способ измерения скорости движения проводов и кабелей
Классы МПК: | G01P3/64 приборы, выполняющие измерения путем определения времени, необходимого для прохождения заданного расстояния |
Автор(ы): | Тян В.К., Клопцова С.В. |
Патентообладатель(и): | Самарский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-09-20 публикация патента:
10.07.2001 |
Способ предназначен для прецизионного измерения движения протяженных объектов, например скорости движения кабелей, проводов, проката. Высокая точность и чувствительность измерения достигаются за счет такой последовательности операций над сигналами, которая позволяет выделить линейно нарастающий сигнал, производная которого пропорциональна изменению скорости, а быстродействие определяется расстоянием между датчиками, которое может быть достаточно малым, и отсутствием операций над сигналами по вычислению среднестатических характеристик. Способ включает операции усиления двух сигналов, регистрируемых двумя датчиками, расположенными вдоль движущегося объекта. После операции регулируемой задержки сигнала с первого датчика осуществляют операцию вычитания этого сигнала из сигнала второго датчика. Затем дифференцируют этот сигнал с последующим делением разности сигналов на производную задержанного сигнала. Управляют отношением величиной задержки, однозначно соответствующей величине скорости. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
Способ измерения скорости движения проводов и кабелей, включающий операции усиления двух сигналов, регистрируемых двумя датчиками, расположенными один за другим вдоль движущегося объекта, регулируемой задержки сигнала, регистрируемого первым датчиком по ходу движения кабеля (провода), управления величиной регулируемой задержки, которая однозначно соответствует величине скорости движения кабеля, отличающийся тем, что после операции регулируемой задержки сигнала с первого датчика введены операции вычитания этого сигнала из второго сигнала и его дифференцирования с последующим делением полученной разности сигналов на производную задержанного сигнала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике измерения скорости, а более конкретно - для прецизионного измерения движения протяженных объектов, например скорости движения кабелей, проводов, проката. У данных объектов один измеряемый параметр должен быть информационным, т. е. меняющимся при движении объекта. Например, у кабелей таким информационным параметром является внешний диаметр кабеля, у проката - толщина листов и т.п. Качество проводов и кабелей во многом определяется точностью выполнения предписанных технологических режимов, которые в сильной степени зависят от информации об изменении скорости. Поэтому прецизионное измерение скорости движения проводов и кабелей является актуальной задачей. В настоящее время широко известны способы измерения параметров движения объектов, основанные на применении прикладных методов теории случайных функций. Широкое применение получили корреляционные экстремальные системы. Известен способ, основанный на однозначном соответствии между скоростью движения объекта и ординатой автокорреляционной функции. На этом принципе работает автокорреляционный измеритель скорости проката (см. книгу С. Ф. Козубовского "Корреляционные экстремальные системы", Киев: Наукова Думка, 1973 г. , стр. 24-33). Этот измеритель состоит из датчика информации (осветителя и фотоэлемента), блока постоянной задержки сигнала, множительного устройства, интегратора и измерительного прибора. Известен также способ, использующий зависимость от скорости абсциссы точки пересечения заданного уровня автокорреляционной функции. Устройство, реализующее данный способ, содержит блок регулируемой задержки, в отличие от рассмотренного выше устройства, а также дополнительно содержит вычитающее устройство (см. там же). Однако данные способы обладают рядом недостатков, которые проявляются в устройствах, их реализующих. Для успешной реализации указанных способов необходима повторяемость формы автокорреляционных функций (АКФ) информационных сигналов, что не всегда выполняется на практике. Точность автокорреляционных измерителей сильно зависит от точности подсчета АКФ, которая зависит от длины реализации случайного сигнала. Увеличение длины приводит к повышению точности, однако это связано с процессом накопления информации, что приводит к уменьшению быстродействия устройства. Известен также способ (см. там же), основанный на получении информации от двух датчиков, расположенных вдоль движущегося протяженного объекта, регулировании задержки сигнала, полученного с первого по ходу движения датчика, подсчете взаимокорреляционной функции (ВКФ) и поддержании ее экстремума. Устройство, реализующее данный способ, содержит два датчика информации, два усилителя, блок регулируемой задержки, множительное устройство, интегратор, экстремальный регулятор, указатель скорости. Заметим, что для нахождения экстремума необходимы поисковые колебания. Наиболее близким к предлагаемому способу является способ, реализуемый так называемыми дифференциальными схемами (см. там же). При этом информация снимается с двух датчиков, расположенных вдоль движущегося объекта. На основании информационных сигналов вычисляются две взаимокорреляционные функции. Причем при вычислении одной из них сигнал с первого датчика задерживается на регулируемую величину задержки, а при вычислении другой сигнал с этого же датчика задерживается на фиксированную величину. Сигнал со второго датчика не подвергается временным задержкам. Разность получаемых ВКФ является управляющим сигналом для изменения величины регулируемой задержки. Устройство, реализующее данный способ, содержит два датчика информации, два усилителя, две схемы совпадения, два интегратора, два вычитающих устройства, генератор тактовых импульсов, счетчик, частотомер, тахогенератор, регистр сдвига. Реализация этого способа позволяет избежать поисковых колебаний, что повышает быстродействие. Однако быстродействие существенно ограничено процессом вычисления корреляционной функции. Другим недостатком данного способа является необходимость обеспечения достаточно большого расстояния между датчиками информации (базы измерения), необходимого по соображениям точности. Это требование находится в противоречии с требованием быстродействия. Кроме того, необходимо отметить низкую чувствительность способа измерения скорости, основанного на использовании корреляционных функций. Целью настоящего изобретения является повышение быстродействия и точности измерения скорости. Поставленная цель достигается тем, что в известном способе измерения скорости протяженного объекта, включающем операции усиления двух сигналов, регистрируемых двумя датчиками, расположенными один за другим вдоль движущегося объекта, регулируемой задержки сигнала, регистрируемого первым датчиком по ходу движения объекта, умножения задержанного сигнала на второй сигнал, сглаживающей фильтрации (интегрирования) полученного первого произведения, дополнительной задержки на фиксированную величину первого задержанного сигнала, умножения его на второй сигнал, сглаживающей фильтрации второго произведения, вычитания его из первого произведения и управления этой разностью величиной регулируемой задержки, которая однозначно соответствует величине скорости, после операции регулируемой задержки сигнала с первого датчика введены операции вычитания этого сигнала из второго сигнала и его дифференцирования с последующим делением полученной разности сигналов на производную задержанного сигнала и управления отношением величиной задержки, однозначно соответствующей величине скорости. Принципиальное отличие предложенного способа измерения скорости от известных заключается в том, что данный способ позволяет выделить малые изменения скорости, что увеличивает чувствительность и точность измерения. Как правило, сигналы, регистрируемые датчиками, являются случайными. Например, для кабелей и проводов эти сигналы несут информацию о диаметре внешнего конструктивного элемента, для проката - о рельефе поверхности проката и т.п. Известно каноническое разложение случайной функции Y(t) с нулевым математическим ожиданием на некоррелированные слагаемые (см., например, Пугачев В.С. "Теория случайных функций", Москва, Физматгиз, 1960):
где

xn(t) - координатные функции. Частным случаем канонического разложения является спектральное разложение стационарных случайных функций с координатными функциями sin(



Ступенчатое изменение скорости движения изделия приводит к умножению аргумента в (2) на постоянный коэффициент k, пропорциональный величине изменения скорости, т.е.:
(



Каноническое разложение с этого момента примет вид:

Путем выбора соответствующего расстояния между датчиками и соответствующей фильтрации исходных сигналов их разность можно представить с наперед заданной точностью в виде:



где Y"1(t) - производная сигнала с первого датчика по ходу движения объекта. Таким образом при скачкообразном изменении скорости разность сигнала со второго датчика и задержанного сигнала с первого датчика соответствует выражению (5). В результате деления полученной разности на производную первого сигнала, получим, как следует из (5), линейно нарастающий сигнал с наклоном, пропорциональным изменению скорости, длительность которого определяется временем прохождения объектом расстояния между датчиками. Благодаря наличию линейно нарастающего сигнала, появляющегося в результате предложенной последовательности операций над сигналами, происходит усиление коэффициента изменения скорости движения, что увеличивает чувствительность способа и точность измерения. Выше было отмечено, что быстродействие существенно ограничено процессом вычисления корреляционной функции. Предложенный способ является более быстродействующим из-за отсутствия в предложенной последовательности операций над сигналами процесса вычисления корреляционной функции. Функциональная схема устройства, реализующего предложенный способ, показана на фиг. 1. Д1, Д2 - датчики, регистрирующие информационные сигналы, причем Д1 является первым по ходу движения объекта, а Д2 - вторым;
БРЗ - блок регулируемой задержки;
БВ - блок вычитания;
БДф - блок дифференцирования;
БД - блок деления. В установившемся движении время транспортного запаздывания







1 - вход делимого;
2 - вход делителя. На фиг. 2 показана структурная схема дифференцирующего устройства. На фиг. 3 показана статическая характеристика сдвоенного компаратора. На фиг. 4 показана разность информационных сигналов



где Y1 - делитель,



1. Козубовский С.Ф. "Корреляционные экстремальные системы", Киев: Наукова Думка, 1973 г., с. 29, 36 - аналоги, с. 109 - прототип.
Класс G01P3/64 приборы, выполняющие измерения путем определения времени, необходимого для прохождения заданного расстояния