способ обучения управлению колесным транспортным средством
Классы МПК: | G09B9/04 наземными |
Автор(ы): | Жуков О.В. |
Патентообладатель(и): | Жуков Олег Валентинович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-26 публикация патента:
20.09.2001 |
Изобретение относится к способам обучения управлению транспортными средствами и может быть использовано при обучении в автошколах. Заявленный способ обучения управлению колесным транспортным средством заключается в том, что вырабатывают навыки использования органов управления в различных дорожных условиях, для чего имитируют условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства путем изменения коэффициента сцепления с дорожным покрытием, по меньшей мере, на одном колесе транспортного средства за счет использования на части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием, по меньшей мере, одной вставки из материала, имеющего коэффициент сцепления с дорожным покрытием меньше, чем коэффициент сцепления с дорожным покрытием шины этого колеса. Технический результат заключается в возможности обучения вождению в любых сложных дорожных условиях вне зависимости от погодных явлений. 8 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Способ обучения управлению колесным транспортным средством, заключающийся в том, что вырабатывают навыки использования органов управления в различных дорожных условиях, отличающийся тем, что имитируют условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства путем изменения коэффициента сцепления с дорожным покрытием, по меньшей мере, на одном колесе транспортного средства за счет использования на части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием, по меньшей мере, одной вставки из материала, имеющего коэффициент сцепления с дорожным покрытием меньше, чем коэффициент сцепления с дорожным покрытием шины этого колеса. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что изменение коэффициента сцепления с дорожным покрытием создают изменением давления воздуха в шине колеса транспортного средства. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что регулирование давления воздуха осуществляют из салона транспортного средства. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что регулирование давления воздуха осуществляют в зависимости от линейных и угловых скоростей кузова транспортного средства и каждого из колес. 5. Способ по п.1, отличающийся тем, что условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства имитируют посредством установки вставки, выступающей над поверхностью части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием и имеющей в сечении форму прямоугольника. 6. Способ по п.1, отличающийся тем, что условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства имитируют посредством установки вставки, выступающей над поверхностью части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием и имеющей в сечении форму конического штифта со скругленной головной частью. 7. Способ по п.1, отличающийся тем, что условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства имитируют посредством установки вставки, выступающей над поверхностью части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием и имеющей в сечении форму стержня со сферической головкой, радиус сферы которой больше диаметра стержня. 8. Способ по п.1, отличающийся тем, что условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства имитируют посредством установки вставки, выступающей над поверхностью части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием и имеющей в сечении форму стержня с головкой и буртиком, сопряженными со стержнем. 9. Способ по п.1, отличающийся тем, что условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства имитируют посредством установки вставки, выступающей над поверхностью части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием и имеющей в сечении форму шарика.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам обучения управлению транспортными средствами и может быть использовано при обучении в автошколах. Известен способ обучения управлению колесным транспортным средством, заключающийся в том, что вырабатывают навыки использования органов управления в различных дорожных условиях (см. С.Р.Певзнер. Вождение автомобиля. М., Издательство "Транспорт", 1965, с. 96 - 102). Недостатком известного способа является то, что для вырабатывания навыков вождения в сложных условиях, например скользкая дорога, гололед, укатанный снег, дождь и т.п., т.е. когда коэффициент сцепления с дорожным покрытием, по меньшей мере, на одном колесе транспортного средства меньше, чем на остальных колесах, необходимо использовать реальные погодные условия, что не всегда происходит, например при обучении летом выработать навыки вождения в условиях гололеда невозможно. Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание способа обучения, который позволял бы имитировать любые сложные условия при обучении вне зависимости от погодных явлений. Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном способе обучения управлению колесным транспортным средством, заключающемся в том, что вырабатывают навыки использования органов управления в различных дорожных условиях, имитируют условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства путем изменения коэффициента сцепления с дорожным покрытием, по меньшей мере, на одном колесе транспортного средства за счет использования на части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием, по меньшей мере, одной вставки из материала, имеющего коэффициент сцепления с дорожным покрытием меньше, чем коэффициент сцепления с дорожным покрытием шины этого колеса. Изменение коэффициента сцепления с дорожным покрытием создают изменением давления воздуха в шине колеса транспортного средства. Регулирование давления воздуха осуществляют из салона транспортного средства. Регулирование давления воздуха осуществляют в зависимости от линейных и угловых скоростей кузова транспортного средства и каждого из колес. Условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства имитируют посредством установки вставки, выступающей над поверхностью части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием и имеющей в сечении форму прямоугольника или форму конического штифта со скругленной головной частью, или форму стержня со сферической головкой, радиус сферы которой больше диаметра стержня, или форму стержня с головкой и буртиком, сопряженными со стержнем, или имеющей в сечении форму шарика. Указанные признаки являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, достаточных для достижения указанного технического результата. На фиг. 1 изображена вставка, имеющая в сечении форму прямоугольника,на фиг. 2 изображена вставка, имеющая в сечении форму конического штифта со скругленной головной частью,
на фиг. 3 изображена вставка, имеющая в сечении форму стержня со сферической головкой, радиус сферы которой больше диаметра стержня,
на фиг. 4 изображена вставка, имеющая в сечении форму стержня с головкой и буртиком, сопряженными со стержнем,
на фиг. 5 изображена вставка, имеющая в сечении форму шарика,
на фиг. 6 изображена система изменения давления воздуха в шине колеса транспортного средства. Заявленный способ обучения управлению колесным транспортным средством заключается в том, что вырабатывают навыки использования органов управления в различных дорожных условиях, для чего имитируют условия сноса, заноса, скольжения и бокового опрокидывания при повороте транспортного средства путем изменения коэффициента сцепления с дорожным покрытием, по меньшей мере, на одном колесе транспортного средства за счет использования на части шины, взаимодействующей с дорожным покрытием, по меньшей мере, одной вставки из материала, имеющего коэффициент сцепления с дорожным покрытием меньше, чем коэффициент сцепления с дорожным покрытием шины этого колеса. Кроме этого, изменение коэффициента сцепления с дорожным покрытием создают изменением давления воздуха в шине колеса транспортного средства. Регулирование давления воздуха осуществляют из салона транспортного средства. Регулирование давления воздуха осуществляют в зависимости от линейных и угловых скоростей кузова транспортного средства и каждого из колес. Изобретение поясняется конкретным примером выполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения данной совокупностью признаков технического результата. На чертежах представлены варианты выполнения вставок для изменения коэффициента сцепления с дорожным покрытием, по меньшей мере, на одном колесе транспортного средства. Вставка (фиг. 1) может иметь в сечении форму прямоугольника 1 и быть установлена выше поверхности шины 2. Вставка 3 (фиг. 2) может иметь в сечении форму конического штифта 3 со скругленной головной частью 4, вставка (фиг. 3) может иметь в сечении форму стержня 5 со сферической головкой 6, радиус сферы которой больше диаметра стержня 5, вставка (фиг. 4) может иметь в сечении форму стержня 7 с головкой 8 и буртиком 9, сопряженными со стержнем 7 или форму шарика 10, расположенного на поверхности шины 11. Система изменения давления воздуха в шине колеса транспортного средства шины, состоящей из покрышки 12, камеры 13 и вставок 14 (фиг. 6), имеет две прокладки 15 и 16. Прокладка 16 изготовлена из мягкого материала, например пористой резины, и имеет отверстия, в которых установлены вставки. Вторая прокладка 15 выполнена сплошной и изготовлена из резины твердой марки. При нормальном давлении вставки 14 не выходят за пределы внешней поверхности протектора покрышки 12. При подаче дополнительного давления прокладка 15 передает дополнительное усилие на вставки 14, которые своими торцами выходят за пределы внешней поверхности протектора покрышки 12 и изменяют коэффициент сцепления с дорожным покрытием. Регулирование давления воздуха в шине может быть осуществлено из салона транспортного средства и в зависимости от линейных и/или угловых скоростей кузова транспортного средства и каждого из колес. Для обучения навыкам вождения в сложных условиях достаточно указанным выше способом изменять коэффициент сцепления с дорожным покрытием на одном или сразу на нескольких колесах, для того чтобы создать условия, имитирующие определенные ситуации, которые могут возникнуть в дорожных условиях. Например:
а) снос - скольжение передней оси транспортного средства достигается уменьшением коэффициента сцепления с дорожным покрытием на передних колесах,
б) занос - скольжение задней оси транспортного средства достигается уменьшением коэффициента сцепления с дорожным покрытием на задних колесах,
в) скольжение - одновременное скольжение колес передней и задней осей,
г) вращение - одновременное скольжение колес передней и задней осей с поворотом руля, при этом резкий поворот руля может вызвать боковое опрокидывание. Кроме этого, можно имитировать экстренное и прерывистое торможение - торможение юзом. Установив на транспортное средство датчики линейных и угловых скоростей кузова каждого из колес и изменяя в зависимости от этого коэффициенты сцепления каждого колеса с дорожным покрытием, можно имитировать любое из указанных выше различных дорожных условий. Способ обучения в имитированных сложных условиях дает хорошие результаты вновь обучаемых водителей и позволяет повысить профессионализм уже умеющих управлять транспортным средством водителей, что приведет к снижению аварий в реальных дорожных условиях. Изобретение соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость", поскольку реализация указанного способа возможна при использовании существующих средств производства.