способ погрузки-разгрузки на тримаран плавающих грузов перемещением их непосредственно из воды в трюм и обратно

Классы МПК:B63B27/36 для плавучих грузов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Халидов Гамид Юсупович,
Халидов Уллубий Гамидович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-02-25
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам погрузки-разгрузки на тримаран плавающих грузов. Способ заключается в том, что используют тримаран, средний корпус которого имеет трюмные ворота. Открывают трюмные ворота, наплывают на груз, обеспечивая его размещение в трюме. После размещения груза закрывают трюмные ворота и откачивают воду. Достигается погрузка-разгрузка крупногабаритных грузов непосредственно из воды в трюм среднего корпуса тримарана. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

Способ погрузки-разгрузки на тримаран плавающих грузов перемещением их непосредственно из воды в трюм и обратно, отличающийся тем, что используют тримаран, средний корпус которого имеет трюмные ворота, открывают трюмные ворота, наплывают на груз, обеспечивая его размещение в трюме, затем закрывают трюмные ворота и откачивают забортную воду.

Описание изобретения к патенту

Как известно, погрузка и разгрузка большинства судов разного рода грузами в портах осуществляется с помощью берегового кранового, насосного и т. п. оборудования. Сегодняшний уровень развития погрузочно-разгрузочной техники позволяет поднимать и переносить в судно грузы весом в несколько десятков тонн. Сами суда, за исключением специальных, не имеют оборудования для ведения погрузочно-разгрузочных работ из-за ненадобности, т.к. загружаются и разгружаются в портах.

Есть такие суда, как паромы, десантные, которые грузятся с берега по аппарелям через носовую часть или корму, а точнее сами предметы перевозки передвигаются в трюм и обратно.

Сегодня мировой флот не имеет судов, конструкция которых рассчитана на разовые приемы крупногабаритных и многотысячетонных грузов. Т.к. для перемещения таких грузов на судно требуется погрузочное оборудование, которое в обозримом будущем производиться не будет, а необходимость в перевозках таких грузов назрела, так, например перевозки многотысячетонных брусов льда, предлагается способ погрузочно-разгрузочных работ, заключающийся в перемещении груза из воды непосредственно в трюм, используя специальную конструкцию судна.

Целью исследования является разработка способа погрузки-разгрузки судна крупногабаритным, многотысячетонным, цельным грузом перемещением его непосредственно из воды в трюм через специальную конструкцию днища среднего корпуса и носовой или кормовой части среднего корпуса.

Необходимость разработки транспортных судов для перевозки многотысячетонных брусов льда и способов их погрузки-разгрузки возникла в связи с проблемой нехватки питьевой воды в странах с жарким климатом и исследованием возможностей доставки в эти страны льда из Антарктиды, Гренландии и т.д. Физические свойства замерзшей воды - льда, его плавучесть в воде и уникальность этого явления в природе позволили подойти к проблеме его погрузки, разгрузки, транспортировки с оригинальной, до сих пор не рассмотренной стороны.

Технология доставки льда включает этапы добычи из массивов айсбергов или ледников, погрузки на суда, транспортировки и разгрузки в местах назначения. В этой работе мы рассматриваем этап погрузки-разгрузки. Для возможности его реализации были разработаны специальные конструкции судов-тримаранов, загружаемых с носовой или с кормовой части.

В качестве источника воды рассматривались ледники и айсберги Антарктиды. Очевидно, что возможны три варианта доставки воды:

1. В виде жидкости - это требует больших энергозатрат на растапливание льда и неприемлемых сроков погрузки.

2. В виде мелких кусков льда - здесь энергозатраты несколько меньше, но значительно возрастают капитальные затраты на разного рода оборудование, также уменьшается плотность загрузки трюма и возрастают сроки погрузки.

3. В виде крупных нарезанных брусов льда весом в десятки тонн, но при этом погрузка судна затягивается на недели, объемы работ для буксиров и кранового оборудования возрастают в сотни и тысячи раз и т.д.

Все вышеуказанные варианты неприемлемо высоко повышают себестоимость доставляемой воды, поэтому предлагается способ доставки в виде крупного бруса льда, который в поперечном сечении равен поперечному сечению трюма и по длине равен длине трюма. Вариант характеризуется минимумом затрат на заготовку ледяного бруса, его доставки к судну и на размещение его в трюме судна. Добыча льда осуществляется на айсберге, шельфовом леднике или др. источнике льда, обеспечивающем требуемые размеры ледовых брусов. Брус льда получается способом выплавления по контуру из массива льда с помощью ледорезов, изобретенных для решения этой задачи. Поскольку брусу льда предстоит для транспортировки разместиться в трюме среднего корпуса судна, то его формы и размеры должны соответствовать размерам и типичной U-образной форме трюма. Вырезанные брусы спускаются в море и далее с помощью буксиров подтягиваются к стоящему в некотором отдалении тримарану-ледовозу.

Поставленная цель достигается тем, что используют тримаран, средний корпус которого имеет трюмные ворота, открывают трюмные ворота, наплывают на груз, обеспечивая его размещение в трюме, затем закрывают трюмные ворота, откачивают забортную воду.

На фиг. 1 изображена схема транспортного судна - тримарана -ледовоза-ТН.

На фиг. 2 изображена схема среднего корпуса тримарана- ледовоза-ТН с открывающимися трюмными воротами.

На фиг. 3-5 изображена схема погрузки тримарана-ледовоза.

На фиг. 6 изображена схема транспортировки бруса льда тримараном-ледовозом.

Конструктивно судно является тримараном, поскольку такая конструкция обеспечивает наибольшую устойчивость, плавучесть и запас прочности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки. Размещение судовых двигателей помимо среднего корпуса в боковых корпусах, которые из вспомогательных, как в обычном тримаране, превратились в равноценно главные, придало высокую маневренность тримарану, необходимую для проведения погрузочно-разгрузочных работ с крупногабаритными грузами, находящимися в воде.

Рассмотрим тримаран-ледовоз с расположением трюмных ворот в носовой части среднего корпуса. Судно 1 состоит из трех корпусов (фиг. 1): средний (грузовой) корпус 2 и боковые корпусы 3. Все корпусы оснащены судовыми энергетическими установками (с гребными винтами 4). Средний корпус 2 судна является грузовым. Корпусы крепятся между собой межкорпусными креплениями 5. На палубе 6 находится надстройка 7 и на боковых корпусах - надстройки 8. Носовая часть среднего корпуса (фиг. 2) состоит из носовых трюмных ворот 9 (ворота закрыты) и 10 (ворота открыты) и цельной верхней части 12. Высота надводной части створа ворот обеспечивает при погрузке-разгрузке прохождение надводной части бруса льда или другого груза (плавсредства).

Рассмотрим операцию по погрузке судна (фиг. 3-5). Открываются трюмные ворота 9. Забортная вода заполняет трюм среднего корпуса тримарана. Происходит притапливание среднего корпуса до расчетных величин, обеспечивающих прием бруса льда или груза непосредственно из воды в трюм через раскрытые трюмные ворота. Судно, маневрируя двигателями, наплывает на брус льда 13 или другой груз (например, баркон), размещая его внутри трюма. В кормовой части среднего корпуса предусмотрены открывающиеся отверстия 14 (фиг. 6) для выпуска воды при наплыве тримарана на брус льда (или баркон), что позволяет стабилизировать процесс погрузки. Далее закрываются трюмные ворота. Забортная вода, оставшаяся в трюме, откачивается за борт, и брус льда (или баркон) размещается в трюме. Начинается процесс примораживания бруса льда (или баркона) к днищу и стенкам трюма среднего корпуса, после завершения которого судно готово к транспортировке и следует в порт назначения.

Разгрузка происходит следующим образом. После размораживания днища и стенок трюма среднего корпуса открываются носовые трюмные ворота, средний корпус притапливается, брус льда (или баркон) всплывает, и тримаран, начав движение, как бы "отплывает" от бруса льда (или баркона). При этом через отверстия 14 в трюм среднего корпуса поступает забортная вода, стабилизируя процесс разгрузки.

Аналогичная операция погрузки-разгрузки может осуществляться тримараном-ледовозом с расположением трюмных ворот в кормовой части среднего корпуса. В тримаране-ледовозе, средний корпус которого имеет носовые и кормовые трюмные ворота, погрузка-разгрузка осуществляется следующим образом: открывают носовые и кормовые трюмные ворота, наплывают на груз, обеспечивая его размещение в трюме, затем закрывают носовые и кормовые трюмные ворота и откачивают забортную воду.

Класс B63B27/36 для плавучих грузов

способ погрузки-разгрузки судов перемещением крупногабаритных грузов в трюм и обратно -  патент 2171200 (27.07.2001)
способ погрузки-разгрузки на тримаран плавающих грузов из воды в трюм и обратно -  патент 2171199 (27.07.2001)
транспортное судно-тримаран -  патент 2163211 (20.02.2001)
способ погрузки-разгрузки на тримаран находящихся под водой грузов перемещением их непосредственно из воды в трюм и обратно -  патент 2163210 (20.02.2001)
способ погрузки-разгрузки судов непосредственно перемещением грузов из воды в трюм и обратно -  патент 2144883 (27.01.2000)
устройство для подъема плавающего объекта -  патент 2019469 (15.09.1994)
Наверх