для плотной посадки внутреннего кольца подшипника, снабженного обоймой с шариками, которые расположены в кольцевой канавке. Внешнее кольцо подшипника имеет Г-образное сечение, причем торцовая площадка внешнего кольца подшипника обладает триботехническими свойствами, необходимыми для передачи вращения сопрягаемыми с ней поверхностями трения, и предназначена для тангенциальных нагружений от внешнего кольца подшипника. Силовое осевое нагружение при запрессовке внутреннего кольца подшипника на поверхность корпуса составляет 23520 Н. Техническим результатом является повышение универсальности муфты и ее технологических возможностей. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Муфта (1), содержащая корпус (2), выполненный в виде втулки с центральным отверстием (5), и посадочные переходные поверхности, отличающаяся тем, что корпус (2) связан с упругим элементом (3) и подшипником (4), упругий элемент (3) расположен в канавке (10) корпуса (2), который имеет трапецеидальные выступы (11) и (12), через центральное отверстие (5) пропущен с возможностью взаимодействия с корпусом (2) шлицевой вал, внешний диаметр корпуса (2) служит для плотной посадки на поверхность (13) внутреннего кольца (14) подшипника (4), снабженного обоймой (15) с шариками (16), которые расположены в кольцевой канавке (17), внешнее кольцо (18) подшипника (4) имеет Г-образное сечение, причем торцовая площадка (19) внешнего кольца (18) подшипника (4) обладает триботехническими свойствами, необходимыми для передачи вращения сопрягаемыми с ней поверхностями трения, и предназначена для тангенциальных нагружений от внешнего кольца (18) подшипника (4), а силовое осевое нагружение при запрессовке внутреннего кольца (14) подшипника (4) на поверхность (13) составляет 23520 Н.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения в части нестандартного оборудования и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач. Кроме того, изобретение относится к области проектирования деталей машин, а более конкретно к муфтам, используемым для соосного соединения тяг, выполненных в виде стержней со шлицами, осуществляющих различные эксплуатационные функции, выраженные в осевом растяжении, эксцентричном смещении, кинематическом удержании отдельных элементов при вращении и вибрационном трехкоординатном нагружении.

К известным техническим решениям можно отнести простейшую муфту - см. рис. 24.2. на с. 394 в кн.: Детали машин. Учебник для машиностроительных вузов. Добровольский В.А. и др. Изд. 7-е, М.: Машиностроение, 1972., 504 с. с ил.

К недостаткам известной конструкции следует отнести отсутствие универсальности и пониженные технологические возможности, основанные на разупрочнении соединяемых деталей за счет обязательного сверления устанавливаемых в ней приторцовых зон совместно работающих нагружаемых элементов деталей. Известная муфта не обладает технологическими преимуществами, достаточными для перевода радиального нагружения в тангенциальное.

Задачей нового технического решения является изготовление муфты, способной устранить существующие недостатки.

Поставленная задача заключается в том, что муфта (1), содержащая корпус (2), выполненный в виде втулки с центральным отверстием (5), и посадочные переходные поверхности, отличается тем, что корпус (2) связан с упругим элементом (3) и подшипником (4), упругий элемент (3) расположен в канавке (10) корпуса (2), который имеет трапецеидальные выступы (11 и 12), через центральное отверстие (5) пропущен с возможностью взаимодействия с корпусом (2) шлицевой вал, внешний диаметр корпуса (2) служит для плотной посадки на поверхность (13) внутреннего кольца (14) подшипника (4), снабженного обоймой (15) с шариками (16), которые расположены в кольцевой канавке (17), внешнее кольцо (18) подшипника (4) имеет Г-образное сечение, причем торцовая площадка (19) внешнего кольца (18) подшипника (4) обладает триботехническими свойствами, необходимыми для передачи вращения сопрягаемыми с ней поверхностями трения, и предназначена для тангенциальных нагружении от внешнего кольца (18) подшипника (4), а силовое осевое нагружение при запрессовке внутреннего кольца (14) на поверхность (13) составляет 23520 Н.

Графические изображения:

Фиг. 1 - профильная проекция муфты (1);

Фиг. 2 - вид с торца на муфту (1).

Описание муфты (1) с учетом отличительных признаков от известного прототипа.

Муфта (1), содержащая корпус (2), выполненный в виде втулки с центральным отверстием (5) и посадочные переходные поверхности, отличается тем, что:

корпус (2) связан с упругим элементом (3) и подшипником (4), упругий элемент (3) расположен в канавке (10) корпуса (2), который имеет трапецеидальные выступы (11 и 12), через центральное отверстие (5) пропущен с возможностью взаимодействия с корпусом (2) шлицевой вал;

внешний диаметр корпуса (2) служит для плотной посадки на поверхность (13) внутреннего кольца (14) подшипника (4), снабженного обоймой (15) с шариками (16), которые расположены в кольцевой канавке (17);

внешнее кольцо (18) подшипника (4) имеет Г-образное сечение;

торцовая площадка (19) внешнего кольца (18) подшипника (4) обладает триботехническими свойствами, необходимыми для передачи вращения сопрягаемыми с ней поверхностями трения, и предназначена для тангенциальных нагружений от внешнего кольца (18) подшипника (4);

силовое осевое нагружение при запрессовке внутреннего кольца (14) на поверхность (13) составляет 23520 Н.

Пример выполнения муфты (1).

Муфта (1), содержащая корпус (2), выполненный в виде втулки с центральным отверстием (5) и посадочные переходные поверхности, отличается тем, что:

1. корпус (2) связан с упругим элементом (3) и подшипником (4), упругий элемент (3) расположен в канавке (10) корпуса (2), который имеет трапецеидальные выступы (11 и 12), через центральное отверстие (5) пропущен с возможностью взаимодействия с корпусом (2) шлицевой вал;

2. внешний диаметр корпуса (2) служит для плотной посадки на поверхность (13) внутреннего кольца (14) подшипника (4), снабженного обоймой (15) с шариками (16), которые расположены в кольцевой канавке (17);

3. внешнее кольцо (18) подшипника (4) имеет Г-образное сечение;

4. торцовая площадка (19) внешнего кольца (18) подшипника (4) обладает триботехническими свойствами, необходимыми для передачи вращения сопрягаемыми с ней поверхностями трения, и предназначена для тангенциальных нагружений от внешнего кольца (18) подшипника (4);.

5. силовое осевое нагружение при запрессовке внутреннего кольца (14) на поверхность (13) составляет 23520 Н.

Промышленная применимость нового технического решения заключается в возможности передачи вращательного движения через муфту от шлицевого вала зубчатой пары коробки передач к корзине сцепления автомобиля, а также для иных аналогичных целей трансформации движения из радиального в тангенциальное.

Экономическая эффективность нового технического решения заключается в новом подходе к трансформации движения, которая предполагает не только работу муфты до определенного износа, но и ее ремонтопригодность, объясняемую использованием разделенных между собой пружинной оправки и удерживаемого ею ремонтного кольца.

Наверх