предохранительное устройство

Классы МПК:F16J13/20 установленные посредством подвижных креплений на откидных рычагах 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева
Приоритеты:
подача заявки:
1999-12-06
публикация патента:

Устройство может быть использовано для защиты внутренней полости заправочной горловины летательного аппарата от воздействия внешних факторов. Предохранительное устройство содержит корпус с отверстием, крышку, рычаг, шарнирно закрепленный на проушине корпуса, защелку, прижимной и фиксирующий с ограничивающим элементом механизмы. Устройство снабжено эластичным элементом, приводом рычага и приводным механизмом штока защелки, основанием, закрепленным на рычаге и взаимодействующим с крышкой, при этом эластичный элемент взаимодействует с корпусом и закреплен на крышке. Привод рычага выполнен в виде пружины кручения, размещенной внутри втулки и закрепленной одним концом в ней, а другим - в одной из двух заглушек, контактирующих с втулкой и закрепленных на проушине корпуса, втулка смонтирована на рычаге, выполненном с возможностью взаимодействия с проушиной корпуса. Прижимной механизм выполнен в виде герметично закрепленных в крышке одним концом и расположенных равномерно по ее поверхности и параллельно ее оси пальцев, выполненных с возможностью перемещения свободных концов пальцев в основании рычага посредством упругих элементов, контактирующих с крышкой и основанием рычага. Фиксирующий механизм выполнен в виде подпружиненного усеченного стопора, взаимодействующего с ограничительным элементом, выполненным в виде упора на рычаге, а шток приводного механизма защелки выполнен подпружиненным. Технический результат - расширение эксплуатационных возможностей. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Предохранительное устройство, содержащее корпус с отверстием, крышку, рычаг, шарнирно закрепленный на проушине корпуса, защелку, прижимной и фиксирующий с ограничивающим элементом механизмы, отличающееся тем, что оно снабжено эластичным элементом, приводом рычага и приводным механизмом штока защелки, основанием, закрепленным на рычаге и взаимодействующим с крышкой, при этом эластичный элемент взаимодействует с корпусом и закреплен на крышке, привод рычага выполнен в виде пружины кручения, размещенной внутри втулки и закрепленной одним концом в ней, а другим - в одной из двух заглушек, контактирующих с втулкой и закрепленных на проушине корпуса, втулка смонтирована на рычаге, выполненном с возможностью взаимодействия с проушиной корпуса, прижимной механизм выполнен в виде герметично закрепленных в крышке одним концом и расположенных равномерно по ее поверхности и параллельно ее оси пальцев, выполненных с возможностью перемещения свободных концов пальцев в основании рычага посредством упругих элементов, контактирующих с крышкой и основанием рычага, фиксирующий механизм выполнен в виде подпружиненного усеченного стопора, взаимодействующего с ограничительным элементом, выполненным в виде упора на рычаге, а шток приводного механизма защелки выполнен подпружиненным.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты внутренней полости заправочной горловины от воздействия внешних факторов.

Известно устройство, содержащее корпус с отверстием, крышку, траверсу, шарнирно закрепленную на корпусе, защелку и прижимной механизм (авт.св. СССР N 516860, кл. F 16 J 13/16, приоритет 16.08.74 г.). Однако неконтролируемое усилие затяжки, отсутствие фиксации открытого положения и возможность только ручного управления ограничивают его эксплуатационные возможности.

Наиболее близким к заявленному устройству является предохранительно-разгрузочное устройство, содержащее корпус с отверстием, крышку, рычаг, шарнирно закрепленный на проушине корпуса, защелку, прижимной и фиксирующий с ограничивающим элементом механизмы (авт.св. СССР N 861818, кл. F 16 K 17/00, приоритет от 27.06.79 г.). Недостатками данного устройства являются возможность использования только при небольших проходных сечениях отверстия корпуса, возможность только ручного управления и ненадежность фиксирующего механизма), что ограничивает его эксплуатационные возможности.

Техническим результатом предполагаемого изобретения является расширение эксплуатационных возможностей.

Технический результат достигается тем, что предохранительное устройство содержит корпус с отверстием, крышку, рычаг, шарнирно закрепленный на проушине корпуса, защелку, прижимной и фиксирующий с ограничивающим элементом механизмы. В соответствии с предлагаемым изобретением устройство снабжено эластичным элементом, приводом рычага и приводным механизмом штока защелки, основанием, закрепленным на рычаге и взаимодействующим с крышкой, при этом эластичный элемент взаимодействует с корпусом и закреплен на крышке, привод рычага выполнен в виде пружины кручения, размещенной внутри втулки и закрепленной одним концом в ней, а другим - в одной из двух заглушек, контактирующих со втулкой и закрепленных на проушине корпуса, втулка смонтирована на рычаге, выполненном с возможностью взаимодействия с проушиной корпуса, прижимной механизм выполнен в виде герметично закрепленных в крышке одним концом и расположенных равномерно по ее поверхности и параллельно ее оси пальцев, выполненных с возможностью перемещения свободных концов пальцев в основании рычага посредством упругих элементов, контактирующих с крышкой и основанием рычага, фиксирующий механизм выполнен в виде подпружиненного усеченного стопора, взаимодействующего с ограничительным элементом, выполненным в виде упора на рычаге, а шток приводного механизма защелки выполнен подпружиненным.

Применение эластичного элемента при компенсации неточностей изготовления поверхностей корпуса позволяет предохранить внутреннюю полость заправочной горловины необходимого проходного сечения. Закрепление эластичного элемента на крышке исключает попадание заправочных компонентов на элемент в период, например, предстартовых подготовок.

Выполнение привода рычага в виде пружины кручения, размещенной внутри втулки и закрепленной одним концом в ней, а другим - в одной из двух заглушек, контактирующих со втулкой и закрепленных на проушине корпуса, и монтаж втулки на рычаге обеспечивают беспрепятственную работу привода и реализацию необходимого угла открытия.

Герметичное закрепление в крышке пальцев обусловлено необходимостью герметизации ее внутренней полости. Расположение равномерно по поверхности крышки и параллельно ее оси пальцев прижимного механизма, выполненных с возможностью перемещения свободных концов пальцев в основании рычага посредством упругих элементов, контактирующих с крышкой и основанием рычага, исключает потерю устойчивости упругими элементами, позволяет получить распределенную нагрузку на крышку и равномерное обжатие эластичного элемента.

Выполнение фиксирующего механизма в виде подпружиненного усеченного стопора, взаимодействующего с ограничительным элементом, выполненным в виде упора на рычаге, который, в свою очередь, выполнен с возможностью взаимодействия с проушиной корпуса, обеспечивает надежную фиксацию крышки в открытом положении.

Выполнение штока приводного механизма защелки подпружиненным и снабжение его приводным механизмом допускает как ручное, так и автоматическое управление открытием крышки.

Все это расширяет эксплуатационные возможности заявленного устройства.

На фиг. 1 представлено предохранительное устройство; на фиг. 2 - то же устройство в открытом положении; на фиг. 3 и 4 - сечение А-А и вид Б соответственно.

Предохранительное устройство содержит корпус 1 с выступающей частью и отверстием 2. На корпусе 1 расположена проушина 3, состоящая из двух соединенных между собой стоек. Защелка 4 установлена на кронштейне 5, имеет герметичную полость 6 и поршень 7 со штоком 8. Защелка 4 имеет отверстие 9 для подвода управляющего газа, а поршень 7 снабжен пружиной 10. Крышка 11 снабжена эластичным элементом 12 и закрепленными в ней одним концом и расположенными равномерно по ее поверхности и параллельно ее оси пальцами 13. Пальцы 13 могут свободно перемещаться в основании 14 рычага 15, состоящего из двух соединенных между собой ребер. Пальцы 13 снабжены пружинами 16. Рычаг 15 закреплен на втулке 17, взаимодействующей с заглушками 18 и 19, закрепленными на проушине 3, и имеет упор 20. Внутри втулки 17 размещена пружина 21, закрепленная одним концом в ней, а другим - в заглушке 16. На проушине 3 размещен фиксирующий механизм, состоящий из корпуса 22, штока 23 и пружины 24. Шток 23 имеет усеченную поверхность 25. Основание 14 снабжено бобышкой 26, а защелка 4 - защитным кожухом 27.

Работает предохранительное устройство следующим образом.

При отсутствии давления в герметичной полости 6 защелки 4 шток 8 находится в отверстии бобышки 26. Эластичный элемент 12 за счет поджатия пружинами 16 крышки 11 поджимается к корпусу 1 и герметизирует отверстие 2. При подаче через отверстие 9 в полость 6 защелки 4 управляющего давления газа поршень 7 со штоком 8 втягивается внутрь ее корпуса. Шток 8 выходит из отверстия бобышки 26. Пружина 21 отводит рычаг с основанием, освобождая отверстие корпуса для подачи заправочного компонента. Упор 20 рычага 15, взаимодействуя с усеченной поверхностью 25 штока 23, отнимает последний. После прохождения упора 20 ребра рычага 15 упираются в проушину корпуса, а шток 23 возвращается в исходное положение, что надежно фиксирует рычаг. Для возврата крышки в исходное положение, например, после слива компонента шток 23 фиксирующего механизма отводится, освобождая упор 20. В полость 6 защелки подается управляющее давление газа, поршень 7 со штоком 8 втягиваются внутрь ее корпуса. Крышку возвращают в исходное положение, подача давления прекращается. Шток 6 входит в отверстие бобышки 26, фиксируя положение крышки. При этом управление штоком 6 может быть ручным после снятия защитного кожуха 27.

Наверх