быстроразъемный агрегат
Классы МПК: | F16L37/092 посредством расклинивающих элементов между трубой и конической поверхностью соединителя |
Автор(ы): | Медведев Н.И., Демидов Е.Б., Лузгачев М.В. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-21 публикация патента:
10.09.2001 |
Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение межблочных пневмогидромагистралей, и может быть использовано в машиностроении. Быстроразъемный агрегат состоит из бортовой и наземной колодок, соединенных между собой запорным устройством. Запорное устройство состоит из захватывающего механизма, включающего в себя цангу, соединенную с устройством для затяжки, запорную приводную втулку, имеющую пневмопривод. Агрегат снабжен пружинной защелкой, жестко связанной с цангой. На запорной втулке выполнены проушина для присоединения к тросу аварийного открытия и на ее торце конический буртик, взаимодействующий с защелкой. Задачей изобретения является увеличение надежности срабатывания запорного устройства быстроразъемного агрегата при разделении бортовой и наземной колодок. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Быстроразъемный агрегат, состоящий из бортовой и наземной колодок, соединенных между собой запорным устройством, состоящим из захватывающего механизма, включающего в себя цангу, соединенную с устройством для затяжки, запорную приводную втулку, имеющую пневмопривод, отличающийся тем, что он снабжен пружинной защелкой, жестко связанной с цангой, а на запорной втулке выполнены проушина для присоединения к тросу аварийного открытия и на ее торце конический буртик, взаимодействующий с защелкой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение межблочных пневмогидромагистралей, и может быть использовано в машиностроении. Известен быстроразъемный агрегат, включающий в себя бортовую и наземную колодки, соединенные пневмозамком, состоящим из захватывающего механизма в виде цанги с подвижной запирающей втулкой (патент RU N 2118735 С1, кл.6 F 16 L 39/00). Недостатком данной конструкции является отсутствие дублирующего устройства для открытия замка в случае перекрытия магистрали управляющего давления в результате аварии. Близким по технической сущности является быстроразъемный агрегат, состоящий из бортовой и наземной колодок, соединенных между собой запорным устройством, состоящим из захватывающего механизма, включающего в себя цангу, соединенную с устройством для затяжки, запорную приводную втулку, имеющую пневмопривод (патент SU N 1825406 A3, кл.5 F 16 B 2/16; F 16 L 37/32). Недостатком данной конструкции является отсутствие дублирующего устройства для открытия замка в случае перекрытия магистрали управляющего давления в результате аварии. Техническим результатом предлагаемой конструкции является более высокая надежность срабатывания запорного устройства быстроразъемного агрегата при разделении бортовой и наземной колодок. Сущность изобретения заключается в том, что быстроразъемный агрегат, состоящий из бортовой и наземной колодок, соединенных между собой запорным устройством, состоящим из захватывающего механизма, включающего в себя цангу, соединенную с устройством для затяжки, запорную приводную втулку, имеющую пневмопривод, снабжен пружинной защелкой, жестко связанной с цангой, а на запорной втулке выполнены проушина для присоединения к тросу аварийного открытия и на ее торце конический буртик, взаимодействующий с защелкой. На фиг. 1 изображен общий вид быстроразъемного агрегата. На фиг. 2 изображена бортовая колодка. На фиг. 3 изображена наземная колодка. Конструкция быстроразъемного агрегата состоит из бортовой колодки 1 и наземной колодки 2, соединенных между собой запорным устройством. Запорное устройство включает в себя цангу 3, устройство для затяжки 4, запорную приводную втулку 5, которые установлены на наземной колодке 2, и упорный буртик 6, выполненный на бортовой колодке 1 и с которым взаимодействует конус 7 головки 8 цанги 3. Запорная приводная втулка 5 имеет проушину 9 для присоединения к тросу 10 аварийного открытия и конический буртик 11, которым запорная приводная втулка 5 опирается на торец 12 защелки 13, жестко соединенной с цангой 3. Защелка 13 выполнена в виде цанги. Торец 14 запорной приводной втулки 5 и торец 15 цанги 3 образуют полость 16 для подвода управляющего давления. Стыковка бортовой 1 и наземной 2 колодок осуществляется следующим образом: перемещают запорную приводную втулку 5 по стрелке А, открывая головку 8 цанги 3 до захвата защелкой 13 конического буртика 11. Стыкуют наземную колодку 2 к бортовой колодке 1, при этом цанга 3 конусом 7 головки 8 захватывает упорный буртик 6 бортовой колодки 1. Перемещают запорную приводную втулку 5 по стрелке Б, при этом конический буртик 11 выходит из зацепления с защелкой 13 и запорная приводная втулка 5 закрывает головку 8 цанги 3 и опирается коническим буртиком 11 на торец 12 защелки 13, способной выдержать вес запорной приводной втулки 5. После этого устройством для затяжки 4 создают натяг цанги 3 конусом 7 по упорному буртику 6 бортовой колодки 1. В этом положении бортовая 1 и наземная 2 колодки состыкованы и зафиксированы запорным устройством. Разделение бортовой 1 и наземной 2 колодок осуществляется следующим образом. В полость 16 подают управляющее давление, которое, действуя на торец 14 запорной приводной втулки 5, перемещает ее относительно цанги 3 по стрелке А, при этом запорная приводная втулка 5 коническим буртиком 11 давит на торец 12 защелки 13, раздвигает ее усики, буртик 11 захватывается защелкой 13 и удерживается в этом положении. Головка 8 цанги 3 оказывается свободной, и в момент перемещения бортовой колодки 1 по стрелке Б упорный буртик 6 давит на конус 7 головки 8 и раздвигает усики цанги 3 - происходит разделение бортовой колодки 1 от наземной колодки 2. В случае перекрытия магистрали управляющего давления в результате аварийной ситуации разделение бортовой 1 и наземной 2 колодок происходит за счет перемещения запорной втулки 5 за проушину 9 тросом 10 аварийного открытия. Бортовая колодка 1 перемещается по стрелке Б, при этом вместе с ней перемещается наземная колодка 2, жестко соединенная с ней цангой 3, а запорная приводная втулка 5 удерживается на месте тросом 10 аварийного открытия. Как только головка 8 цанги 3 оказывается свободной, упорный буртик 6 выходит из контакта с конусом 7 головки 8 цанги 3. Бортовая колодка 1 продолжает перемещаться по стрелке Б, а наземная колодка 2, переместившись до срабатывания защелки 13 на коническом буртике 11 запорной приводной втулки 5, остается на месте - произошло разделение бортовой колодки 1 от наземной колодки 2.Класс F16L37/092 посредством расклинивающих элементов между трубой и конической поверхностью соединителя