устройство для слива жидкости

Классы МПК:F16K13/00 Прочие типы конструкций запорных устройств; приспособления для запирания
F16N31/00 Средства для сбора, удержания или спуска смазочных веществ в машинах или аппаратах
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Иркутская государственная сельскохозяйственная академия
Приоритеты:
подача заявки:
1997-07-02
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для слива жидкости содержит корпус с жидкостью, гильзу, присоединенную к корпусу, и пробку. Гильза выполнена в виде цилиндрического стакана с резьбой и упорным буртиком с гранями под гаечный ключ в его верхней открытой части, посредством которой стакан герметично соединен с донной или нижней боковой частью корпуса. Полость стакана сообщена с корпусом с жидкостью. Пробка выполнена в виде болта с головкой под ключ и установлена свободным концом в стакане на резьбе перпендикулярно его оси с возможностью поочередного перекрытия полости стакана и пропуска жидкости из его полости через отверстие под пробку в стенке стакана. В результате достигается упрощение конструкции устройства. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Устройство для слива жидкости, содержащее корпус с жидкостью, гильзу, присоединенную к корпусу, и пробку, размещенную в ней, отличающееся тем, что гильза выполнена в виде цилиндрического стакана с резьбой и упорным буртиком с гранями под гаечный ключ в его верхней открытой части, посредством которой стакан герметично соединен с донной или нижней боковой частью корпуса и полость стакана сообщена с корпусом с жидкостью, пробка выполнена в виде болта с головкой под ключ и установлена свободным концом в стакане на резьбе перпендикулярно его оси с возможностью поочередного перекрытия полости стакана и пропуска жидкости из его полости через отверстие под пробку в стенке стакана.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что длина свободного конца пробки - ее резьбовой части - выполнена минимально достаточной для предотвращения пропуска жидкости из полости стакана через отверстие под пробку, а с внешней стороны стакана в указанное отверстие установлена плотно на резьбе крышка.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на боковой поверхности стакана со стороны свободного конца пробки и соосно с ней выполнен присоединительный штуцер с резьбой, причем герметичность соединения свободного конца пробки со стаканом обеспечивается за счет увеличения длины резьбы и возможности установки на штуцер колпачка с уплотнением.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на дне стакана, под пробкой, выполнен конус - приемник примесей, диаметр внутренней цилиндрической полости превышает диаметр пробки, а в донной части стакана установлен на резьбе контрольный сливной винт.

5. Устройство по пп.3 и 4, отличающееся тем, что на резьбовой поверхности пробки нанесены метки в виде углублений или кольцевой проточки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к арматуростроению, машиностроению, в частности к устройствам для слива жидкости из картерных полостей транспортных средств, и может быть использовано для выпуска жидкости из резервуаров.

Картерные полости /поддоны картеров/ являются конструктивным элементом системы смазки двигателей внутреннего сгорания, агрегатов трансмиссии и других составных частей транспортных средств. Для слива жидкости они оборудованы сливными пробками [1].

Недостатками указанных устройств является то, что они не обеспечивают возможности подсоединения трубопровода для отвода жидкости при ее сливе и одновременно для подвода жидкости при заправке картерных полостей машин. Кроме того, при отворачивании указанной пробки в момент ее отделения от корпуса имеет место хаотичное истечение жидкости, струя которой попадает на руки оператора и инструмент.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство для выпуска жидкости, содержащее корпус с жидкостью, гильзу, присоединенную к корпусу, и пробку, размещенную в ней [2].

Недостатком известной конструкции является то, что она сложна и также не обеспечивает возможности подсоединения трубопровода для отвода жидкости при ее сливе.

Задачей изобретения является упрощение конструкции устройства, улучшение его эксплуатационных свойств, в частности обеспечение возможности присоединения трубопровода для отвода жидкости при ее сливе и для подвода жидкости при промывке и заправке картерных полостей машин, а также улучшение надежности функционирования, условий труда и сокращение трудоемкости выполнения промывочных и смазочно-заправочных операций.

Сущность изобретения заключается в следующем. Гильза выполнена в виде цилиндрического стакана. В его верхней открытой части - резьба и упорный буртик с гранями под гаечный ключ. Посредством резьбы стакан герметично соединен с донной или нижней боковой частью корпуса и полость стакана сообщена с корпусом с жидкостью. Пробка выполнена в виде болта с резьбой по всей его длине. На одном конце болта - головка под ключ, другой - свободный. Пробка установлена свободным концом в стакан на резьбе перпендикулярно его оси с возможностью поочередного перекрытия полости стакана и пропуска жидкости из его полости через отверстие под пробку в стенке стакана. При вворачивании пробки в стакан его полость перекрывается. При частичном выворачивании пробки полость стакана также перекрыта и при этом в освободившуюся часть резьбового канала представляется возможным установить штуцер трубопровода для отвода или подвода жидкости. При следующем отворачивании пробки полость стакана открывается при необходимости частично или полностью и жидкость сливается из корпуса.

На фиг. 1 - 3 изображено устройство для слива жидкости. Оно состоит из корпуса 1 с жидкостью, например из картерной полости или емкости, цилиндрического стакана 2 с резьбой и упорным буртиком 4 с гранями под гаечный ключ. Стакан 2 посредством резьбы герметично присоединен к донной части корпуса 1. При необходимости между буртиком 4 и корпусом 1 может быть установлена уплотнительная прокладка /не показано/. В нижней части стакана 2 на резьбе перпендикулярно его оси установлена пробка 3. Она выполнена в виде болта с головкой под ключ. Длина резьбовой части пробки 3 может быть минимально достаточной для предотвращения пропуска жидкости из полости стакана 2 через отверстие под пробку 3 /фиг. 2/. При этом в указанное отверстие установлена плотно на резьбе крышка 5, обеспечивающая повышение герметичности соединения со стороны свободного конца пробки 3. Диаметр резьбовой части крышки 5 совпадает с диаметром пробки 3. Кроме того, для повышения герметичности соединения со стороны свободного конца пробки 3, а также для увеличения проходного сечения при подсоединении трубопровода для отвода или подвода жидкости на боковой поверхности стакана 2 /фиг. 3/ со стороны свободного конца пробки 3 и соосно с ней может быть выполнен присоединительный штуцер 6 с резьбой. При этом герметичность соединения свободного конца пробки 3 со стаканом 2 обеспечивается за счет увеличения длины резьбы и возможности установки на штуцер 6 колпачка с уплотнением /не показаны/. Для повышения надежности функционирования устройства при наличии в жидкости мелких металлических и других твердых примесей на дне стакана 2 /под пробкой 3/ выполнен конус 7 /приемник примесей/, а диаметр внутренней цилиндрической полости стакана 2 превышает диаметр пробки 3 /фиг. 3/. При этом примеси, если они имеются в жидкости, например в картерных полостях машин, проходят вниз, огибая пробку 3, и в конусе 7 происходит их отложение. Таким образом резьба пробки 3 остается свободной от механических примесей, а пробка 3 вворачивается и отворачивается без заеданий. Для отслеживания длины выхода пробки 3 из стакана 2 и возможности регулирования проходного сечения на входе жидкости в канал пробки на резьбовой поверхности пробки 3 могут быть нанесены метки 9 в виде углублений или кольцевой проточки. Одна из них, первая А со стороны головки пробки 3, соответствует началу открытия полости стакана 2, другая Б - полному открытию указанной полости. Для визуального контроля качественного состава жидкости /например, наличия отстоя/ до ее слива, а также в процессе слива в донной части стакана 2 может быть установлен на резьбе контрольный сливной винт 8. При невозможности соединения устройства с донной частью корпуса 1 его можно подсоединить к нижней боковой поверхности корпуса 1 посредством резьбовой части стакана 2. При этом присоединительный штуцер 6 или свободный конец пробки 3 должен быть обращен вниз.

Устройство работает следующим образом. Для слива жидкости, например из картерной полости или емкости, отворачивают пробку 3 /фиг. 1/ на столько оборотов, чтобы можно было установить в канал пробки 3 /с противоположной стороны головки/ приемный штуцер трубопровода для отвода и подачи жидкости. При этом не допускают пропуска жидкости из полости стакана 2 в канал пробки 3: пробка несколькими нитками резьбы должна перекрывать этот канал. Устанавливают штуцер /вворачивают/ и одновременно продолжают отворачивать пробку 3 до полного открытия полости стакана 2. Жидкость из корпуса 1 через полость стакана 2 и канал пробки 3 будет сливаться по трубопроводу в приемник. После слива жидкости через этот же трубопровод при необходимости в корпус 1 подают промывочную жидкость. Пробку 3 закрывают, вворачивая ее до соприкосновения со штуцером, и промывают корпус. После чего пробку 3 отворачивают также до полного открытия полости стакана 2 и сливают промывочную жидкость. Рабочую жидкость подают в корпус 1 аналогичным образом. После выполнения этой операции пробку 3 вворачивают до упора в штуцер. В этом положении полость стакана 2 будет перекрыта. Снимают штуцер и одновременно или после этого вворачивают пробку 3 в стакан 2 до исходного положения. Операция завершена. Если устройство оборудовано крышкой 5, как показано на фиг. 2, то предварительно снимают крышку 5 и вместо нее устанавливают приемный штуцер. Полость стакана 2 перекрыта пробкой 3. После установки штуцера отворачивают пробку 3 до полного открытия полости стакана 2 и жидкость сливается из корпуса 1. После выполнения необходимых работ вворачивают пробку 3 до исходного положения и плотно присоединяют крышку 5 к стакану 2. Если устройство оборудовано штуцером 6 /фиг. 3/, то предварительно снимают с него колпачок /если он установлен/ и к штуцеру 6 присоединяют муфту трубопровода для отвода жидкости. Отворачивают пробку 3 до появления метки Б, соответствующей полному открытию полости стакана 2. При этом контрольная метка Б должна совпадать с внешней боковой поверхностью стакана 2. Жидкость через полость стакана 2 и канал пробки 3 сливается из корпуса 1 по трубопроводу. Имеющиеся в корпусе 7 металлические и другие твердые примеси вымываются потоком жидкости. При необходимости прикрытия полости стакана 2 пробку 3 вворачивают в стакан 2 до метки А. При этом представляется возможным регулировать истечение жидкости, изменяя площадь проходного сечения /кольцевой щели/, образующегося между торцом пробки и поверхностью стакана 2 на выходе жидкости из его полости. Это позволяет управлять процессом слива жидкости и разделять жидкость по качественному составу: вначале сливать отстой, а затем чистую жидкость. Качество сливаемой жидкости представляется возможным контролировать путем одновременного слива жидкости через контрольное отверстие, закрытое винтом 8. При этом наличие отстоя в емкости можно проверять, вывернув винт 8 из стакана 2, как до слива жидкости, так и в процессе слива.

Таким образом, поставленная задача решена. Предлагаемое устройство имеет простую конструкцию, обеспечивает возможность присоединения трубопровода для отвода жидкости при ее сливе и для подвода жидкости при промывке и заправке картерных полостей машин. Оно позволяет управлять процессом слива и контролировать при этом качественный состав жидкости. Устройство защищено от воздействия на него мелких металлических и других твердых примесей, находящихся в жидкости. При использовании устройства улучшаются условия труда и сокращается трудоемкость выполнения промывочных и смазочно-заправочных операций. Данное устройство может быть присоединено как к донной, так и нижней боковой части картерных полостей транспортных машин, а также к резервуарам.

Источники информации, принятые во внимание

1. Тракторы "Беларусь" МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: Техн. описание и инструкция по эксплуатации /Сост. Э.А. Бомберов и др. -Мн.: Ураджай, 1987, -с. 44, 124.

2. Авт.св. СССР N 1288420, 4 F 16 K 13/00, 06.09.85 - прототип.

Класс F16K13/00 Прочие типы конструкций запорных устройств; приспособления для запирания

Класс F16N31/00 Средства для сбора, удержания или спуска смазочных веществ в машинах или аппаратах

Наверх