электромагнитный коммутационный аппарат
Классы МПК: | H01H50/00 Элементы конструкций электромагнитных реле H01H1/20 мостиковые контакты |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | ЗАО "Уралэлектро К" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-11-24 публикация патента:
20.07.2001 |
Изобретение относится к области электротехники, а именно к низковольтному аппаратостроению, и может быть использовано в конструкции контакторов и пускателей. Электромагнитный коммутационный аппарат содержит корпус, сердечник с втягивающей катушкой, якорь, установленный в обойме, амортизаторы, расположенные между обоймой и поверхностью якоря, узлы контактных траверс, соединенные с обоймой общей осью, подвижные мостиковые контактные узлы, выполненные в виде контактных мостиков с серебросодержащими накладками, установленных на контактных траверсах, колодку с расположенными на ней неподвижными контактными узлами с серебросодержащими контактными накладками и возвратные пружины. Новым является то, что электромагнитный коммутационный аппарат снабжен дополнительными амортизаторами, а серебросодержащие контактные накладки, по крайней мере, части подвижных мостиковых узлов и/или неподвижных контактных узлов выполнены, по крайней мере, в пределах четверти их высоты со стороны контактной поверхности с переменным поперечным сечением, а, по крайней мере, одна серебросодержащая накладка выполнена со скосом контактной поверхности, площадь горизонтальной проекции которого составляет не менее 15% от общей площади горизонтальной проекции контактной накладки. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в создании коммутационного аппарата с более высокой механической и коммутационной износостойкостью, требующего меньшего расхода серебра для обеспечения требуемого ресурса по коммутационной износостойкости, меньшего расхода конструкционных материалов, меньшей трудоемкости изготовления деталей и узлов за счет их технологичности конструкции, обеспечивается легкий доступ к контактным накладкам подвижных мостиковых и неподвижных контактов и катушке аппарата для выполнения регламентных работ при эксплуатации, 16 з.п. ф-лы, 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11
Формула изобретения
1. Электромагнитный коммутационный аппарат, содержащий корпус, сердечник с втягивающей катушкой, якорь, установленный в обойме, амортизаторы, расположенные между обоймой и поверхностью якоря, контактные траверсы, соединенные с обоймой общей осью, подвижные мостиковые контактные узлы, выполненные в виде контактных мостиков с серебросодержащими накладками, установленных на контактных траверсах, колодку с расположенными на ней неподвижными контактными узлами с серебросодержащими контактными накладками и возвратные пружины, отличающийся тем, что серебросодержащие контактные накладки, по крайней мере, части подвижных мостиковых контактных узлов и/или неподвижных контактных узлов выполнены, по крайней мере, в пределах четверти их высоты со стороны контактной поверхности с переменным поперечным сечением, а по крайней мере, одна серебросодержащая контактная накладка выполнена со скосом контактной поверхности, площадь горизонтальной проекции которого составляет не менее 15% от общей площади горизонтальной проекции контактной накладки. 2. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.1, отличающийся тем, что, по крайней мере, часть контактных мостиков подвижных контактных узлов выполнена в виде стального корытообразного основания, внутри которого установлена медная пластина, на боковых сторонах стального корытообразного основания установлены дугонаправляющие стальные рога, а серебросодержащие контактные накладки расположены снаружи стального корытообразного основания таким образом, что их внешняя поверхность образует контактную поверхность. 3. Электромагнитный коммутационный аппарат по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что контактная поверхность серебросодержащих контактных накладок выполнена криволинейной. 4. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.3, отличающийся тем, что контактная поверхность, по крайней мере, одной серебросодержащей контактной накладки выполнена переменной кривизны с образованием, по крайней мере, двух участков разной кривизны. 5. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.4, отличающийся тем, что, по крайней мере, часть контактной поверхности, по крайней мере, одного криволинейного участка серебросодержащих контактных накладок выполнена цилиндрической. 6. Электромагнитный коммутационный аппарат по любому из пп.2 - 5, отличающийся тем, что на стальном корытообразном основании в месте установки серебросодержащих контактных накладок образованы отверстия, а на медной пластине выполнены выступы, расположенные с возможностью их захода в указанные отверстия. 7. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.6, отличающийся тем, что с наружной стороны стального корытообразного основания образованы углубления, концентричные отверстиям. 8. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.1, отличающийся тем, что каждый узел контактной траверсы имеет опорную поверхность и выполнен в виде двух симметричных полых частей, в полости каждой из которых выполнен выступ, на боковой стороне каждой симметричной части, противоположной стороне с полостью и выступом, образовано окно и боковой выступ, каждый подвижный контактный узел состоит из скобы с перемычкой и свободными концами, контактной пружины, контактного мостика с серебросодержащими контактными накладками и плоской пластины изогнутой формы, указанная скоба размещена в области траверсы так, что ее свободные концы проходят через окна, упомянутые симметричные полые части траверсы соединены в верхней части контактной пружиной, один конец которой установлен на указанном выступе, а второй - опирается на перемычку скобы, контактный мостик подвижного контактного узла расположен на опорной поверхности траверсы и зафиксирован при помощи свободных концов скобы и плоской пластины изогнутой формы. 9. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.8, отличающийся тем, что выступ в полости каждой симметричной части выполнен сужающимся к нижней части траверсы. 10. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.1, отличающийся тем, что обойма выполнена с выступами, на которых установлены направляющие в виде ползунов, причем на внутренних сторонах колодок образованы боковые пазы, в которых расположены ползуны, при этом возвратные пружины установлены таким образом, что опираются на ползуны и опорные поверхности корпуса. 11. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.10, отличающийся тем, что в ползунах выполнены гнезда для фиксации оси, соединяющей обойму с траверсами. 12. Электромагнитный коммутационный аппарат по любому из пп.10 и 11, отличающийся тем, что на торцах обоймы выполнены дополнительные выступы, а на соответствующих этим торцам стенках корпуса образованы пазы для размещения дополнительных выступов обоймы. 13. Электромагнитный коммутационный аппарат по любому из пп.1, 10 - 12, отличающийся тем, что на боковых стенках обоймы образованы пазы, в которых установлен якорь посредством концов двух осей, запрессованных в его тело. 14. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.13, отличающийся тем, что в якоре по оси симметрии образована выемка для размещения конца траверсы. 15. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными амортизаторами, а корпус выполнен с ребрами, а сердечник - с двумя направляющими с продольными пазами, в которых расположены ребра корпуса, при этом в центральной части направляющих образованы дополнительные пазы, а катушка выполнена с выступами, расположенными в дополнительных пазах направляющих, причем сердечник установлен на направляющих посредством осей, на которых установлены дополнительные амортизаторы. 16. Электромагнитный коммутационный аппарат по п.15, отличающийся тем, что дополнительные амортизаторы снабжены выступами, а в стенках корпуса образованы окна, в которых размещены выступы дополнительных амортизаторов. 17. Электромагнитный коммутационный аппарат по любому из пп.1 - 16, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными контактными узлами цепи управления, установленными на двух противолежащих наружных поверхностях корпуса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электротехники, а именно к низковольтному аппаратостроению, и может быть использовано в конструкции контакторов и пускателей. Наиболее близким к изобретению по своей сущности и достигаемому результату является электромагнитный коммутационный аппарат, содержащий корпус, сердечник с втягивающей катушкой, якорь, установленный в обойме, амортизаторы, расположенные между обоймой и поверхностью якоря, узлы контактных траверс, соединенные с обоймой общей осью, подвижные мостиковые контактные узлы, выполненные в виде контактных мостиков с серебросодержащими накладками, установленными на контактных траверсах, колодку с расположенными на ней неподвижными контактными узлами с серебросодержащими контактными накладками и возвратные пружины (см., например, SU 1791868 А1, 30.01.93). Недостатком известной конструкции является низкая коммутационная износостойкость вследствие быстрого расплющивания накладок, что приводит к снижению долговечности аппарата и его деталей. Задачей настоящего изобретения является повышение коммутационной износостойкости электромагнитного коммутационного аппарата и исключение перерасхода дефицитных дорогостоящих материалов, преимущественно серебра, при одновременном обеспечении надежности работы и долговременной безремонтной эксплуатации. Поставленная задача решается за счет того, что в электромагнитном коммутационном аппарате, содержащем корпус, сердечник с втягивающей катушкой, якорь, установленный в обойме, амортизаторы, расположенные между обоймой и поверхностью якоря, узлы контактных траверс, соединенные с обоймой общей осью, подвижные мостиковые контактные узлы, выполненные в виде контактных мостиков с серебросодержащими накладками, установленных на контактных траверсах, колодку с расположенными на ней неподвижными контактными узлами с серебросодержащими контактными накладками и возвратные пружины, согласно изобретению серебросодержащие контактные накладки, по крайней мере, части подвижных мостиковых узлов и/или неподвижных контактных узлов выполнены, по крайней мере, в пределах четверти их высоты со стороны контактной поверхности с переменным поперечным сечением, а, по крайней мере, одна серебросодержащая контактная накладка может быть выполнена со скосом контактной поверхности, площадь горизонтальной проекции которого составляет не менее 15% от общей площади горизонтальной проекции контактной накладки. При этом, по крайней мере, часть контактных мостиков подвижных контактных узлов может быть выполнена в виде стального корытообразного основания, внутри которого установлена медная пластина, на боковых сторонах стального корытообразного основания установлены дугонаправляющие стальные рога, серебросодержащие контактные накладки расположены снаружи стального корытообразного основания таким образом, что их внешняя поверхность образует контактную поверхность. Контактная поверхность, по крайней мере, одной серебросодержащей контактной накладки может быть выполнена криволинейной. Контактная поверхность, по крайней мере, одной серебросодержащей контактной накладки может быть выполнена переменной кривизны с образованием, по крайней мере, двух участков разной кривизны. По крайней мере, часть контактной поверхности, по крайней мере, одного криволинейного участка серебросодержащих контактных накладок может быть выполнена цилиндрической. На стальном корытообразном основании в месте установки серебросодержащих контактных накладок могут быть образованы отверстия, а на медной пластине могут быть выполнены выступы, расположенные с возможностью их захода в указанные отверстия. С наружной стороны стального корытообразного основания могут быть образованы углубления, концентричные отверстиям. Каждый узел контактной траверсы имеет опорную поверхность и может быть выполнен в виде двух симметричных полых частей, в полости каждой из которых выполнен выступ, а на боковой стороне каждой симметричной части, противоположной стороне с полостью, образованы окно и боковой выступ, каждый подвижный контактный узел состоит из скобы с перемычкой и свободными концами, контактной пружины, контактного мостика с контактными накладками и плоской пластины изогнутой формы, указанная скоба размещена в области траверсы так, что ее свободные концы проходят через окна, упомянутые симметричные полые части траверсы соединены в верхней части контактной пружиной, один конец которой установлен на указанном выступе, а второй опирается на перемычку скобы, контактный мостик подвижного контактного узла расположен на опорной поверхности траверсы и зафиксирован при помощи свободных концов скобы и плоской пластины изогнутой формы. Выступ в полости каждой симметричной части может быть выполнен сужающимся к свободному концу с ориентацией последнего к низу полой части траверсы. Обойма может быть выполнена с выступами, на которых установлены направляющие в виде ползунов, причем на внутренних сторонах колодок образованы боковые пазы, в которых расположены ползуны, при этом возвратные пружины установлены таким образом, что опираются на ползуны и опорные поверхности корпуса. В ползунах могут быть выполнены гнезда для фиксации оси, соединяющей обойму с траверсами. На торцах обоймы могут быть выполнены дополнительные выступы, а на соответствующих этим торцам стенках корпуса образованы пазы для размещения дополнительных выступов обоймы. На боковых стенках обоймы могут быть образованы пазы, в которых установлен якорь посредством концов двух осей, запрессованных в его тело. В якоре по оси симметрии может быть образована выемка для размещения конца траверсы. Корпус может быть снабжен дополнительными амортизаторами и выполнен с ребрами, а сердечник - с двумя направляющими с продольными пазами, в которых расположены ребра корпуса, при этом в центральной части направляющих образованы дополнительные пазы, а катушка выполнена с выступами, расположенными в дополнительных пазах направляющих, причем сердечник установлен на направляющих посредством осей, на которых установлены дополнительные амортизаторы. Дополнительные амортизаторы могут быть снабжены выступами, а в стенках корпуса образованы окна, в которых размещены выступы дополнительных амортизаторов. Электромагнитный коммутационный аппарат может быть снабжен дополнительными контактными узлами цепи управления, установленными на двух противолежащих наружных поверхностях корпуса. Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью существенных признаков, состоит в создании коммутационного аппарата с более высокой механической и коммутационной износостойкостью, требующего меньшего расхода серебра для обеспечения требуемого ресурса по коммутационной износостойкости, меньшего расхода конструкционных материалов, меньшей трудоемкости изготовления деталей и узлов за счет их технологичности конструкции, обеспечивается легкий доступ к контактным накладкам подвижных мостиковых и неподвижных контактов и катушке аппарата для выполнения регламентных работ при эксплуатации. Сущность изобретения поясняется чертежами, где:на фиг. 1 изображен электромагнитный коммутационный аппарат, продольный разрез;
на фиг. 2 - то же, разрез по А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 - узел контактных траверс;
на фиг. 4 - то же, вид по Б-Б на фиг. 3;
на фиг. 5 - контактный мостик в сборе;
на фиг. 6 и на фиг. 7 - стальное корытообразное основание контактного мостика в двух проекциях;
на фиг. 8 и на фиг. 9 - медная пластина, закрепленная внутри стального корытообразного основания контактного мостика, в двух проекциях;
на фиг. 10 и на фиг. 11 - контактная накладка в двух проекциях. Электромагнитный коммутационный аппарат содержит корпус 1, Ш-образную магнитную систему с сердечником 2, на котором размещена втягивающая катушка 3, якорь 4, установленный в обойме 5, между обоймой и поверхностью якоря установлены амортизаторы 6, узлы 7 контактных траверс 8, соединенные с обоймой 5 общей осью 9, колодку 10, расположенные на ней неподвижные контактные узлы 11 и дугонаправляющий скобообразный элемент 12 для быстрого схода дуги с контактной накладки 13 неподвижных контактных узлов 11, подвижные мостиковые контактные узлы 14, включающие контактный мостик 15 и контактные накладки 16, установленные на контактные траверсы 8, возврат которых обеспечивается возвратными пружинами 17. Узел 7 контактных траверс 8 состоит из двух полых симметричных частей 18, соединенных в зоне опорной поверхности контактной пружиной 19, один конец 20 которой установлен на выступе 21, сужающемся к свободному концу, выполненном в полости 22 симметричных частей 18 траверсы 8 и ориентированном свободным концом к низу полой части траверсы, а второй конец 23 контактной пружины 19 упирается в скобу 24, прижимая ее к нижней части траверсы 8. Концы 25 и 26 скобы 24 соединены осью 27. Траверса 8 имеет окна 28 и боковой выступ 29, который входит в пазы колодки 10 и является направляющим элементом для подвижных мостиковых контактных узлов 14. Обойма 5 якоря 4 выполнена с выступами 30, на которых установлены направляющие движения, выполненные в виде ползунов 31, при этом возвратные пружины 17 опираются на поверхности ползунов 31 и опорные поверхности корпуса 1. В ползунах 31 выполнены гнезда для фиксации общей оси 9, соединяющей обойму 5 с узлами 7 контактных траверс 8. В обойме 5 выполнены дополнительные выступы 32, в которых образованы пазы для установки якоря 4 посредством концов двух осей 33, запрессованных в тело якоря 4. Колодка 10 в виде прямоугольного корпуса установлена на корпус 1. На колодке 10 закреплены шесть токопроводящих шин 34, к которым приворачиваются шесть неподвижных контактных узлов 11 с дугонаправляющими скобообразными элементами 12. По центру колодки выполнены отверстия для крепления трех узлов 7 контактных траверс 8. Сердечник 2 установлен в корпусе 1 посредством направляющих 35 и осей 36, на которые установлены дополнительные амортизаторы 37 с выступами 38, которые входят в окна, расположенные на стенках корпуса 1 с одной стороны, и в окна крышки 39 корпуса 1 с другой стороны. Контактный мостик 15 подвижного мостикового контактного узла 14 состоит из стального корытообразного основания 40 с отверстиями 41 в месте соединения серебросодержащих контактных накладок 16, медной пластины 42 с выступами 43, которые входят в отверстия 41 основания 40. С наружной стороны основания 40 образованы углубления 44 для установки накладок 16, а с боковых сторон к стальному корытообразному основанию 40 прикреплены стальные дугонаправляющие рога 45. Контактный мостик 15 зафиксирован при помощи свободных концов скобы 24 и плоской пластины изогнутой формы 46. Контактные накладки 13, 16, по крайней мере, части неподвижных контактных узлов и/или подвижных мостиковых контактных узлов выполнены, по крайней мере, в пределах четверти их высоты со стороны контактной поверхности с переменным поперечным сечением. В частности, контактная накладка 13 или 16 может быть выполнена с криволинейной контактной поверхностью постоянной или переменной кривизны с образованием, по крайней мере, двух участков разной кривизны, один из которых может быть цилиндрическим (на чертежах не показано). Контактная накладка 13 или 16 может быть выполнена (см. фиг. 10 и фиг. 11) со скосом контактной поверхности С, площадь горизонтальной поверхности которого составляет не менее 15% общей площади горизонтальной проекции накладки. Остальная поверхность состоит из двух участков А и В переменной кривизны, из которых поверхность В выполнена цилиндрической, что обеспечивает оптимальный расход драгоценных металлов для обеспечения требуемого ресурса по коммутационной износостойкости. Электромагнитный коммутационный аппарат может быть снабжен дополнительными контактными узлами цепи управления, установленными на двух противолежащих наружных поверхностях корпуса (на чертежах не показано). Работает аппарат следующим образом. При подаче питания на втягивающую катушку 3 якорь 4 притягивается к сердечнику 2, подвижный мостиковый контактный узел 14 замыкает неподвижные контактные узлы 11 и контактные накладки 13 и 16. При этом траверсы 8 совершают перемещения в пазах колодки 10 по направляющим боковым выступам 29. Для уменьшения вибрации подвижного мостикового контактного узла 14 и погашения энергии движущегося якоря 2 включаются в работу амортизаторы 6 и 37 и контактные пружины 19. Применение указанных амортизаторов обеспечивает высокую механическую износостойкость. При отключении питания от катушки 3 якорь 4 возвращается в исходное положение при действии возвратных пружин 17, действующих на ползуны 31, связанные с якорем 4 через ось 9. При этом возникающая дуга между контактными накладками 13 и 16 при помощи дугонаправляющего скобообразного элемента 12 и дугонаправляющих стальных рогов 45 направляется в зону дугогашения, что обеспечивает быстрое погашение дуги и более высокую коммутационную износостойкость.
Класс H01H50/00 Элементы конструкций электромагнитных реле
Класс H01H1/20 мостиковые контакты