способ определения расхода в трубопроводе
Классы МПК: | G01F1/34 измерением давления или перепада давления |
Автор(ы): | Авдеев Е.Ф., Большунова В.В. |
Патентообладатель(и): | Институт атомной энергетики |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-03-09 публикация патента:
27.06.2001 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расходов в трубопроводах, где установка датчиков традиционных расходомеров затруднена. Способ определения расхода в трубопроводах включает измерения максимальной скорости на оси трубы и перепада давления на любой его длине одинакового диаметра. Особенность способа состоит в том, что скорость измеряют только в одной точке, истинный профиль скорости опосредованно учитывают в измеренном перепаде давления на длине, а расход для гидравлически гладких и шероховатых труб определяют по одной и той же приведенной в описании математической зависимости. Это приводит к упрощению способа и повышению точности определения расхода в трубопроводе. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ определения расхода в трубопроводах, включающий измерения максимальной скорости на оси трубы и перепада давления на любой его длине одинакового диаметра, отличающийся тем, что, с целью упрощения определения расхода и повышения точности, скорость измеряют только в одной точке, истинный профиль скорости опосредованно учитывают в измеренном перепаде давления на длине, а расход для гидравлически гладких и шероховатых труб определяют по одной и той же математической зависимостигде а - внутренний радиус трубопровода;
umax - максимальная скорость на оси трубопровода;
p - перепад давления на длине L;
L - длина участка;
- плотность среды.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расходов в трубопроводах, где установка датчиков традиционных расходомеров в магистраль невозможна по условиям эксплуатации и/или нежелательна из-за повышения затрат на собственные нужды вследствие появления дополнительных местных сопротивлений. Известен способ определения расхода жидкости, при котором измеряются перепады давлений на участке трубопровода, содержащем отводную линию, последовательно при открытой и закрытой отводной линии, дополнительно измеряют расход в отводной линии [1]. Известен также способ определения расхода жидкости, при котором измеряют скорость потока в пяти точках, одна из которых расположена на оси трубопровода, а четыре - на его периферии [2]. Оба эти способа являются наиболее близкими техническими решениями, выбранными в качестве прототипа. Однако известные способы имеют недостатки. При определении расхода жидкости первым способом необходима врезка отводной линии и измерение в ней расхода. Существенным недостатком при определении расхода вторым способом является необходимость замера скоростей в нескольких точках, расположенных на точно определенном расстоянии от стенки, что связано с техническими трудностями точной установки зондов. Цель изобретения - упрощение и повышение точности определения расхода в трубопроводе. Поставленная цель достигается тем, что измеряется скорость потока только в одной точке на оси трубопровода, истинный профиль скорости опосредованно учитывается измерением перепада давления по длине, а расход определяется по математической зависимости. (1)где
a - внутренний радиус трубопровода;
umax - максимальная скорость на оси трубопровода;
p - перепад давления на длине L;
L - длина участка;
- плотность среды. На чертеже схематично изображено устройство, реализующее способ. На оси трубопровода T поставлена трубка Пито для определения максимальной скорости по зависимости
(2)
где
pо - давление торможения на оси трубопровода;
p - статическое давление в этом же сечении. Расход определяется следующим образом. На любом участке длиной L измеряется перепад давления p. Из формулы Дарси - Вейсбаха
(3)
где
- коэффициент сопротивления трения;
Uср - средняя скорость;
d - внутренний диаметр;
и зависимости, связывающей среднюю uср и динамическую скорости u*
(4)
определяется динамическая скорость u*:
(5)
Из логарифмического распределения скоростей, справедливого для гладких и шероховатых труб
(6)
где
a - внутренний радиус трубопровода;
y - расстояние от стенки (y = a-r, r - текущий радиус);
находится локальное значение скорости u
(7)
Выражение для расхода находится в результате вычисления интеграла
(8)
которое дает:
(9)
Аналогичное выражение было получено, когда в центральной части профиль скорости принимался по формуле Дарси:
(10)
а около стенки - по логарифмической зависимости. Выражение было уточнено с учетом линейного профиля скорости в ламинарном подслое в непосредственной близости стенки. Аналогичным выражение было и когда профиль скорости принимался по Карману:
(11)
где - постоянная турбулентности. В последнем случае значение коэффициента при втором слагаемом (9) отличалось на 5%. Расходы, определенные по замерам на экспериментальном стенде по выражению (9), сравнивались с расходами, определенными с помощью выполненной по ГОСТу трубы Вентури. В диапазоне расходов Q(0.002-0.004) м3/с отличие составляло не более 3%. Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1800274, кл. G 01 F 1/00, Способ определения расхода в трубопроводах. 2. Патент Российской Федерации N 2018786, кл. G 01 F 1/34, Способ определения расхода в трубопроводе большого диаметра.
Класс G01F1/34 измерением давления или перепада давления