способ изготовления статора крупной электрической машины
Классы МПК: | H02K15/12 пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом H02K3/32 обмотки, отличающиеся по сечению, форме или конструктивному выполнению изоляции |
Автор(ы): | Горнинг А.И., Филимонова Л.А. |
Патентообладатель(и): | ОАО "Элсиб" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-28 публикация патента:
27.06.2001 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Техническим результатом, достигаемым изобретением, является обеспечение ремонтопригодности статорной обмотки при возникновении дефекта одной из катушек. Данный технический результат достигается путем того, что опрессовку пазовых частей осуществляют в катушках после растяжки и формовки лобовых частей, при этом катушку с отформованными лобовыми частями временно раскладывают по виткам, изолируют их через один антиадгезионной пленкой в зоне головок и на 1/4-1/3 длины лобовой части верхней полуветви катушки, пазовые части катушек для укладки в статор выставляют по шагу и радиусам их расположения в статоре, разогревают до 50-60oС, опрессовывают в течение 5-10 с, обеспечивая определенный размер катушки, заданный приведенной формулой. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Способ изготовления статора крупной электрической машины, по которому заготовку катушки опрессовывают по пазовой части, растягивают в катушку, формуют лобовые части верхней и нижней полуветвей, изолируют, пропитывают эпоксидным компаундом, укладывают в пазы сердечника статора, закрепляют, запекают в печи совместно со статором, отличающийся тем, что опрессовку пазовых частей осуществляют в катушках после растяжки и формовки лобовых частей, при этом катушку с отформованными лобовыми частями временно раскладывают по виткам, изолируют их через один антиадгезионной пленкой в зоне головок и на 1/4 - 1/3 длины лобовой части верхней полуветви катушки, пазовые части катушек до укладки в статор выставляют по шагу и радиусам расположения их в статоре, разогревают до 50 - 60°С , спрессовывают в течение 5 - 10 с, обеспечивая размер катушки по ширине BК = BС - (0,6 - 0,8) мм, где BС - размер паза по ширине, устанавливают на пазовые части катушек, непосредственно после их опрессовки, П-образные изоляционные коробки с толщиной стенки 0,3 - 0,4 мм.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в производстве крупных электрических машин. Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату - прототипом - является способ изготовления статора крупной электрической машины, согласно которому заготовку катушки опрессовывают по пазовой части, растягивают в катушку. Формуют лобовые части верхней и нижней полуветвей, изолируют, пропитывают эпоксидным компаундом, укладывают в пазы сердечника статора, закрепляют, запекают в печи совместно со статором (Б.К. Клоков. Обмотчик электрических машин. М.: "Высшая школа", 1987, с. 101-109, 112-113). Недостатком указанного способа является неремонтопригодность катушек статорной обмотки, так как при подъеме температуры до 150-160oC, необходимой для полимеризации эпоксидного компаунда, вязкость последнего резко падает, он становится подвижным и смачивает стенки пазов сердечника статора. После полимеризации компаунда витки катушки, корпусная изоляция и стенки пазов сцементированы в единую конструкцию, поэтому в случае пробоя на корпус одной из катушек или возникновения виткового замыкания, осуществить выемку катушки, имеющей дефект, не представляется возможным без полной замены обмотки статора. Задача состоит в том, чтобы обеспечить ремонтопригодность статорной обмотки при возникновении дефекта в одной из катушек (пробой на корпус или витковое замыкание). Технический результат достигается тем, что по способу изготовления статора крупной электрической машины заготовку катушки опрессовывают по пазовой части, растягивают в катушку, формуют лобовые части верхней и нижней полуветвей, изолируют, пропитывают эпоксидным компаундом, укладывают в пазы сердечника статора, закрепляют, запекают в печи совместно со статором, опрессовку пазовых частей осуществляют в катушках после растяжки и формовки лобовых частей, при этом катушку с отформованными лобовыми частями временно раскладывают по виткам, изолируют их через один антиадгезионной пленкой в зоне головок и на 1/4-1/3 длины лобовой части верхней полуветви катушки, пазовые части катушек до укладки в статор выставляют по шагу и радиусам расположения их в статоре, разогревают до 50-60oC, опрессовывают в течение 5![способ изготовления статора крупной электрической машины, патент № 2169981](/images/patents/302/2169271/247.gif)
BK = BC - (0,6-0,8) мм,
где BC - размер паза по ширине, устанавливают на пазовые части катушек, непосредственно после их опрессовки, П-образные изоляционные коробки с толщиной стенки 0,3-0,4 мм. Техническим результатом предлагаемого решения является следующее: выполнение опрессовки пазовых частей катушек после растяжки-рихтовки позволяет осуществить раскладку катушки по виткам и заизолировать их через один антиадгезионной пленкой в зоне головок и на 1/4-1/3 длины лобовой части верхней полуветви катушки L, так как витви катушек на этих участках не должны быть сцементированы для осуществления подъема шага с целью замены дефектной катушки на бездефектную. Выставка пазовых частей по шагу и радиусам аналогична их расположению в пазах статора, разогрев и опрессовка пазовых частей катушек до размера по ширине BK = BC - (0,6-0,8) мм позволяет установить на пазовые части катушек П-образные изоляционные коробки с толщиной стенки 0,3-0,4 мм, предохраняющие железо сердечника статора от смачивания эпоксидным компаундом и приклейки к нему катушек обмотки статора. Наличие антиадгезионной пленки на витках катушек в зоне головок и на 1/4-1/3 длины лобовой части верхней полуветви и изоляционной коробки между обмоткой и стенкой паза позволяет осуществить подъем верхних полуветвей шаговых катушек и удалить из статора дефектную катушку, заменив ее на бездефектную, т.е. обеспечить ремонтопригодность статорной обмотки при возникновении дефекта в одной из катушек. На фиг. 1 изображена зона изолирования витков антиадгезионной пленкой (через один) и зона удаления корпусной изоляции на верхних полуветвях шаговых катушек перед подъемом шага с повторным наложением изоляции после опускания шага;
на фиг. 2 показана выставка пазовых частей катушек по контрольному шаблону;
на фиг. 3 изображено положение пазовых частей катушек в пазу сердечника статора. Для установки на пазовые части катушек П-образной коробки с толщиной стенки 0,3-0,4 мм опрессовку выполняют до размера BK = BC - (0,6-0,8) мм, где BK - размер катушки по ширине, BC - размер паза по ширине. Способ реализуется следующим образом. Заготовку катушки до опрессовки пазовых частей растягивают, формуют лобовые части, осуществляют временную раскладку витков 3, 4 с изолировкой витков 4 антиадгезионной пленкой 5 в зоне головок и на 1/4-1/3 длины лобовой части верхней полуветви 1 катушки (фиг. 1). Катушки после опрессовки пазовых частей, изолировки, пропитки эпоксидным компаундом до укладки в пазы сердечника статора подвергают разогреву и опрессовке пазовых частей, для чего предварительно выставляют опорные поверхности 9 и 11 устройства для опрессовки по контрольному шаблону 10, параметры которого P1, P2, P3,
![способ изготовления статора крупной электрической машины, патент № 2169981](/images/patents/302/2169006/945.gif)
Класс H02K15/12 пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом
Класс H02K3/32 обмотки, отличающиеся по сечению, форме или конструктивному выполнению изоляции