способ изготовления контактной вставки
Классы МПК: | B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств |
Автор(ы): | Куценко С.А., Трошкин А.Н. |
Патентообладатель(и): | Орловский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-29 публикация патента:
10.07.2001 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и городского электротранспорта, а именно к способам изготовления контактных вставок для токосъема городского электротранспорта и железнодорожного транспорта. Способ изготовления контактной вставки включает в себя смешение связующего и графитного наполнителя, высокотемпературное прессование смеси с выдержкой. На стадии смешения дополнительно вводят тонко измельченный полиэтилен в количестве до 3%, прессования ведут при температуре 180 - 200oC. Технический результат - увеличение ударной вязкости и увеличение срока службы контактной вставки.
Формула изобретения
Способ изготовления контактной вставки, включающий смешение связующего и графитового наполнителя, высокотемпературное прессование смеси с выдержкой, отличающийся тем, что на стадии смешения дополнительно вводят тонко измельченный полиэтилен в количестве до 3%, а прессование ведут при температуре 180-200oC..Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам изготовления контактной вставки для токосъема городского электротранспорта и может быть использовано для изготовления контактных вставок для троллейбусов или для производства токосъемных устройств, позволяющих передавать электроэнергию с контактного провода на электроподвижной состав. Известны способы производства угольно-графитных контактных вставок методом горячего сухого прессования, которые в настоящее время широко применяются троллейбусными предприятиями ([1], стр. 455-457). Основным недостатком известных способов является низкая ударная вязкость получаемых вставок, что не обеспечивает необходимого пробега более 500 км. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является способ изготовления контактных вставок троллейбусов из полимерной композиции, состоящей из смеси термореактивного связующего и углеродного наполнителя [2]. В качестве связующего используется фенолформальдегидная смола, а в качестве углеродного наполнителя - порошок электрографита и прокаленного кокса. Для увеличения упругих свойств материала и количества вставок, отрабатывающих ресурс, в состав композиции дополнительно вводится политетрафторэтилен (фторопласт-40) в количестве 0,5-5 мас.%. Добавление в исходную смесь политетрафторэтилен повышает ударную вязкость вставок в 1,5-2 раза [2], однако, приводит к заметному удорожанию изготовляемых вставок. Кроме того, рекомендуемая температура прессования 175-185oC существенно ниже температуры плавления фторопласта-40, что не позволяет обеспечить равномерное распределение добавки по всему объему вставки. Заявляемый способ решает задачу получения дешевых контактных вставок с повышенным сроком службы за счет увеличения их ударной вязкости путем введения в состав композиции легкоплавкого полимера, обладающего более высокими упругими свойствами и низкой стоимостью. Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе изготовления контактной вставки, включающем смешение связующего и графитового наполнителя, высокотемпературное рисование смеси с выдержкой, на стадии смешения дополнительно вводят измельченный полиэтилен в количестве до 3%, а прессование ведут при температуре 180-200oC. Использование полиэтилена как добавки известно в полимерных антифрикционных композициях с целью повышения физико-механических свойств конструкционного материала (Патент РФ N 1670911 от 10.01.96. Бюл.1). В предлагаемом техническом решении добавка полиэтилена используется для увеличения отрабатываемого ресурса токосъемников (вставок), изготовляемых из композиционного электропроводного материала. Таким образом предлагаемое техническое решение обладает новизной и изобретательским уровнем. Пример конкретного осуществления способа:Состав композиции: бакелитовый лак ГОСТ 901-71 марки ЛВС- 1, ЛВС-3, ЛВС-4 или ЛВС-5 в количестве 300,5% весовых частей; олеиновая кислота - 20,2% весовых частей; порошок из нефтяных обожженных заготовок, выпускаемых на электродных заводах по ТУ 48- 01-69-71 в количестве 50,5% весовых частей (зольность порошка не выше 2%); порошок из графитированных изделий, выпускаемых на электродных заводах по ГОСТу 4426-71 в количестве 602% весовых частей (влажность порошка не выше 0,5%); порошок из полиэтилена марки ВД в количестве 30,5% весовых частей. В бакелитовый лак вводим олеиновую кислоту и порошок из нефтяных обожженных заготовок и перемешиваем. Полученную смесь вводим в смесительную машину, засыпаем графитированный и полиэтиленовый порошок и перемешиваем до полного смачивания связующим всех частиц порошков (при комнатной температуре). Смешивание производим в любых видах смесителей. Полученный пресс-материал выгружаем для сушки на металлический поддон слоем до 25 мм. Сушку смеси производим при комнатной температуре не выше 60oC в сушильных шкафах с вытяжной вентиляцией. Измельчение высушенного пресс-материала производим на щековых или валковых дробилках до гранулометрического состава не выше 1 мм. Прессование изделий производим в обогреваемых пресс-формах при их температуре 180-200oC при удельном давлении прессования 300-400 кгс/см2 и выдержке под давлением 20-40 с на 1 мм толщины образца. Все изделия подвергаем термообработке при температуре 175-185oC не менее 10 мин на 1 мм изделия. Данный способ позволяет получить изделия увеличенной ударной вязкости и как следствие срок службы контактной вставки также значительно повышается. Источники информации:
1. И. С. Ефремов. Троллейбусы, учебник для вузов, М: Высшая школа, 1969 г., 488 стр. 2. Патент РФ N 2138107 от 20.09.99. Бюл. N 26. - прототип.
Класс B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств