способ диагностики наличия трещины в детали
Классы МПК: | G01N3/00 Исследование прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним механических усилий G01N3/32 путем приложения повторяющихся или пульсирующих усилий |
Автор(ы): | Корнев А.Б., Гуслякова Г.П., Гусляков Д.С. |
Патентообладатель(и): | Корнев Андрей Борисович, Гуслякова Галина Петровна, Гусляков Дмитрий Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-24 публикация патента:
20.09.2001 |
Изобретение относится к диагностике технического состояния и оценке остаточного ресурса деталей. Изобретение заключается в том, что по результатам испытания образцов изделия исследуемого материала на изгиб в условиях циклического нагружения при заданной температуре определяют зависимость отношения прогиба в момент начала его быстрого увеличения к прогибу в начальный момент нагружения от числа циклов нагружения в момент начала быстрого увеличения прогиба изделия из исследуемого материала. Полученную зависимость аппроксимируют линейной функцией и из полученного при этом уравнения определяют прогиб детали в момент начала его быстрого увеличения. Диагностическим признаком наличия трещины является превышение или равенство измеренного при циклическом нагружении значения прогиба детали относительно прогиба, определенного из уравнения. Данное изобретение позволяет повысить точность оценки состояния детали. 1 табл., 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14
Формула изобретения
Способ диагностики наличия трещины в детали, отличающийся тем, что измеряют прогиб детали при циклическом нагружении изд, по результатам испытания образцов материала на изгиб при циклическом нагружении при заданной температуре строят зависимость отношения прогиба fт в момент начала его быстрого увеличения к прогибу f0 в начальный момент нагружения при статической нагрузке от числа циклов нагружения Nт в момент начала быстрого увеличения прогиба, аппроксимируют полученную зависимость линейной функцией вида lg(fт/f0) = B
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области диагностики состояния материала деталей. Существующие способы диагностики наличия трещин в материале деталей в местах, недоступных для визуального осмотра и дефектоскопии, в частности валов, основаны на изменении изгибной жесткости вала, вызванном трещиной. Изгибная жесткость вала может измеряться косвенными методами, например по уклонам шеек вала, связанных с прогибом от собственного веса. Наличие трещины определяют по факту отклонения среднего значения разности уклонов двух шеек от ранее измеренной нормальной величины, степень повреждения сечения вала - по относительной величине этого отклонения, продольное сечение трещины - по положению вала, при котором разность уклонов шеек максимальна, а поперечное сечение трещины - по соотношению изменений уклонов шеек между собой (а.с. N SU 1719962, МПК G 01 N 3/00, опубликовано 23.12.92.). При этом известно также по результатам использования регистрации прогиба образцов для изучения процесса усталости, что изменение изгибной жесткости деталей является следствием усталостных процессов в материале детали и до определенного момента может происходить без образования трещин значительных размеров в материале детали (Я.С. Сегал. Использование регистрации прогиба образца для изучения процесса усталости. Сб.: Прочность металлов при циклических нагрузках. Материалы IV совещания по усталости металлов 14-17 марта 1966 г. М.: Наука, 1967, с.66-71). Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому, является способ диагностики поперечной трещины вала, защищенный патентом Российской Федерации N RU 2082143, МПК G 01 N 3/00, опубликован 20.06.97. Способ диагностики поперечной трещины вала заключается в измерении радиальных биений сечений вала в вертикальной плоскости и определении параметра, характеризующего наличие или отсутствие трещины, измерение радиальных биений при этом производят, по крайней мере, в восьми точках по окружности, затем строят два периода кривой биения, находят среднюю линию, пересекающую кривую таким образом, что величина биений в точке пересечения повторяется через 180o, определяют амплитудные отклонения кривой в обе стороны от средней линии, в качестве параметра, характеризующего наличие или отсутствие трещины, выбирают отношение большего амплитудного отклонения кривой от средней линии к меньшему отклонению, диагностическим признаком наличия трещины является превышение этого отношения значения 1,2. Недостатки известного способа выявляются если обратить внимание на тот факт, что место и число мест зарождения критической трещины, то есть трещины, приводящей к окончательному разрушению детали, определяется условиями эксплуатации, историей нагружения и конструктивно-технологическими параметрами конкретной детали. Следовательно, при зарождении двух и более усталостных трещин возможна ситуация, когда измерение биений или уклонов шеек вала не покажет наличие трещин. Кроме того, возможно образование и быстрое развитие усталостных трещин после проведения процедуры диагностики. Задача, решаемая предлагаемым изобретением - создание способа, повышающего достоверность оценки состояния материала детали и применимого в процессе эксплуатации детали. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности результатов. Изобретение может также служить основой для разработки систем автоматического мониторинга технического состояния и оценки остаточного ресурса деталей. Указанный результат достигается тем, что в способе диагностики трещины детали, работающей при циклическом нагружении, измеряют прогиб детали при циклическом нагружении fизд, по результатам испытания образцов материала на изгиб при циклическом нагружении при заданной температуре строят зависимость отношения прогиба в момент начала быстрого увеличения fт к прогибу в начальный момент нагружения при статической нагрузке f0, аппроксимируют полученную зависимость и из уравнения fт/f0=C






Диагностика наличия трещины в материале детали проводилась для цилиндрического образца стали 40Х тип 1 (ГОСТ 25.502-79) после нитроцементации на слой 0,5 мм с последующим отпуском при температуре 200oC, твердость 58-60 HRC. Кривая изменения прогиба образца в процессе циклического нагружения приведена на фиг. 13. В начальный момент времени прогиб образца f0 = 4,42 мм; через 9,8





Класс G01N3/00 Исследование прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним механических усилий
Класс G01N3/32 путем приложения повторяющихся или пульсирующих усилий