компенсационный акселерометр
Классы МПК: | G01P15/13 путем измерения силы, необходимой для возвращения инерционной массы в нулевое положение |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Пермская научно- производственная приборостроительная компания |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-15 публикация патента:
20.09.2001 |
Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к компенсационным преобразователям линейного ускорения с электростатическим обратным преобразователем. Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости компенсационного акселерометра к воздействию ускорений, направление которых не совпадает с направлением измеряемого ускорения, а также повышение диапазона измеряемых ускорений. Акселерометр содержит первую пластину из монокристаллического материала, в которой образованы подвижный элемент, неподвижный элемент, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, двухфазный генератор напряжения переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, усилитель с двумя противофазными выходами. Подвижный элемент выполнен единым элементом консольной конструкции с одинаковой толщиной по всей длине и ширине консоли, каждый из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя выполнен с расположением по длине консоли от границы между подвижным и неподвижным элементами до конца консоли. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Компенсационный акселерометр, содержащий первую пластину из монокристаллического материала, кремния, в которой образованы подвижный элемент, неподвижный элемент, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, двухфазный генератор переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, усилитель, состоящий из усилителя переменного тока, фазового детектора и усилителя постоянного тока с двумя противофазными выходами, причем на второй пластине расположен один из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя, на третьей пластине расположен второй неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя, первая пластина заключена между второй и третьей пластинами с зазором с каждой стороны между подвижным элементов и неподвижным элементом на соответствующей пластине, каждый неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя на второй и третьей пластинах подсоединен к одному из противофазных выходов усилителя, отличающийся тем, что подвижный элемент первой пластины выполнен единым чувствительным элементом консольной конструкции, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, с одинаковой толщиной по всей длине и всей толщине консоли чувствительного элемента, подвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя выполнен в виде электропроводной поверхности чувствительного элемента, подвижный электрод на чувствительном элементе подключен к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя переменного тока, каждый из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя выполнен с расположением по длине консоли чувствительного элемента от границы между чувствительным элементом и неподвижным элементом первой пластины до свободного конца консоли чувствительного элемента или далее, компенсационный акселерометр выполнен с верхним пределом aм диапазона измеряемых ускорений, определяемым соотношениемгде К1 - коэффициент,
- относительная диэлектрическая проницаемость среды между чувствительны элементом и неподвижными электродами на второй и третьей пластинах;
Uo - напряжение источника опорного напряжения;
Uм - максимальное выходное напряжение с каждого выхода усилителя постоянного тока;
d - зазор между каждым неподвижным электродом дифференциального емкостного преобразователя и чувствительным элементом;
- толщина чувствительного элемента,
где o - абсолютная диэлектрическая проницаемость;
- плотность материала чувствительного элемента,
длина l консоли чувствительного элемента выполнена не менее величины, определяемой в соответствии с соотношением
где K2 - коэффициент,
где Е - модуль упругости первого рода материала чувствительного элемента;
g - ускорение свободного падения. 2. Компенсационный акселерометр в соответствии с п.1, отличающийся тем, что неподвижный элемент первой пластины выполнен одинаковой толщиной с чувствительным элементом. 3. Компенсационный акселерометр в соответствии с п.1, отличающийся тем, что чувствительный элемент выполнен с шириной консоли, равной или большей длины консоли.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к компенсационным преобразователям линейного ускорения с электростатическим обратным преобразователем. Известен компенсационный акселерометр, содержащий первую пластину с подвижным элементом, неподвижным элементом и соединяющим их упругим шарниром, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостной преобразователь положения подвижного элемента с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, электростатический обратный преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, усилитель [1]. Такой компенсационный акселерометр имеет ограничение по верхнему пределу диапазона измеряемых ускорений вследствие того, что лимитируется компенсационная сила, так как на одних и тех же пластинах расположены неподвижные электроды дифференциального емкостного преобразователя и электростатического обратного преобразователя. Наиболее близким по технической сущности является компенсационный акселерометр [2] , содержащий первую пластину из монокристаллического материала, неподвижный элемент, подвижный элемент в виде консоли с электропроводной поверхностью и соединяющий их упругий шарнир, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостной преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, генератор переменного тока, усилитель с двумя противофазными выходами, к которым подключены неподвижные электроды. Каждый неподвижный электрод выполнен из нескольких прямоугольных частей, подключаемых к выходам усилителя в зависимости от диапазона измерений без изменения основных конструктивных элементов акселерометра. Недостатком такого компенсационного акселерометра является пониженная устойчивость к воздействию ускорений, направление которых перпендикулярно направлению измеряемого ускорения, вследствие недостаточной жесткости упругого шарнира в направлениях, отличных от направления измеряемого ускорения. Техническим результатом данного изобретения является повышение устойчивости компенсационного акселерометра к воздействию ускорений, направление которых не совпадает с направлением измеряемого ускорения, а также повышение диапазона измеряемых ускорений. Данный технический результат достигается в компенсационном акселерометре, содержащем первую пластину из монокристаллического материала, например кремния, в которой образованы подвижный элемент, неподвижный элемент, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, двухфазный генератор напряжения переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, усилитель, состоящий из усилителя переменного тока, фазового детектора и усилителя постоянного тока с двумя противофазными выходами, причем на второй пластине расположен один из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя, на третьей пластине расположен второй неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя, первая пластина между второй и третьей пластинами с зазором с каждой стороны между подвижным элементом и неподвижными электродами на соответствующей пластине, каждый неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя на второй и третьей пластинах подсоединен к одному из выходов генератора напряжения переменного тока и одному из противофазных выходов усилителя постоянного тока, отличающимся тем, что подвижный элемент первой пластины выполнен как единый чувствительный элемент консольной конструкции, совмещающий подвижный элемент и упругий шарнир, роль которого выполняет сам подвижный элемент за счет собственной упругости, с одинаковой толщиной по всей длине и всей ширине консоли чувствительного элемента; подвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя выполнен в виде электропроводной поверхности чувствительного элемента, подвижный электрод на чувствительном элементе подключен к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя переменного тока, каждый из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя выполнен с расположением по длине консоли чувствительного элемента от границы между чувствительным элементом и неподвижным элементом первой пластина до свободного конца консоли чувствительного элемента или далее, компенсационный акселерометр выполнен с верхним пределом aм диапазона измеряемых ускорений, определяемым соотношением:где k1 - коэффициент;
- относительная диэлектрическая проницаемость среды между чувствительным элементом и неподвижными электродами на второй и третьей пластинах;
Uo - напряжение источника опорного напряжения;
Uм - максимальное выходное напряжение с каждого выхода усилителя постоянного тока;
d - зазор между каждым неподвижным электродом дифференциального емкостного преобразователя и чувствительным элементом;
- толщина чувствительного элемента;
где абсолютная диэлектрическая проницаемость;
- плотность материала чувствительного элемента;
длина l чувствительного элемента выполнена не менее величины, определяемой в соответствии с соотношением:
где k2 - коэффициент;
где E - модуль упругости первого рода материала чувствительного элемента;
g - ускорение свободного падения. В одном частном случае в компенсационном акселерометре неподвижный элемент первой пластины выполнен одинаковой толщины с чувствительным элементом. В другом частном случае в компенсационном акселерометре чувствительный элемент выполнен с шириной консоли, равной или большей длины консоли. Путем выполнения подвижного элемента первой пластины единым чувствительным элементом консольной конструкции, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, с одинаковой толщиной по всей длине и ширине консоли чувствительного элемента, повышается жесткость консоли чувствительного элемента в направлении оси изгиба чувствительного элемента пропорционально третьей степени отношения ширины консоли чувствительного элемента к суммарной ширине упругих перемычек по сравнению с прототипом. Поэтому повышается устойчивость чувствительного элемента компенсационного акселерометра к воздействию ускорений, направленных вдоль оси чувствительного элемента. Посредством выполнения подвижного элемента первой пластины единым чувствительным элементом консольной конструкции, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, выполнения подвижного электрода дифференциального емкостного преобразователя в виде электропроводной поверхности чувствительного элемента, подключения подвижного электрода на чувствительном элементе к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя переменного тока, выполнения каждого из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя с расположением по длине консоли чувствительного элемента от границы между чувствительным элементом и неподвижным элементом первой пластины до свободного конца консоли чувствительного элемента в следящей системе компенсационного акселерометра, обеспечивается большая жесткость чувствительного элемента в направлении вдоль длины консоли по всей длине чувствительного элемента, так как наличие электростатических сил по всей площади чувствительного элемента, перпендикулярных поверхности чувствительного элемента, препятствует деформации чувствительного элемента вдоль длины консоли. В результате повышается устойчивость компенсационного акселерометра к ускорениям, направленным вдоль длины консоли. Путем выполнения чувствительного элемента, совмещающего подвижный элемент и упругий шарнир, с одинаковой толщиной по всей длине и ширине, выполнения подвижного электрода как электропроводной поверхности чувствительного элемента, расположения неподвижных электродов по всей длине чувствительного элемента, обеспечивается повышенная жесткость чувствительного элемента в следящей системе компенсационного акселерометра вдоль измерительной оси компенсационного акселерометра. При повышенной жесткости чувствительного элемента по всем трем осям появляется возможность выполнения чувствительного элемента толщиной в несколько микрометров. При выполнении толщины чувствительного элемента в несколько микрометров, зазора между чувствительным элементом и неподвижным электродом в несколько микрометров, напряжения опорного источника и выходного напряжения усилителя постоянного тока до 10 В в соответствии с выражением для верхнего предела ам измеряемого ускорения достигается повышение верхнего предела до 10000 м/с2 более независимо от длины и ширины консоли чувствительного элемента. При выполнении длины l консоли чувствительного элемента в соответствии с расчетным соотношением повышается порог чувствительности компенсационного акселерометра, в результате чего увеличивается диапазон измеряемых ускорений. На фиг. 1 представлен общий вид компенсационного акселерометра, на фиг. 2 - первая пластина, на фиг. 3 - третья пластина, на фиг. 4 - электрическая схема компенсационного акселерометра. Компенсационный акселерометр (фиг. 1) содержит корпус 1, в котором установлены первая пластина 2 с единым чувствительным элементом 3 консольного типа, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, и неподвижным элементом 4, вторая пластина 5 с неподвижным электродом 6 дифференциального емкостного преобразователя и третья пластина 7 с неподвижным электродом 8. Первая пластина 2 выполнена из монокристаллического кремния и поверхности ее чувствительного элемента 3, обращенные к второй пластине 5 и третьей пластине 7, выполнены электропроводными путем, например применением легирования бором. Между каждой поверхностью чувствительного элемента 3 и второй пластиной 5 и третьей пластиной 7 образован зазор d путем, например, напыления слоя 9 электроизоляционного материала на вторую пластину 5 и на третью пластину 7. Консоль длиной l чувствительного элемента 3 образована от границы между неподвижным элементом 4 и чувствительным элементом 3 в месте защемления неподвижного элемента 4 между электроизоляционными слоями 9 на второй пластине 5 и третьей пластине 7 до свободного конца консоли чувствительного элемента 3. Неподвижный электрод 6 и неподвижный электрод 8 дифференциального емкостного преобразователя расположены по всей длине консоли чувствительного элемента 3 от границы между неподвижным элементом 4 первой пластины 2 и чувствительным элементом 3 до свободного конца консоли чувствительного элемента 3. Чувствительный элемент 3 выполнен с одинаковой толщиной d по всей его длине l и ширине b (фиг. 2). Ось изгиба О-О чувствительного элемента 3 расположена на границе чувствительного элемента 3 и неподвижной части 4 первой пластины 2 параллельно плоскости первой пластины 2 и перпендикулярно направлению длины чувствительного элемента 3. Чувствительный элемент 3 образован в первой пластине 2 путем анизотропного травления кремния до образования промежутков 11", 11"" между чувствительным элементом 3 и первой пластиной 2. Неподвижные электроды 6 и 8 дифференциального емкостного преобразователя выполнены аналогично. Так неподвижный электрод 8 на третьей пластине 7 выполнен путем напыления электропроводного материала, например меди, на поверхность третьей пластины 7, имеет прямоугольную форму и размеры L l и B b (фиг. 3). Компенсационный акселерометр (фиг. 4) содержит двухфазный генератор 12 напряжения переменного тока, источник 13 опорного напряжения постоянного тока, усилитель переменного тока 14, фазовый детектор 15, усилитель постоянного тока 16 с двумя противофазными выходами. Дифференциальный емкостной преобразователь содержит конденсаторы C1 и C2, образованные электропроводной поверхностью чувствительного элемента 3 и неподвижным электродом 6 на второй пластине 5 и неподвижным электродом 8 на третьей пластине 7. Два выхода двухфазного генератора 12 переменного тока подсоединены через конденсаторы C3 и C4 к дифференциальному емкостному преобразователю. Электропроводная поверхность чувствительного элемента 3 подключена к источнику 13 опорного напряжения постоянного тока с напряжением и через разделительный конденсатор C5 к входу усилителя переменного тока 14. К одному из противофазных выходов усилителя постоянного тока 16 посредством резистора R1 подключен неподвижный электрод 6 на второй пластине 5. К другому противофазному выходу усилителя постоянного тока 16 посредством резистора R2 подключен неподвижный электрод 8 на третьей пластине 7. Компенсационный акселерометр работает следующим образом. При наличии ускорения а по измерительной оси компенсационного акселерометра, перпендикулярной плоскости консоли чувствительного элемента 3, на чувствительный элемент действует инерционный момент Ми:
где b, l, - соответственно ширина, длина и толщина чувствительного элемента 3;
- плотность кремния - материала чувствительного элемента 3. Под действием момента Ми чувствительный элемент 3 деформируется относительно оси изгиба О-О. При этом изменяются емкости конденсаторов C1 и C2 дифференциального емкостного преобразователя и с подвижного электрода, образованного электропроводной поверхностью чувствительного элемента 3, на вход усилителя переменного тока 14 поступит сигнал рассогласования следящей системы компенсационного акселерометра. После усиления переменного сигнала рассогласования по току и амплитуде в усилителе переменного тока 14, преобразования его в сигнал постоянного тока в фазовом детекторе 15 и усиления по амплитуде в усилителе постоянного тока 16 на каждом его противофазном выходе появляется выходное напряжение U, которое подается на неподвижные электроды 6 и 8. При взаимодействии электростатических сил, вызванных напряжением U0U, на чувствительный элемент 3 воздействует компенсационный момент Мк:
где - относительная диэлектрическая проницаемость среды между подвижным и неподвижным электродами дифференциального емкостного преобразователя;
o - абсолютная диэлектрическая проницаемость;
d - зазор между каждым из неподвижных электродов 6, 8 и чувствительным элементом 3. Компенсационный момент Мк уравновешивает инерционный момент Ми, и рассогласование следящей системы устраняется. При этом
Ми = Мк (3)
При подстановке в (3) выражений (1) и (2) получается:
Отсюда
U = Ka, (5)
где K - коэффициент преобразования компенсационного акселерометра.
Таким образом, выходное напряжение усилителя постоянного тока 16 пропорционально измеряемому ускорению. На верхнем пределе ам измеряемых ускорений
а = ам (7)
При этом
U = Uм, (8)
где Uм - максимальное выходное напряжение усилителя постоянного тока 16. При подстановке (7), (8) в выражение (4) получается:
Отсюда
где k1 - коэффициент, равный:
Прогиб f свободного конца консоли чувствительного элемента
где g - распределенная нагрузка консоли;
E - модуль упругости первого рода. В поле ускорения свободного падения распределенная нагрузка консоли чувствительного элемента 3:
g = bg (13)
Для обеспечения высокого порога чувствительного компенсационного акселерометра нужно по крайней мере, чтобы прогиб чувствительного элемента составлял:
f = d (14)
При подстановке в (12) выражений (13), (14) получается:
Отсюда длина консоли чувствительного элемента 3 должна быть не менее величины
где K2 коэффициент, равный:
Для кремниевого чувствительного элемента E = 2 1011 H/м2. Тогда K2 = 48,78 м1/4. Выражениями (10), (16) устанавливается диапазон измеряемых ускорений посредством компенсационного акселерометра от нижнего предела до верхнего. Так как весь чувствительный элемент 3 компенсационного акселерометра находится в поле действия электростатических сил, то следящей системой акселерометра парируются любые деформации чувствительного элемента, вызванные ускорениями по трем взаимно перпендикулярным осям. Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1620944, кл. G 01 P 15/08 "Электростатический акселерометр", 1991 г. 2. Патент RU N 2137141 C1, кл. G 01 P 15/13, "Компенсационный акселерометр", 10.09.99.
Класс G01P15/13 путем измерения силы, необходимой для возвращения инерционной массы в нулевое положение
акселерометр - патент 2527660 (10.09.2014) | |
акселерометр - патент 2526589 (27.08.2014) | |
компенсационный акселерометр - патент 2514151 (27.04.2014) | |
компенсационный акселерометр - патент 2513667 (20.04.2014) | |
компенсационный акселерометр - патент 2513665 (20.04.2014) | |
чувствительный элемент микромеханического компенсационного акселерометра - патент 2497133 (27.10.2013) | |
акселерометр - патент 2485524 (20.06.2013) | |
акселерометр - патент 2481588 (10.05.2013) | |
компенсационный акселерометр - патент 2478212 (27.03.2013) | |
компенсационный акселерометр - патент 2478211 (27.03.2013) |