управляемый каскадный электрический привод
Классы МПК: | H02K17/34 каскадный агрегат, состоящий из асинхронного двигателя, комбинированного с каким-либо другим электродвигателем или преобразователем |
Автор(ы): | Гайтов Б.Х., Попов Б.К., Попова О.Б. |
Патентообладатель(и): | Кубанский государственный технологический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-07-10 публикация патента:
20.09.2001 |
Использование: в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях. Технический результат заключается в регулировании скорости и момента при постоянной механической мощности, снимаемой с вала. Магнитные системы двух электродвигателей выполнены аксиальными и расположены в одном корпусе и на одном валу, который горизонтально закреплен в подшипниковых узлах корпуса. Одной стороной статор первого электродвигателя присоединен к корпусу. На другой его стороне между его трехфазной обмоткой и валовым отверстием расположены катушки управляемых муфт. Ротор первого электродвигателя, расположенный на подшипнике, с одной стороны имеет два кольца малого и большого диаметров из немагнитного материала, а с другой стороны - кольцеобразные щели, расположенные напротив колец. Статор второго электродвигателя, на котором установлены скользящие контакты, расположен на подшипнике и имеет выступ в виде широкого тонкого кольца, заходящий в щель большого диаметра ротора электродвигателя. Ротор второго электродвигателя жестко соединен с валом. Между ротором первого и статором второго электродвигателей расположена металлическая деталей в виде полого стакана, выступом заходящая в щель малого диаметра ротора первого электродвигателя. Выходным элементом является общий вал. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Управляемый каскадный электрический привод, содержащий два соединенных соосно электродвигателя, отличающийся тем, что магнитные системы двух электродвигателей выполнены аксиальными и расположены в одном корпусе и на общем валу, который горизонтально закреплен в подшипниковых узлах корпуса, причем одной стороной статор первого электродвигателя жестко соединен с корпусом, а на другой его стороне между его трехфазной обмоткой и валовым отверстием расположены катушки управляемых муфт, находящиеся напротив двух колец малого и большого диаметров из немагнитного материала расположенного на подшипнике ротора первого электродвигателя, с другой стороны которого выполнены кольцеобразные щели, свободное пространство которых заполнено ферромагнитным порошком, статор второго электродвигателя расположен на подшипнике и имеет выступ в виде широкого тонкого кольца из того же материала, что и сам статор, и заходит в щель большого диаметра ротора первого электродвигателя, обеспечивая при подключении к сети одной катушки управляемой муфты жесткую связь ротора первого электродвигателя и статора второго электродвигателя, ротор которого жестко соединен с валом, причем между ротором первого и статором второго электродвигателя расположена металлическая деталь в виде полого стакана, выступом заходящая в щель малого диаметра ротора первого электродвигателя, обеспечивающая при подаче напряжения питающей сети в другую катушку управляемой муфты жесткую связь ротора первого электродвигателя с общим валом, который является выходным, а на статоре второго электродвигателя расположены скользящие контакты, на которые подается напряжение питающей сети.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с несколькими роторами и статорами и электроприводу, и может быть эффективно применено в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях. Известен асинхронный многоскоростной электродвигатель (см. Москаленко В. В. Электрический привод. М. : Высшая школа, 1991, с.144), представляющий собой обычную асинхронную машину цилиндрического исполнения с короткозамкнутым ротором. Статорная обмотка данного электродвигателя состоит из двух одинаковых секций (полуобмоток). За счет разных схем их соединения может быть изменено число пар полюсов p асинхронного двигателя. В соответствии с формулой


где

f1 - частота питающей сети,
это техническое решение позволяет изменять угловую скорость вращения магнитного поля и тем самым регулировать угловую скорость вращения асинхронного двигателя. Однако такая конструкция не позволяет сохранить механическую мощность PMEX на валу постоянной при различных значениях p. Поэтому данный многоскоростной асинхронный электродвигатель в режиме с числом пар полюсов p/2 имеет завышенные габаритные размеры по сравнению с двигателем такой же угловой скорости вращения









np1 = (l-s1)n1,
где s1 - скольжение первого аксиального электродвигателя. После осуществления пуска первого аксиального электродвигателя на трехфазную обмотку 10 статора 6, вращающегося с частотой вращения np1, через скользящие контакты 23 подается напряжение питающей сети. Создается вращающееся магнитное поле, частота вращения которого
nc2=n1+np1=n1+(l-s1)n1= (2-s1)n1,
где n1 - частота вращения магнитного поля статора 6. Если ротор 7 неподвижен или вращается с частотой np2, меньшей nc2, то вращающееся поле индуктирует в проводниках ротора 7 электродвижущую силу и по ним проходит ток, который, взаимодействуя с магнитным потоком, создает электромагнитный момент, увлекающий ротор 7 за вращающимся магнитным полем с частотой вращения. np2= (l-s2)nc2=(l-s2)(2-s1)n1= (2-s1-s2+s2s1-s2)n1= [(2-s1-s2)-s2(l-s1)] n1,
где s2 - скольжение второго аксиального электродвигателя. Так как величина s2(l-s1) очень мала, то выражение для частоты вращения ротора 7 принимает вид np2=(2-s1-s2)n1. По известной формуле мощность PMEX1, снимаемая с вала 3, будет равна

где


М - момент вращающегося магнитопровода 7 (ротора). Для получения момента 2M и одинарной угловой скорости вращения на валу 3 необходимо отключить обмотку 21 и скользящие контакты 23 от напряжения питающей сети, затормозить статор 6, а потом подать напряжение питающей сети на катушку 20 управляемой муфты и скользящие контакты 23. Обмотка 21 отключается от питания, и ферромагнитный порошок размагничивается, разрушая жесткую связь между ротором 5 и статором 6. Когда на катушку 20 управляемой муфты подается питающее напряжение, она создает магнитное поле, силовые линии которого проходят по магнитопроводу статора 4 вокруг катушки 20, далее через зазор попадают в магнитопровод ротора 5 и проходят вокруг кольца 16 из немагнитного материала, пересекая при этом щель 18, в которой располагаются выступ металлической детали в виде стакана 15 и ферромагнитный порошок 22, далее проходит под кольцом 16, потом через зазор и опять в магнитопровод статора 4. Под действием магнитного поля ферромагнитный порошок твердеет и создается тем самым жесткое соединение ротора 5 с валом 3. Статор 6 тормозится, например, управляемой муфтой. Ротор 5 продолжает вращаться с частотой p1=(l-s1)n1. Так как статор 6 стал неподвижным, то его магнитное поле стало вращаться с частотой n1, а ротор 7 под действием электромагнитного момента М будет вращаться с частотой np2(l-s2)n1. На валу 3 будет иметь место частота вращения
np1,2=0.5(np1+np2)=0.5[(l-s1)n1+ (l-s1)n1]=0.5(2-s1-s2)n1. Тогда по известной формуле мощность PMEX2, снимаемая с вала 3, будет равна

где

2M - двойной момент, созданный роторами 6 и 7. В результате выводов получаем равенство механических мощностей
PMEX1=PMEX2. Таким образом, данная конструкция позволяет снять с общего вала, который является выходным элементом электропривода, равные механические мощности для разных вариантов работы управляемого каскадного электрического привода - это двойная угловая скорость вращения вала при моменте М на валу и одинарная угловая скорость вращения вала при моменте 2M на валу.
Класс H02K17/34 каскадный агрегат, состоящий из асинхронного двигателя, комбинированного с каким-либо другим электродвигателем или преобразователем