механизм управления коробкой передач транспортного средства
Классы МПК: | B60K20/02 механизмов управления B60K17/08 механического типа F16H59/02 устройства переключения |
Автор(ы): | Сердобинцев Ю.П., Трунин А.В. |
Патентообладатель(и): | Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия, Институт архитектуры и строительства ВолгГАСА |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-11-10 публикация патента:
20.07.2001 |
Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства. Механизм содержит размещенные в корпусе управляемую рычагом планку передач с гнездами на ее рабочей поверхности и подпружиненный фиксатор. На рабочей поверхности планки выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки, расположенные на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезд, а поверхность фиксатора выполнена с кольцевой дорожкой лазерной закалки, образующей выступ, расположенный со смещением относительно выступов на каждом гнезде при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка. Изобретение обеспечивает повышение надежности срока службы. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку передач с гнездами на ее рабочей поверхности и подпружиненный фиксатор, отличающийся тем, что на рабочей поверхности планки выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки, расположенные на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезд, а поверхность фиксатора выполнена с кольцевой дорожкой лазерной закалки, образующей выступ, расположенный со смещением относительно выступов на каждом гнезде при кинематическом замыкании пары фиксатор-планка.Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам передач транспортных средств и может быть использовано в механизме управления передач тракторов и строительных дорожных машин. Известен механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении (а.с. СССР N 1164087, B 60 K 17/06, 1985 г. - прототип). Указанная коробка передач используется, в частности на тракторах ДТ-75 и "Волгарь" (чертеж N 4700019163 100.37.209-1 ГСКБ Волгоградского тракторного завода - прилагается). Недостатком известного механизма управления коробкой передач является то, что он обладает низким ресурсом, (например на тракторах ДТ-75 и "Волгарь" около 50000 включений), т.к. в процессе работы при взаимодействии фиксатора 27 с планкой передач 14 гнезда 28 планки подвергаются износу, сглаживаются их участки, сопряженные с прямолинейной поверхностью планки, что вызывает выскальзывание фиксатора из гнезда при их взаимодействии, не обеспечивается фиксация этой пары в заданном положении. Задачей заявляемого изобретения является повышение надежности и срока службы механизма управления коробкой передач за счет повышения эффекта удерживания фиксатора в гнездах планки. Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что в механизме управления коробкой передач транспортного средства, содержащем размещенные в корпусе управляемую рычагом планку с гнездами на ее рабочей поверхности и жестко установленный подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с гнездами планки при ее перемещении, рабочая поверхность планки выполнена в виде прерывистых дорожек лазерной закалки, расположенных на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней участках поверхности гнезд с образованием выступов на поверхности гнезда, а поверхность фиксатора выполнена с выступом в виде кольцевой дорожки лазерной закалки, расположенном со смещением относительно выступов на гнезде. Рабочая поверхность планки выполнена в виде прерывистых дорожек лазерной закалки, расположенных на ее прямолинейной поверхности и сопряженных с ней верхних участках поверхности гнезд для образования концами каждой прерывистой дорожки на поверхности гнезд выступов из материала самой детали, что обеспечивает заклинивание фиксатора в гнезде. Кроме того, лазерная закалка повышает износостойкость контактирующих поверхностей пары фиксатор-планка, что способствует сохранению формы гнезда за счет предотвращения их износа и разрушения. Т.е. указанный признак выполняет две функции. Поверхность фиксатора выполнена с кольцевым выступом в виде дорожки лазерной закалки для заклинивания фиксатора в гнезде за счет взаимодействия выступа на фиксаторе с выступами на поверхности гнезда при кинематическом замыкании пары фиксатор- планка. Выступ на фиксаторе расположен со смещением относительно выступов на гнезде для создания заклинивающего эффекта при их разъединении. Таким образом, предлагаемые отличия сообщают заявляемому устройству новый технический эффект - создание эффекта заклинивания за счет образования выступов на контактирующих поверхностях пары фиксатор-планка из материала самих деталей при одновременном повышении устойчивости формы гнезда за счет повышения износостойкости его рабочей поверхности. На фиг. 1 представлена рабочая поверхность планки с прерывистыми дорожками лазерной закалки; на фиг. 2 - узел контакта фиксатора с гнездом планки переключения передач; на фиг. 3 - показана линия взаимодействия контактирующих поверхностей пары фиксатор - планка. Механизм управления коробкой передач содержит размещенные в корпусе (на чертеже не показан) планку передачи 1, смонтированную с возможностью перемещения под действием рычага переключения (не показан), и жестко закрепленный подпружиненный фиксатор 2. Планка передачи 1 выполнена с гнездами 3, взаимодействующими с фиксатором 2 при ее перемещении. На рабочей поверхности планки 1 выполнены прерывистые дорожки лазерной закалки 4. Каждая дорожка 4 расположена на прямолинейной поверхности планки 1 и сопряженных с ней верхних участках гнезд 3 с образованием выступов 5. На поверхности фиксатора 2 выполнена кольцевая дорожка лазерной закалки 6 с образованием выступа 7. Противолежащие выступы 5 и 7 расположены со смещением друг относительно друга при кинематическом замыкании пары фиксатор - планка. При выполнении на планке передачи 1 и фиксаторе 2 дорожек лазерной закалки в зонах лазерного влияния образуется мелкодисперсный мартенсит, обладающий большим удельным объемом по сравнению с исходной структурой и высокой микротвердостью 7000 - 8500 МПа (HRC 65). В результате на контактирующих поверхностях гнезд 3 и фиксатора 2 образуются выступы 5 и 7, которые при соединении фиксатора 2 с гнездом 3 планки 1 при ее перемещении в процессе работы образуют эффект заклинивания, препятствующий их разъединению. Заклинивание пары фиксатор - планка при кинематическом замыкании имеет форму волны (фиг. 3) с полупериодом равным а. Кроме того, повышение твердости поверхности планки повышает устойчивость ее участков, наиболее подверженных износу и разрушению от взаимодействия с фиксатором, и обеспечивает сохранение формы гнезд и заклинивающей способности выступов. Таким образом, упрочнение гнезд планки передач и высокая твердость выступов повышают надежность работы и срок службы механизма управления коробкой передач в среднем на 30-35%. Источники информации:1. А. с. СССР N 1164087, B 60 K 17/08, 1985 г. - прототип
2. А. с. СССР N 1491744, B 60 K 17/08, 1989 г. 3. А. с. СССР N 1486366, B 60 K 17/08, 1989 г.
Класс B60K20/02 механизмов управления
Класс B60K17/08 механического типа
Класс F16H59/02 устройства переключения