способ управления ветроэнергоустановкой и устройство для его осуществления
Классы МПК: | F03D7/04 автоматическое регулирование |
Автор(ы): | Степанов Л.А., Яфаров Р.Л. |
Патентообладатель(и): | Степанов Лев Анатольевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-06-17 публикация патента:
27.08.2001 |
Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к ветроэнергоустановкам с горизонтальной осью вращения ротора. Технический результат, заключающийся в расширении рабочего диапазона скоростей ветра, обеспечении возможности использования синхронных электрогенераторов переменного тока, повышении коэффициента использования энергии ветра, обеспечивается за счет того, что в способе управления ветроэнергоустановкой, при котором ротором с вращающимися вокруг оси ротора подвижными элементами взаимодействуют с воздушным потоком, поток дополнительно тормозят и уменьшают усилие его взаимодействия с подвижными элементами ротора при увеличении скорости потока, а результат взаимодействия ротора с потоком подводят к нагрузке, согласно изобретению дополнительное усилие торможения сосредотачивают по оси ротора, сравнивают усилие дополнительного торможения с расчетным усилием, возникающим на роторе от центробежных и аэродинамических сил, при минимальной рабочей скорости потока и при превышении усилия дополнительного торможения прикладывают его к каждому подвижному элементу одновременно. Указанный способ реализуется в соответствующей ветроэнергоустановке. 2 с. и 9 з.п.ф-лы, 12 ил., 6 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18
Формула изобретения
1. Способ управления ветроэнергоустановкой, при котором ротором с вращающимися вокруг оси ротора подвижными элементами взаимодействуют с воздушным потоком, поток дополнительно тормозят и уменьшают усилие его взаимодействия с подвижными элементами ротора при увеличении скорости потока, а результат взаимодействия ротора с потоком подводят к нагрузке, отличающийся тем, что дополнительное усилие торможения сосредотачивают по оси ротора, сравнивают усилие дополнительного торможения с расчетным усилием, возникающим на роторе от центробежных и аэродинамических сил при минимальной рабочей скорости потока, и при превышении усилия дополнительного торможения прикладывают его к каждому подвижному элементу одновременно. 2. Способ управления ветроэнергоустановкой по п.1, отличающийся тем, что усилие дополнительного торможения преобразуют в усилие отклонения каждого подвижного элемента в направлении вектора скорости потока и пропорционального ему усилия поворота каждого подвижного элемента вокруг его продольной оси. 3. Способ управления ветроэнергоустановкой по п.1, отличающийся тем, что задают верхний предел скорости вращения на нагрузке и контролируют его, а при превышении заданного значения ротор механически отсоединяют от нагрузки. 4. Ветроэнергоустановка, содержащая мачту с горизонтальной поворотной платформой, на которой установлены электрогенератор с валом, ротор с валом и крыльями, установленными с возможностью изменения угла установки в потоке, механическую передачу вращения от вала ротора к валу электрогенератора с возможностью отключения передачи, отличающаяся тем, что ротор размещен по отношению к потоку за электрогенератором, осью вращения горизонтальной поворотной платформы и механической передачей, каждое крыло ротора установлено своим основанием в ступицу с двумя дополнительными степенями свободы перемещения, а ветроэнергоустановка снабжена аэродинамическим тормозом осевого плана, размещенным за ротором в направлении вектора скорости потока на валу ротора с возможностью поступательного перемещения вдоль него, подпружиненным к нему и соединенным механически с каждым из крыльев и узлами синхронизации отклонений крыльев в потоке по двум степеням свободы перемещений, а вал ротора установлен в опоре так, что оба его конца консольны. 5. Ветроэнергоустановка по п.4, отличающаяся тем, что основание каждого крыла ротора выполнено в виде оси, установленной во втулке ступицы с возможностью вращения вокруг продольной оси крыла и подпружиненной к ступице пружиной кручения, при этом сама ступица установлена в проушины, установленные на валу ротора, с возможностью отклонения ступицы в направлении вектора скорости потока вокруг оси, установленной в проушинах. 6. Ветроэнергоустановка по п.4, отличающаяся тем, что аэродинамический тормоз выполнен в виде диска, установленного перпендикулярно вектору скорости потока и скрепленного с установленным на валу ротора ползуном, которому обеспечена возможность поступательного перемещения вдоль вала ротора и который подпружинен пружиной сжатия к валу ротора и соединен тягами с каждой ступицей крыла. 7. Ветроэнергоустановка по п.6, отличающаяся тем, что в диске выполнены окна, которые закрыты подпружиненными щитками, установленными на диске с возможностью поворота в направлении вектора скорости потока или срезными мембранами. 8. Ветроэнергоустановка по п.4, отличающаяся тем, что узел синхронизации отклонений каждого крыла в потоке по двум степеням свободы перемещений выполнен в виде копирной планки, установленной на каждой проушине, и взаимодействующего с копирной планкой рычага, установленного на конце каждой оси крыла, выходящем за линейный размер втулки ступицы, и перпендикулярного оси крыла и плоскости копирной планки. 9. Ветроэнергоустановка по п.4, отличающаяся тем, что механическая передача вращения от вала ротора к валу электрогенератора выполнена в виде планетарной передачи с остановленным водилом, одна часть которой (подвижная) установлена на обращенной к электрогенератору консольной части вала ротора, а вторая часть (неподвижная) установлена на горизонтальной поворотной платформе, и самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, одна часть которой установлена на выходном валу планетарной передачи, а другая - на валу электрогенератора. 10. Ветроэнергоустановка по п.9, отличающаяся тем, что подвижная часть планетарной передачи выполнена в виде большого колеса с внутренней рабочей поверхностью, сателлитов и выходного вала, взаимодействующих друг с другом боковыми поверхностями, а неподвижная часть планетарной передачи (остановленное водило) выполнена в виде станины, в посадочное отверстие которой соосно с большим колесом установлен выходной вал, вокруг которого симметрично и равномерно установлены оси сателлитов, а часть самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, установленная на выходном валу, выполнена в виде вкладыша, тормозных колодок, подпружиненных через кулачки к вкладышу и корпусу самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, закрепленному на валу электрогенератора. 11. Ветроэнергоустановка по п. 10, отличающаяся тем, что рабочие поверхности большого колеса, сателлитов и выходного вала планетарной передачи выполнены в виде фрикционного зацепления в форме усеченного конуса или в виде зубчатого зацепления.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ветроэнергоустановкам, имеющим ротор с ориентированной по направлению скорости ветра (потока) горизонтальной осью вращения и вращающимися вокруг оси ротора крыльями (подвижными элементами), которые взаимодействуют с воздушным потоком и результат взаимодействия ротора с потоком подводится к полезной нагрузке - насосу, электрогенератору и т.п. (см., например, "Большая Советская Энциклопедия" - далее БСЭ, 1964 г., т. 4, стр. 589, рис. 2 и 3, стр. 590, рис.7). Изобретение может быть использовано для автоматического регулирования мощности и скорости вращения ротора при переменной скорости ветра, когда необходимо ограничить ветровые нагрузки на установку и обеспечить постоянную скорость вращения электрогенератора. Известен способ управления ветроэнергоустановкой, заключающийся в том, что ротором с вращающимися вокруг оси ротора подвижными элементами взаимодействуют с воздушным потоком, при достижении установленного предела скоростного напора поток дополнительно тормозят и уменьшают усилие его взаимодействия с подвижными элементами ротора (см. патенты PCT N WO 80/02056 от 27.03.79 F 03 D 7/02 (Швеция), N WO 95/00757 от 23.06.93 F 03 D 7/02 (Финляндия), N 156910B от 08.06.83 F 03 D 7/04, N 151351B от 19.05.80 МКИ F 03 D 1/00, (Дания) и др. аналоги)Поток тормозят дополнительными поверхностями (боковыми планами), чем уменьшают площадь его взаимодействия с подвижными элементами ротора при увеличении скорости потока, выводя весь ротор из-под ветра и снижая усилие взаимодействия (см., БСЭ, 1964 г., т. 4, стр. 590, рис. 6б - принят за прототип). Этот способ применим для быстроходных ветродвигателей с числом крыльев менее четырех. Ротор с небольшим числом крыльев обычно включает ступицы и подшипниковые узлы, в которых крыло поворачивается относительно своей продольной оси для изменения угла установки механизмом регулирования частоты вращения. Этим обеспечивается уменьшение усилия взаимодействия ротора с потоком. В указанном информационном источнике - БСЭ, 1964 г., т. 4, стр. 590, рис. 7 - приведена также конструкция ветроэнергоустановки "Беркут-2", содержащая мачту с горизонтальной поворотной платформой, на которой установлены электрогенератор с валом, ротор с валом и крыльями, установленными с возможностью изменения угла установки в потоке, механическую передачу вращения от вала ротора к валу электрогенератора с возможностью отключения передачи, принятая за прототип заявляемого устройства. Описанные способ и устройство реализованы в ветроэнергоустановках малой и средней мощности, комплектуемых электрогенераторами постоянного тока, некритичными к большим колебаниям скорости вращения, таких как установки "Whisper" фирмы World Power Technologies INC, установка "BWC Excel" фирмы Bergey Windpower, греческая установка "






- ограниченный рабочий диапазон скоростей ветра,
- невозможность использования в установках синхронных электрогенераторов переменного тока и вызванная этим необходимость применения инверторов для преобразования постоянного электрического тока в переменный,
- относительно низкая эффективность использования энергии ветра,
- неудобство в эксплуатации и высокая динамическая нагруженность при рабочих скоростях набегающего потока, приближающихся к 12- 15 м/с, когда ротор в известном устройстве принудительно останавливают и выводят из-под ветра системой тросов с лебедкой. В сложных ветроэнергоустановках ведущих ветроэнергетических фирм для управления процессом отворота ротора и обеспечения постоянной скорости его вращения служат компьютеризованные механогидравлические системы управления, например ветроэнергоустановка датской фирмы Micon Type M530-250 KW. Недостатком подобных установок является сложность, высокая стоимость и пониженная надежность конструкции. Целью изобретения является исключение указанных недостатков известного способа управления ветроэнергоустановкой и обеспечение возможности регулирования мощности и скорости вращения ротора при переменной скорости ветра, когда необходимо ограничить ветровые нагрузки на установку и обеспечить постоянную скорость вращения электрогенератора, расширение рабочего диапазона скоростей ветра, обеспечение возможности использования в установках синхронных электрогенераторов переменного тока. Указанная цель достигается тем, что в известном способе управления ветроэнергоустановкой, при котором ротором с вращающимися вокруг оси ротора подвижными элементами взаимодействуют с воздушным потоком, поток дополнительно тормозят и уменьшают усилие его взаимодействия с подвижными элементами ротора при увеличении скорости потока, а результат взаимодействия ротора с потоком подводят к нагрузке, согласно изобретению дополнительное усилие торможения сосредотачивают по оси ротора, сравнивают усилие дополнительного торможения с расчетным усилием, возникающим на роторе от центробежных и аэродинамических сил при минимальной рабочей скорости потока, и при превышении усилия дополнительного торможения прикладывают его к каждому подвижному элементу одновременно. Согласно изобретению усилие дополнительного торможения преобразуют в усилие отклонения каждого подвижного элемента в направлении вектора скорости потока и пропорционального ему усилия поворота каждого подвижного элемента вокруг его продольной оси. Согласно изобретению задают верхний предел скорости вращения на нагрузке и контролируют его, а при превышении заданного значения ротор механически отсоединяют от нагрузки. Указанная цель достигается еще и тем, что в ветроэнергоустановке для осуществления способа, содержащей мачту с горизонтальной поворотной платформой, на которой установлены электрогенератор с валом, ротор с валом и крыльями, установленными с возможностью изменения угла установки в потоке, механическую передачу вращения от вала ротора к валу электрогенератора с возможностью отключения передачи, согласно изобретению ротор размещен по отношению к потоку за электрогенератором, осью вращения горизонтальной поворотной платформы и механической передачей, каждое крыло ротора установлено своим основанием в ступицу с двумя дополнительными степенями свободы перемещения, а ветроэнергоустановка снабжена аэродинамическим тормозом осевого плана, размещенным за ротором в направлении вектора скорости потока на валу ротора с возможностью поступательного перемещения вдоль него, подпружиненным к нему и соединенным механически с каждым из крыльев и узлами синхронизации отклонений крыльев в потоке по двум степеням свободы перемещений, а вал ротора установлен в опоре так, что оба его конца консольны. Согласно изобретению основание каждого крыла ротора выполнено в виде оси, установленной во втулке ступицы с возможностью вращения вокруг продольной оси крыла и подпружиненной к ступице пружиной кручения, при этом сама ступица установлена в проушины, установленные на валу ротора, с возможностью отклонения ступицы в направлении вектора скорости потока вокруг оси, установленной в проушинах. Согласно изобретению аэродинамический тормоз выполнен в виде диска, установленного перпендикулярно вектору скорости потока и скрепленного с установленным на валу ротора ползуном, которому обеспечена возможность поступательного перемещения вдоль вала ротора и который подпружинен пружиной сжатия к валу ротора и соединен тягами с каждой ступицей крыла. Согласно изобретению в диске выполнены окна, которые закрыты подпружиненными щитками, установленными на диске с возможностью поворота в направлении вектора скорости потока или срезными мембранами. Согласно изобретению узел синхронизации отклонений каждого крыла в потоке по двум степеням свободы перемещений выполнен в виде копирной планки, установленной на каждой проушине, и взаимодействующего с копирной планкой рычага, установленного на конце каждой оси крыла, выходящем за линейный размер втулки ступицы и перпендикулярного оси крыла и плоскости копирной планки. Согласно изобретению механическая передача вращения от вала ротора к валу электрогенератора выполнена в виде планетарной передачи с остановленным водилом, одна часть которой (подвижная) установлена на обращенной к электрогенератору консольной части вала ротора, а вторая часть (неподвижная) установлена на горизонтальной поворотной платформе, и самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, одна часть которой установлена на выходном валу планетарной передачи, а другая - на валу электрогенератора. Согласно изобретению подвижная часть планетарной передачи выполнена в виде большого колеса с внутренней рабочей поверхностью, сателлитов и выходного вала, взаимодействующих друг с другом боковыми поверхностями, а неподвижная часть планетарной передачи (остановленное водило) выполнена в виде станины, в посадочное отверстие которой соосно большому колесу установлен выходной вал, вокруг которого симметрично и равномерно установлены оси сателлитов, а часть самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, установленная на выходном валу, выполнена в виде вкладыша, тормозных колодок, подпружиненных через кулачки к вкладышу и корпусу самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, закрепленному на валу электрогенератора. Согласно изобретению рабочие поверхности большого колеса, сателлитов и выходного вала планетарной передачи выполнены в виде фрикционного зацепления в форме усеченного конуса или в виде зубчатого зацепления. Автору известно применение в ветроэнергоустановках аэродинамических тормозов бокового плана, но при совпадении функций известного признака (торможение потока) несравнимы результаты его применения в новом и известных технических решениях. Вывести из потока усилием торможения весь ротор в известном устройстве - это приложить усилие к гироскопу, который стремится вернуться в первоначальное состояние, к тому же усилие торможения уменьшается из-за выхода из потока самого аэродинамического тормоза. Следствием этого является возникновение колебательных процессов и динамической неуравновешенности известного устройства, приводящих к накоплению усталостных напряжений в конструкции и соответствующему снижению ее надежности. Сохранение ориентации оси вращения ротора и аэродинамического тормоза по отношению к потоку в предлагаемом изобретении является принципиальным фактором, существенно снижающим динамические нагрузки на ветроэнергоустановку, что обеспечивается снабжением предлагаемого устройства аэродинамическим тормозом осевого плана, в отличие от известных аэродинамических тормозов бокового плана. Таким образом, совокупность отличительных признаков предлагаемого решения автору неизвестна, что является доказательством новизны предложения, а каждый из признаков указанной совокупности со всей очевидностью не следует из уровня техники, что является доказательством наличия изобретательского уровня в предложении. При этом автор подчеркивает наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения и достигаемыми техническими результатами. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид ветроэнергоустановки, на фиг.2 - схема векторов аэродинамических сил и скоростей в сечении крыла, на фиг. 3 - расчетная схема установки, на фиг. 4 - блок-схема программы расчета проектных параметров ветроэнергоустановки, на фиг. 5 - увеличенное изображение устройства в зоне ступицы, крыла, ползуна и аэродинамического тормоза, на фиг. 6 - изображение устройства в зоне копира, на фиг. 7 - изображение механической передачи вращения от вала ротора к валу электрогенератора, на фиг. 8 - расчетные зависимости мощности ветроэнергоустановки от скорости ветра, на фиг. 9 - расчетные зависимости угловой скорости ротора от скорости ветра, на фиг. 10 - расчетные зависимости результирующей аэродинамических и центробежных сил, действующих на ротор и аэродинамический тормоз в функции скорости ветра, и характеристика пружины сжатия, на фиг. 11 - изображение диска с окнами и срезными мембранами, на фиг. 12 - изображение диска с подпружиненными щитками. На фиг. 1, 3, 5, 6, 7, 11 и 12 позициями обозначены: мачта 1, горизонтальная поворотная платформа 2, станина 3, вал ротора 4, проушины 5, оси 6, втулки ступицы 7, оси 8, крылья 9, рычаги 10, пружины кручения 11, оси 12, тяги 13, оси 14, ползун 15, пружина сжатия 16, аэродинамический тормоз 17, копирные планки 18, профилированные поверхности 19, большое колесо 20, станина 21, оси 22, сателлиты 23, выходной вал 24, электрогенератор 25, корпус 26, кулачки 27, тормозные колодки 28, пружины сжатия 29, вкладыш 30, резьбовые крышки 31, окна 32, срезные мембраны 33, щитки 34, оси щитков 35, пружины кручения 36. На фиг. 4 позициями обозначены: блок ввода исходных данных 37, блок ввода вспомогательных данных 38, база данных аэродинамических коэффициентов крыла 39, база данных электрогенераторов 40, база данных параметров плотности воздуха и ускорения силы тяжести в зависимости от высоты 41, блок расчета параметров ветроэнергоустановки с нерегулируемым ротором 42, блок расчета параметров ветроэнергоустановки с ротором, регулируемым по углу стреловидности 43, блок расчета параметров ветроэнергоустановки с ротором, регулируемым по углам стреловидности и установки 44, блок расчета параметров планетарной передачи 45, блок расчета параметров самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты 46, блок вывода цифровых результатов расчета параметров ветроэнергоустановки 47, блок вывода графических результатов расчета параметров ветроэнергоустановки 48. На фиг. 8 обозначены: I - диаграмма механической мощности нерегулируемого ротора, II - диаграмма механической мощности ротора, регулируемого по углам стреловидности и установки крыла, III - диаграмма электрической мощности ветроэнергоустановки. На фиг. 9 обозначены: I - диаграмма угловой скорости нерегулируемого ротора, II - диаграмма угловой скорости ротора, регулируемого по углам стреловидности и установки крыла, III - диаграмма угловой скорости вала электрогенератора, обеспечиваемая самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфтой. На фиг. 10 обозначены: I - диаграмма результирующей аэродинамических и центробежных сил, действующих на ротор и аэродинамический тормоз, II - характеристика пружины сжатия. Принятые обозначения: V


























M = Fу









Pp= M






В инженерных расчетах более удобно выражение мощности
Pp= 3,85








С учетом представленной на фиг. 3 расчетной схемы установки выражение мощности принимает вид:
Pp= 3,85










В расчетах также использованы следующие основные зависимости:
- центробежная сила, действующая на крыло: Fp= mкр





- момент центробежной силы, действующей на крыло при угле стреловидности

-Mц= Fц



- момент аэродинамической силы лобового сопротивления, действующей на крыло
+Mx= Fx



- сила лобового сопротивления, действующая на аэродинамический тормоз:
Fт= Cx




- угол кулисы


- суммарный момент трех крыльев:

- сила, действующая на ползун вдоль оси вращения ротора: Fп=

- результирующая сила:

- перемещение ползуна: X = a Sin


которые положены в основу математической модели ветроэнергоустановки, реализующей предлагаемый способ. На основе математической модели разработана компьютерная программа расчета проектных параметров ветроэнергоустановки с изменяемой геометрией крыла, блок-схема которой представлена на фиг. 4. В блок ввода исходных данных 37 вводятся следующие параметры: диаметр ротора Dр, начальная скорость ветра V0, шаг приращения скорости ветра









При наличии ветра за счет свойства самоориентации ротор разворачивается на поворотной платформе 2 и его ось занимает положение, параллельное набегающему потоку, как это показано на фиг. 1, 3. Когда скорость ветра достигает нижней границы рабочего диапазона V0, на валу ротора 4 создается необходимый вращательный момент и ротор начинает вращаться с угловой скоростью






















1. При одинаковом диаметре ротора новые ветроэнергоустановки имеют более высокую мощность и меньшую массу конструкции, более широкий рабочий диапазон скоростей ветра, пониженные ветровые нагрузки, пониженную скорость вращения ротора, слабо зависящую от скорости ветра, пониженный уровень производимых шумов, при этом конструкция ветроэнергоустановок проста в изготовлении и эксплуатации. 2. При одинаковой электрической мощности трудоемкость и себестоимость производства новых ветроэнергоустановок в 2-3 раза ниже существующих отечественных и зарубежных аналогов. 3. За счет применения таких элементов системы управления, как аэродинамический тормоз, пружина сжатия и копир новым ветроэнергоустановкам обеспечена возможность адаптации к метеоусловиям в местах их размещения, чем обеспечивается максимальная производительность при статистически вероятных скоростях ветра. 4. За счет применения в качестве стабилизатора скорости вращения самоуправляемой нормально замкнутой центробежной муфты, новым ветроэнергоустановкам обеспечена возможность использования стандартных электрогенераторов переменного тока и автоматического согласования механической мощности и скорости вращения ротора при произвольных изменениях скорости набегающего потока и величины нагрузки в цепи электрогенератора, а также возможность синхронизации работы нескольких ветроэнергоустановок, включенных в единую сеть. 5. Таким образом, предлагаемый способ управления ветроэнергоустановкой реализуется в конструкции устройства для его осуществления и обеспечивает ограничение мощности ротора и постоянную скорость вращения вала электрогенератора при переменной скорости ветра, действующего на ротор, а также автоматическое согласование параметров ветроэнергоустановки, зависящих от изменяющейся по случайному закону скорости ветра с нагрузкой в электрической цепи электрогенератора, также имеющей случайный характер, и выбор оптимального режима ее работы.
Класс F03D7/04 автоматическое регулирование