способ извлечения звука в язычковом пневматическом инструменте с готово-выборным клавишным механизмом
Классы МПК: | G10D11/00 Аккордеоны, концертино и тп; клавиатура для них |
Автор(ы): | Маторин Ю.П. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Тульская гармонь" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-20 публикация патента:
27.07.2001 |
Способ извлечения звука в язычковом пневматическом инструменте с готово-выборным клавишным механизмом для расширения исполнительских возможностей заключается в том, что звуковую волну формируют в области базовой плоскости, проходящей через нажимаемую кнопку в направлении ее поступательного движения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Способ извлечения звука в язычковом пневматическом инструменте с готово-выборным клавишным механизмом, предусматривающий включение выборного клавишного механизма, нажатие исполнителем кнопки клавиатуры, создание направленной струи воздуха относительно отверстия в деке, воздействие струи на упругий язычок по меньшей мере одной голосовой планки и формирование звуковой волны, отличающийся тем, что звуковую волну формируют в области базовой плоскости, проходящей через нажимаемую кнопку в направлении ее поступательного движения, перпендикулярно деке, при этом расстояние от источника звуковой волны до базовой плоскости лежит в пределах ширины кисти исполнителя. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что звуковые волны формируют в соответствии с местоположением нажимаемой кнопки во всем диапазоне клавиатуры.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области производства язычковых пневматических инструментов с готово-выборными клавишными механизмами, в частности к способам извлечения звука в их левом полукорпусе. Наиболее популярным язычковым пневматическим инструментом считается гармонь. Появление гармони в России относится ко второй половине 18 века (Розенфельд Н. Г. Гармони, баяны, аккордеоны. Конструкция и производство. - М.: Лесная промышленность, 1964. - 387 с.). В результате длительного совершенствования конструкции гармони были разработаны ее новые модификации, наиболее распространенными из которых в последнее время стали хроматическая двухрядная гармонь, трехрядная гармонь-баян, аккордеон и некоторые другие, менее распространенные инструменты (например, концертино). Несмотря на разнообразные изменения конструкции инструмента, в том числе и звукоряда, наиболее консервативной их частью остаются входные камеры голосовых планок левого полукорпуса. Традиционно левый полукорпус служил для извлечения фиксированных аккордов ("готовый" аккомпанемент). По мере совершенствования исполнительского мастерства появилась потребность в подборе аккорда по усмотрению исполнителя ("выборный" аккомпанемент). В результате этого конструкция левого полукорпуса претерпела изменения, следствием которых стало создание готово-выборного клавишного механизма, позволяющего механически выключать готовые аккорды и превращать инструмент в выборный и наоборот. Тем не менее конструкция деки и входных камер голосовых планок (так называемых резонаторов) левого полукорпуса остались практически неизменными. Из инструмента в инструмент заимствуются раскладка клавиатуры и другие элементы. Например, известна ручная гармонь с двухрядной пуговичной клавиатурой мелодии и трехрядной кнопочной басовой клавиатурой, особенностью которой является выполнение строя басовой партии с баянной раскладкой (Описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 267324, G 10 D 11/00, опубл. 01.04.1970, Бюл. N 12). Резонаторы басовой партии включают голосовые планки, расположенные в соответствии с двенадцатиступенчатым равномерно темпированным строем и установленные на деке в два ряда с понижением высоты тона извлекаемого звука сверху вниз на каждом ряду. Если учесть, что звукоряд клавиатуры левой части полукорпуса представляет собой преимущественно хроматическую гамму, то при ее исполнении в выборном варианте включения клавишного механизма, например, в пределах одной-двух наиболее низких октав, местонахождение кнопок практически остается внизу клавиатуры, а звук при этом перемещается с самой нижней точки деки в самую верхнюю. При дальнейшем проигрывании звук скачкообразно перемещается с верхней точки деки в нижнюю. Это может повторяться несколько раз по мере проигрывания звукоряда в диапазоне клавиатуры инструмента. Если учесть, что выборным аккомпанементом в основном пользуются исполнители высочайшего класса, обладающие абсолютным слухом и "чувствующие" музыку пальцами рук, то скачкообразное изменение звука в какой-то степени их дезориентирует, т.е. снижает сосредоточенность. Несмотря на объективную потребность разрешения этого технического противоречия, совершенствование язычковых пневматических инструментов продолжается в направлении совершенствования конструкции выборного звукоряда (например, см. описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 1778778, G 10 D 11/00, опубл. 30.11.1992, Бюл. N 44) и других решениях, в основном не относящихся к созданию благоприятных условий для игры исполнителей. Отчасти, как упоминалось выше, это можно объяснить тем, что данная потребность была обозначена лишь узким кругом специалистов - высококлассными исполнителями и некоторыми профессиональными разработчиками музыкальных инструментов. Наиболее близким по совокупности существенных признаков заявляемому способу извлечения звука в язычковом пневматическом инструменте с готово-выборным клавишным механизмом, является способ извлечения звука в музыкальном инструменте, суть которого изложена и проиллюстрирована в описании конструкции басовой части аккордеона (описание изобретения к патенту ФРГ N 1497825, G 10 D 11/02, опубл. 06.07.72.). Способ извлечения звука предусматривает включение выборного клавишного механизма, нажатие исполнителем кнопки клавиатуры, создание направленной струи воздуха относительно отверстия в деке, воздействие струи на упругий язычок по меньшей мере одной голосовой планки и формирование звуковой волны. Особая конструкция входных камер голосовых планок не решает задачу исключения скачкообразного перемещения звуков при их последовательном извлечении, а это отрицательно влияет на сосредоточенность исполнителя, как если бы нажав самую левую клавишу фортепиано, исполнитель услышал бы звук, например, под самой правой клавишей. Задача, решаемая изобретением, заключается в расширении исполнительских возможностей музыкантов и создание благоприятных условий для их игры. Техническим результатом будет исключение скачкообразного перемещения звуков при их последовательном извлечении относительно нажимаемых кнопок во всем диапазоне клавиатуры музыкального инструмента, что позволит повысить сосредоточенность исполнителя. Для решения поставленной задачи в известном способе извлечения звука в язычковом пневматическом инструменте с готово-выборным клавишным механизмом, предусматривающем включение выборного клавишного механизма, нажатие исполнителем кнопки клавиатуры, создание направленной струи воздуха относительно отверстия в деке, воздействие струи на упругий язычок по меньшей мере одной голосовой планки и формирование звуковой волны, звуковую волну формируют в области базовой плоскости, проходящей через нажимаемую кнопку в направлении ее поступательного движения, перпендикулярно деке, при этом расстояние от источника звуковой волны до базовой плоскости лежит в пределах ширины кисти исполнителя. Кроме этого, звуковые волны формируют в соответствии с местоположением нажимаемой кнопки во всем диапазоне клавиатуры. Изобретение поясняется чертежами, где:на фиг. 1 показана схема извлечения звука в существующих язычковых пневматических инструментах с готово-выборным клавишным механизмом;
на фиг. 2 показан способ извлечения звука, выполненный согласно изобретению;
на фиг. 3 изображены варианты совмещения базовой плоскости и источника звуковой волны. Способ извлечения звука в язычковом пневматическом инструменте с готово-выборным клавишным механизмом 1 предусматривает включение выборного клавишного механизма, нажатие исполнителем одной или нескольких кнопок 2 клавиатуры 3, создание направленной струи воздуха относительно отверстия 4 в деке 5, воздействие струи на упругий язычок 6 по меньшей мере одной голосовой планки 7 и формирование звуковой волны, последнюю формируют в области базовой плоскости проходящей через нажимаемую кнопку 2 в направлении ее поступательного движения перпендикулярно деке 5, при этом расстояние от источника 6 звуковой волны до базовой плоскости (т.н. величина совмещения) лежит в пределах ширины кисти исполнителя, что в среднем составляет 80/2 мм на сторону (или 40 мм). Необходимо отметить, что звуковые волны следует формировать в соответствии с местоположением нажимаемых кнопок 2 во всем диапазоне клавиатуры 3. В этом случае эффект от использования изобретения проявится наиболее ярко. Для реализации способа извлечения звука необходимо провести конструктивную доработку музыкальных инструментов. По одному из вариантов доработки надо привести в соответствие с раскладкой клавиатуры раскладку резонаторов басовой партии (см. фиг. 2) и внести изменение в конструкцию выборного клавишного механизма, например, обеспечив кинематическую связь кнопки 2 с клавишей (условно не показана) непосредственно, минуя промежуточные валики 8. Это позволит получить дополнительный эффект, связанный с уменьшением массо-габаритных характеристик левого полукорпуса музыкального инструмента. Необходимо обратить внимание на следующие особенности изобретения. Голосовая планка 7 включает преимущественно два упругих язычка 6, один из которых реагирует на избыточное давление, а другой - на разрежение. Кроме этого, голосовая планка 7, как правило, установлена наклонно к плоскости деки 5. По этой причине практически невозможно совместить источники 6 звуковой волны с плоскостью . Для случая, если входные камеры (условно не показаны) голосовых планок 7 установлены вертикально, в три ряда (см. фиг. 2), то можно обеспечить величину расстояния от источника 6 звуковой волны до базовой плоскости равной 5 мм, что определяется расстоянием между отверстиями 9 в рамке 10 голосовой планки 7 (например, для самого низкого тона, размер между отверстиями 9 под язычки 6 в рамке 10 равен 10 мм). Может оказаться, что один из упомянутых язычков 6 будет пересекаться базовой плоскостью (величина в этом случае равна нулю), при этом другой язычок 6 будет находиться от базовой плоскости на расстоянии 10 мм (величина равна 10 мм). В случае, если входные камеры голосовых планок 7 установлены горизонтально, например в пять рядов, то величина расстояния от источника 6 звуковой волны до базовой плоскости будет разбросана в больших, по сравнению с предыдущим примером, пределах. В любом случае расстояние не будет превышать 40 мм. Это значение подтверждено результатами испытаний и оправдано с технологической и экономической точек зрения. Приведенные примеры иллюстрируют многообразие конструктивных решений, реализующих способ извлечения звука, и не исчерпывают их. При соблюдении перечисленных условий извлекаемый звук будет всегда "находиться" под кистью исполнителя. Дополнительно, для иллюстрации преимуществ способа достаточно сравнить технологию извлечения неполного доминантсептаккорда от тона фа при традиционном способе извлечения звука (см. фиг. 1) со способом, реализующим изобретение (см. фиг. 2). Не исключено, что в единичных случаях величина совмещения базовой плоскости и источника 6 звука будет практически одинаковой для обоих упомянутых случаев, однако такую ситуацию следует рассматривать как случайное совпадение, не позволяющее в полной мере разрешить существующее техническое противоречие. Реализация изобретения в конструкции музыкальных инструментов, таких как баяны, аккордеоны и некоторых других, позволит расширить исполнительские возможности музыкантов и создаст благоприятные условия для их игры.
Класс G10D11/00 Аккордеоны, концертино и тп; клавиатура для них