торцовое уплотнение
Классы МПК: | F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси |
Автор(ы): | Зиновьев В.Б. |
Патентообладатель(и): | Опытное конструкторское бюро машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-06-16 публикация патента:
27.08.2001 |
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно - к торцовым уплотнениям вращающихся валов нагнетательных агрегатов, перекачивающих жидкую или газообразную среду. В торцовом уплотнении, содержащем вращающийся и невращающийся блоки, по меньшей мере, один из них подвижен в осевом направлении, соединен с корпусом или валом пружинами сжатия и поводковыми устройствами. Между подвижным блоком и корпусом или валом установлено промежуточное кольцо, в отверстиях или пазах которого размещены в одной горизонтальной плоскости четыре поводковых устройства попарно во взаимно перпендикулярных аксиальных сечениях на внутренней и наружной цилиндрических поверхностях промежуточного кольца. Промежуточное кольцо с торцов демпфировано пружинами сжатия. Изобретение повышает надежность и долговечность торцовых уплотнений путем устранения износа деталей, вызванного несовершенством поводковых устройств. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Торцовое уплотнение, содержащее вращающийся и невращающийся блоки, при этом, по меньшей мере, один из них подвижен в осевом направлении, соединен с корпусом или валом пружинами сжатия и поводковыми устройствами, отличающееся тем, что между подвижным блоком и корпусом или валом установлено промежуточное кольцо, в отверстиях или пазах которого размещены в одной горизонтальной плоскости четыре поводковых устройства попарно во взаимно перпендикулярных аксиальных сечениях на внутренней и наружной цилиндрических поверхностях промежуточного кольца, причем промежуточное кольцо с торцов демпфировано пружинами сжатия.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к торцовым уплотнениям вращающихся валов нагнетательных агрегатов, перекачивающих жидкую или газообразную среду. Известно торцовое уплотнение вращающегося вала, содержащее вращающийся и невращающийся уплотнительные блоки, при этом один из них подвижен в осевом направлении и в месте подвижного контакта связан с деталью, передающей или воспринимающей крутящий момент, "поводковым устройством", состоящим из 2-х штифтов (см. например, "Уплотнения и уплотнительная техника", справочник, М. : Машиностроение, 1986 г., стр. 310-312, рис. 9.22). Приведенное устройство обладает рядом недостатков. 1. Нарушение осевой и угловой подвижности перемещаемого уплотнительного элемента. Это происходит вследствие того, что при передаче крутящего момента штифт, имея линейный контакт с поверхности паза, образует в местах контакта цилиндрическую лунку. Такое сопряжение (лунка-штифт) приводит к выходу уплотнения из строя (см. например, "Механические уплотнения". Причины и анализ повреждений. Журнал "Pumps, pompes, pumpen, апрель 1980 г., N 163, стр. 159-169). 2. Износ вала в месте контакта с подвижным уплотнительным элементом, поскольку в конструкции с таким поводковым устройством возникает крутящий момент, причем одна из сил пары образуется в сопряжении штифта с поверхностью паза, а вторая - в сопряжении подвижного уплотнительного блока с валом или втулкой в районе вторичного уплотнения, то есть подвижный элемент при работе вступает в контакт с валом и вследствие неперпендикулярности уплотнительного стыка и прецессии вала возникает трение металл по металлу и образуется фреттинг-коррозия, которая как абразивный элемент разрушает вторичное уплотнение (см. например, вышеуказанный справочник, стр. 311). 3. Из-за неравномерности зазора во вторичном уплотнении с одной стороны происходит более значительное выравнивание резинового кольца и при колебаниях вторичного уплотнения ведет к выщипыванию кольца острой кромкой уплотнительного пояса вторичного уплотнения (справочник, стр. 305-306). Известно торцовое уплотнение (см. например патент РФ N 2133899, F 16 J 15/34, приоритет от 25.01.97 г. - прототип), у которого для передачи крутящего момента используются два поводка с тремя степенями свободы. Такая конструкция поводкового устройства обеспечивает контакт по плоскости сопрягаемых деталей, высокую угловую подвижность, а также обеспечивает нужную технологичность при сборке блоков уплотнения и повышает ресурс уплотнения в целом. Однако при работе уплотнения возникает крутящий момент, а значит и пара сил в сопряжении поводков, а вторая - в сопряжении подвижного уплотнительного блока с валом или втулкой в районе вторичного уплотнения. Очевидно что, как и в первом случае, ресурс уплотнения ограничен теми же причинами (п. 2,3). Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности и долговечности торцовых уплотнений путем устранения износа деталей, вызванных несовершенством поводковых устройств. Указанная задача решается тем, что в торцовом уплотнении, содержащем вращающийся и невращающийся блоки, при этом, по меньшей мере, один из них подвижен в осевом направлении, соединен с корпусом или валом пружинами сжатия и поводковыми устройствами, между подвижным блоком и корпусом или валом установлено промежуточное кольцо, в отверстиях которого размещены в одной горизонтальной плоскости четыре поводковых устройства попарно во взаимно перпендикулярных аксиальных сечениях на внутренней и наружной цилиндрических поверхностях промежуточного кольца, которое с торцов демпфировано пружинами сжатия. Собранное в таком виде уплотнение обеспечивает автоматическую установку равномерного зазора между втулкой подвижного блока и корпусом или валом в районе вторичного уплотнения за счет внутреннего давления, возникающего при натяге эластичного резинового кольца и проскальзывания в пазах поводков во всех направлениях. При вращении обеспечиваются угловые движения подвижного блока во всех сечениях окружности, а момент передается или воспринимается четырьмя поводками, тем самым устраняя контакт втулки подвижного блока и корпуса или вала во вторичном уплотнении. Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, на которых изображены:на фиг. 1 - продольный разрез предлагаемого торцового уплотнения;
на фиг. 2 - поперечное сечение А-А уплотнения. К корпусу 1 (фиг. 1) нагнетательного агрегата примыкает корпус 2 торцового уплотнения, которое предотвращает или ограничивает протечку перекачиваемой среды. Уплотнение состоит из вращающегося блока 3 и подвижного в осевом направлении блока 4. Блок 4 контактирует с корпусом 2 через промежуточное кольцо 5 и поводковые устройства 6 и 7, расположенные в одной горизонтальной плоскости А-А и во взаимно перпендикулярных сечениях Б и В. Промежуточное кольцо 5 демпфировано с двух сторон пружинами 8 сжатия, которые также служат для первоначального прижатия уплотнительного стыка. Втулка 9 подвижного блока 4 сопряжена с пояском 10 корпуса 2 через вторичное уплотнение 11 круглого сечения. Вращающийся блок 3 установлен на валу 12 нагнетательного агрегата. Уплотнение может быть выполнено с подвижным вращающимся блоком. Предлагаемое уплотнение работает следующим образом. При сборке уплотнения благодаря наличию промежуточного кольца 5, в отверстиях (или пазах) которого размещены четыре расположенные в одной горизонтальной плоскости и во взаимно перпендикулярных сечениях поводковых устройства 6 и 7, вторичное уплотнение 11 равномерно распределено в канавке за счет внутреннего давления, возникающего вследствие натяга резинового кольца. За счет этого давления поддерживается одинаковый по образующей зазор между пояском 10 корпуса 2 и втулкой 9. При подаче давления в уплотнение к внутреннему усилию в резиновом кольце добавляется еще и сила давления жидкости. За счет этих сил и возможности поворота и проскальзывания поводковых устройств в отверстиях и пазах, а также благодаря демпфированному кольцу 5 между пояском 10 и втулкой 9 выдерживается заданный конструктивно зазор, который остается неизменным и при вращении вала 12. Следовательно, вторичное уплотнение 11 не подвергается износу, что в целом повышает надежность и ресурс торцового уплотнения.
Класс F16J15/34 со скользящим кольцом, прижимаемым к поверхности, приблизительно перпендикулярной продольной оси
уплотнения в сборе - патент 2529299 (27.09.2014) | |
торцевое уплотнение ротора турбомашины - патент 2525378 (10.08.2014) | |
скользящее кольцевое уплотнение с вращающимся контркольцом с точно определенным зажимом - патент 2518799 (10.06.2014) | |
осевое торцевое уплотнение - патент 2518736 (10.06.2014) | |
уплотнение вала для турбомашины - патент 2518734 (10.06.2014) | |
скользящее кольцевое уплотнение - патент 2514573 (27.04.2014) | |
торцевое уплотнение - патент 2494300 (27.09.2013) | |
механическое уплотнение - патент 2488730 (27.07.2013) | |
стояночное уплотнение центробежного компрессора - патент 2482363 (20.05.2013) | |
механическое уплотнение с усовершенствованным узлом уплотнения - патент 2480654 (27.04.2013) |