тримаран на воздушной каверне
Классы МПК: | B63B1/10 многокорпусных судов B63B1/38 с использованием пузырьков воздуха или воздушных слоев |
Автор(ы): | Оганян И.М. |
Патентообладатель(и): | Оганян Иосиф Мнацаканович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-09-01 публикация патента:
10.09.2001 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания тримаранов на воздушной каверне с целью их эксплуатации в качестве скоростных грузопассажирских паромов. Тримаран имеет центральный корпус, надстройку с ангаром для автомобилей, энергетическую установку и движители. Центральный корпус жестко соединен в своей верхней части при помощи мостов с боковыми корпусами. Дополнительно тримаран снабжен источником сжатого газа, установленным в его корпусе. Тримаран имеет отношение ширины центрального корпуса к его осадке больше четырех. Днище выполнено в виде закрытого с носа и открытого с кормы туннеля. Туннель соединен с источником сжатого газа посредством отверстия и системы трубопроводов, предусмотренных в носовой части туннеля. В бортах надстройки, расположенных над боковыми корпусами, могут быть предусмотрены откидные аппарели. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении скорости тримарана путем уменьшения сопротивления трения воды при движении катамарана, а также в уменьшении значений вертикальной качки и нагрузок, приходящихся на корпус тримарана при наличии демпфирующего эффекта воздушной каверны. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Тримаран, содержащий центральный корпус, жестко соединенный в верхней своей части при помощи мостов с боковыми корпусами, надстройку с ангаром для автомобилей, энергетическую установку, движители, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен источником сжатого газа, установленным в его корпусе, и имеет отношение ширины центрального корпуса к его осадке больше четырех, а днище выполнено в виде закрытого с носа и открытого с кормы туннеля, соединенного с источником сжатого газа посредством отверстия и системы трубопроводов, предусмотренных в носовой части туннеля. 2. Тримаран по п.1, отличающийся тем, что в бортах надстройки, расположенных над боковыми корпусами, предусмотрены откидные аппарели.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании скоростных грузопассажирских паромов. В качестве аналога принят катер на воздушной каверне типа "Меркурий", содержащий корпус и туннель, предусмотренный в его днище. См., например, журнал "Флот" январь, февраль 1998 г., стр. 93Недостатком этого катера является низкая устойчивость каверны на волнении. Другим аналогом является судно на воздушной каверне, содержащее корпус с вентилируемым днищем, разделенным вдоль длины на секции. См., например, журнал Экспресс-информация "Судостроение" N 2 1973 г., стр. 31-39. Недостатком этого судна также является низкая устойчивость судна на волнении. Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является тримаран, содержащий три корпуса, соединенных друг с другом в верхней части с помощью мостов. См., например, а.с. СССР N 631381 1976 г. Недостатком этого судна является низкая скорость из-за значительного сопротивления трения воды при движении судна, а также большие значения вертикальной качки и нагрузок, приходящихся на корпус судна. Задачей настоящего изобретения является увеличение скорости судна за счет уменьшения сопротивления трения воды при движении судна, в также уменьшение значений вертикальной качки и нагрузок, приходящихся на корпус судна за счет демпфирующего эффекта воздушной каверны. Поставленная задача достигается тем, что отношение ширины центрального корпуса к осадке больше 4, а днище центрального корпуса выполнено в виде закрытого с носа и открытого с кормы туннеля, соединенного с источником сжатого газа, установленного в корпусе судна, посредством отверстия и трубопровода, предусмотренных в носовой части туннеля. Заявленное техническое решение отличается от прототипа тем, что отношение ширины центрального корпуса к осадке больше 4, а днище центрального корпуса выполнено в виде закрытого с носа и открытого с кормы туннеля, соединенного с источником сжатого газа, установленного в корпусе судна, посредством отверстия и трубопровода, предусмотренных в носовой части туннеля. Это отличие позволяет сделать вывод о соответствии заявленного технического решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявленное техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявленному решение критерий "изобретательский уровень". Предлагаемый тримаран поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен продольный разрез центрального корпуса. На фиг. 2 изображен продольный разрез бокового корпуса. На фиг. 3 изображено поперечное сечение по мидель-шпангоуту. На фиг. 4 изображен вид верхней палубы. Предлагаемый тримаран содержит центральный корпус 1, жестко соединенный в верхней своей части при помощи мостов 2 с боковыми корпусами 3,4, надстройку 5 с ангаром для автомобилей 6, энергетическую установку 7, движитель 8, спасательное, швартовно-буксирное оборудование (не показано), источник сжатого газа 9. При этом отношение ширины центрального корпуса 1 к его осадке больше 4, а днище выполнено в виде закрытого с носа и открытого с кормы туннеля 10, соединенного с источникам сжатого газа 9, установленным в корпусе судна, посредством отверстия и трубопровода 11, предусмотренных в носовой части туннеля. При необходимости туннель 10 может быть секционирован дополнительными продольными и поперечными пластинами (не показаны). При этом каждая из секций может быть соединена, независимо друг от друга, с источником сжатого газа 9. Для возможности въезда и выезда автомобилей 6 из ангара, предусмотренного в надстройке 5, по бортам надстройки выполнены откидные аппарели 12. Эксплуатируется предлагаемый тримаран следующим образом. На стоянке и на малом ходу судно эксплуатируется традиционным образом. При необходимости увеличения скорости хода посредством источника сжатого газа 9 в туннель 10 подается сжатый газ (воздух), вследствие чего под днищем центрального корпуса 1 образуется устойчивая воздушная каверна, способствующая значительному снижению сопротивления трения воды движению судна. Одновременно с этим наличие воздушной каверны под днищем нейтрального корпуса 1 позволит уменьшить вертикальную качку и нагрузки, приходящиеся на корпус тримарана, так как воздушная каверна будет выполнять функции не только воздушной прослойки, но и демпфера. Для въезда автомобилей в ангар и посадки пассажиров тримаран швартуют к причалу одним из бортов, например правым, а для выезда - противоположным. Технико-экономическое преимущество предлагаемого судна заключается в увеличении скорости его хода и уменьшении вертикальной качки, что достигается использованием воздушной каверны под днищем наиболее широкого корпуса судна (центрального). Другим преимуществом является возможность перевозки значительного количества автомобилей при малой длине судна благодаря поперечному размещению автомобилей с одновременным обеспечением их въезда и выезда передним ходом с палубы судна. Предлагаемое судно могло бы эффективно использоваться в качестве скоростного грузопассажирского парома на линиях Хельсинки-С.Петербург и Кипр-Израиль.
Класс B63B1/10 многокорпусных судов
Класс B63B1/38 с использованием пузырьков воздуха или воздушных слоев
пневмосистема для судна с воздушными кавернами на днище - патент 2524762 (10.08.2014) | |
водоизмещающее судно с воздушными кавернами - патент 2488511 (27.07.2013) | |
скоростной катамаран - патент 2463196 (10.10.2012) | |
водоизмещающее судно с воздушными кавернами на днище - патент 2461489 (20.09.2012) | |
корпус судна туннельного типа - патент 2456196 (20.07.2012) | |
водное транспортное средство - патент 2402452 (27.10.2010) | |
скоростное глиссирующее судно - патент 2387569 (27.04.2010) | |
судно на воздушной каверне с водометным движителем - патент 2381131 (10.02.2010) | |
быстроходный подводный аппарат - патент 2360823 (10.07.2009) | |
быстроходный подводный аппарат - патент 2349488 (20.03.2009) |