способ заделки дефектов на изделии

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-17
публикация патента:

Способ заделки дефектов на изделии включает зачистку поверхности в зоне дефекта и вокруг нее и нанесение на зону дефекта металлополимера Герметалл-1 в два слоя. Новым является то, что перед нанесением металлополимера Герметалл-1 дефект заполняют быстроотверждающимся герметиком БОС-1, который также наносят в два слоя, причем второй слой наносят с перекрытием первого после потери его текучести, а после отверждения второго слоя его наружную поверхность зачищают до исчезнования блеска. Предлагаемый способ отличается простой технологией заделки дефектов, высокой скоростью и надежностью устранения дефектов и может использоваться внутри обитаемых отсеков КЛА.

Формула изобретения

Способ заделки дефектов на изделии, включающий зачистку поверхности в зоне дефекта и вокруг нее и нанесение на зону дефекта металлополимера Герметалл-1 в два слоя, отличающийся тем, что перед нанесением металлополимера Герметалл-1 дефект заполняют быстроотверждающимся герметиком БОС-1, наносимым в два слоя, причем второй слой наносят с перекрытием первого после потери его текучести, а после отверждения второго слоя наружную поверхность зачищают до исчезновения блеска.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и космической технике, а именно к заделке дефектов в деталях, эксплуатирующихся в составе машин, аппаратов и других конструкций, а также может быть успешно использовано при ремонте изделий в сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве, автомобилестроении и других отраслях промышленности.

Актуальность разработанного способа заделки дефектов на изделии определяется необходимостью в экстренном восстановлении работоспособности узлов в ряде конструкций, например, в системе терморегулирования обитаемых станций, при устранении протечек в отопительных системах, при проведении ремонта транспортных средств и в других аварийных случаях.

Известен способ заделки дефектов путем спайки с применением припоя (Лашко С. В. , Врублевский Е.И. Технология пайки изделий в машиностроении: Справочник проектировщика.- М.: Машиностроение, 1993, с. 74-75).

Этот способ позволяет быстро восстанавливать работоспособность ремонтируемых узлов, но неприменим в случаях недопустимости высокотемпературных процессов, например, на борту КЛА, а также при ремонте материалов, трудно поддающихся пайке, или при ремонте сложных конструкций собранных изделий.

За прототип выбран способ ремонта дефектов металлических поверхностей изделий, заключающийся в зачистке поверхности в зоне дефекта и нанесении на нее анаэробного герметика, а после его отверждения - двух слоев металлополимера Герметалл-1 (cм. патент РФ N 2131344 от 10.06.96)

Недостаток этого способа состоит в том, что он не позволяет быстро устранить дефект и срочно прекратить аварийную ситуацию.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа экстренной заделки дефектов изделий, позволяющего устранять дефекты с характерным размером до 5 мм и обеспечить надежную и долговременную работоспособность отремонтированных узлов.

Решение этой задачи позволит быстро прекратить натекание часто токсичных рабочих сред, продлить ресурс эксплуатации изделий, в частности КЛА, и существенно увеличить безопасность пребывания экипажа на борту.

Сущность способа заделки дефектов на изделии заключается в зачистке поверхности в зоне дефекта и вокруг него, заполнении дефекта сплошным слоем быстроотверждающего герметика БОС-1 (см. ТУ6-06-367-97) и после потери его текучести нанесении второго слоя с перекрытием первого, и после отверждения - зачистке наружной поверхности герметика до исчезновения блеска и в последующем нанесении двух слоев Герметалла-1.

Технический результат предлагаемого способа заключается в достижении быстрого восстановления работоспособности изделий, включения их в эксплуатационный режим и в обеспечении долговременной работоспособности, в том числе при циклических климатических воздействиях.

При этом ликвидация дефекта происходит сразу после отверждения герметика БОС-1, а надежность и длительная эксплуатация отремонтированного узла достигается нанесением двух слоев Герметалла-1 (см. ТУ6-06-373-98) на отвержденную и зачищенную поверхность ВОС-1.

Необходимость в нанесении Герметалла-1 объясняется тем, что БОС-1 непригоден для условий длительной эксплуатации при воздействии циклических климатических нагрузок, т.к. из-за экзотермического характера отверждения степень отверждения в объеме нанесенной массы разная на разных участках, что приводит к возникновению внутренних напряжений и возможности краевых отслоений, например, при длительных климатических воздействиях. Нанесение двух слоев Герметалла-1 на поверхность отвержденного герметика ВОС-1, зачищенную до снятия поверхностного блеска для повышения адгезии, обеспечивает надежную герметизацию наружного слоя ВОС-1, обеспечивая длительную работоспособность отремонтированного узла, в том числе в условиях циклических климатических воздействий.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Вокруг зоны дефекта на расстоянии не менее 15 мм от края дефекта, а также внутри дефекта производят зачистку поверхности от пыли, ржавчины и загрязнений и затем производят обезжиривание зачищенных поверхностей с последующей сушкой до полного удаления растворителя. Далее зону дефекта заполняют сплошным слоем герметика БОС-1 (ТУ6-06-367-97) и после потери текучести наносят второй слой с перекрытием первого слоя. После отверждения Герметика БОС-1 отремонтированный узел может быть сразу включен в эксплуатационный режим при воздействии рабочих давлений. После отверждения второго слоя производят его зачистку до исчезновения поверхностного блеска. На зачищенную поверхность герметика БОС-1 наносят сплошной слой Герметалла-1 с перекрытием предыдущего слоя герметика, и после потери его жизнеспособности наносят второй сплошной слой Герметалла-1 с перекрытием первого. Далее выдерживают нанесенный герметик до отверждения.

Эффект от заделки достигается чрезвычайно быстро и зависит от технической и технологической необходимости при проведении ремонтных работ, причем скорость заделки варьируется соотношением компонентов герметика БОС-1 и составляет 5-90 мин в соответствии с ТУ6 06-367-97.

Предлагаемый способ отличается простой технологией заделки дефектов, высокой скоростью и надежностью устранения дефектов и может использоваться внутри обитаемых отсеков КЛА. Способ прошел успешное опробование при заделке дефектов на макетах трубопроводов, работающих под давлением.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх