универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента (и ее варианты)
Классы МПК: | B60K17/16 с дифференциальной передачей B60K17/10 с гидравлической или пневматической передачей |
Автор(ы): | Коротков Э.К. |
Патентообладатель(и): | Коротков Эдуард Константинович, Короткова Марина Эдуардовна |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-23 публикация патента:
27.09.2001 |
Изобретение может быть использовано в станкостроении, машиностроении и в транспортных средствах. Универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента содержит входной 1 и выходной 12 валы, вал 10, предназначенный для соединения с внешними устройствами, планетарную передачу и дифференциальный механизм. Входной вал 1 установлен с возможностью вращения относительно выходного вала 12 и имеет закрепленные на свободно установленных в нем осях 2 сателлиты 3 и 4, расположенные по обеим сторонам входного вала 1. Сателлиты 4 соединены с зубчатым колесом 5, закрепленным, например с эпициклом 6 дифференциального механизма. Сателлиты 3 соединены с дополнительным зубчатым колесом 11, закрепленным на выходном валу 12. Водило 7 дифференциального механизма также закреплено на выходном валу 12. Солнечное колесо 9 соединено с валом 10. Упрощена конструкция передачи, обеспечено получение частоты вращения выходного вала больше, чем частота вращения входного вала. 2 с. п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающая выходной вал, вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами, и связанный с ним входной вал, в котором на осях, свободно установленных в нем, закреплены с двух сторон относительно вала сателлиты планетарной передачи, причем сателлиты, расположенные с одной стороны вала, соединены с зубчатым колесом, закрепленным на эпицикле дифференциального механизма, содержащего водило, на осях которого установлены сателлиты, связывающие эпицикл и солнечное колесо, причем солнечное колесо закреплено на валу, предназначенном для соединения с внешними устройствами, а сателлиты планетарной передачи, расположенные с другой стороны входного вала, кинематически соединены с выходным валом, отличающаяся тем, что входной вал установлен с возможностью вращения относительно выходного вала, причем на выходном валу закреплены дополнительное зубчатое колесо, входящее в зацепление с сателлитами планетарной передачи, расположенными с другой стороны входного вала, и водило дифференциального механизма. 2. Универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающая выходной вал, вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами, и связанный с ним входной вал, в котором на осях, свободно установленных в нем, закреплены с двух сторон относительно вала сателлиты планетарной передачи, причем сателлиты, расположенные с одной стороны вала, соединены с зубчатым колесом, и дифференциальный механизм, содержащий эпицикл, водило, на осях которого установлены сателлиты, связывающие эпицикл и солнечное колесо, кинематически связанное с валом, предназначенным для соединения с внешними устройствами, а сателлиты планетарной передачи, расположенные с другой стороны входного вала, кинематически соединены с выходным валом, отличающаяся тем, что входной вал установлен с возможностью вращения относительно выходного вала и на выходном валу закреплены два зубчатых колеса, одно из которых, дополнительное, связано с сателлитами планетарной передачи, расположенными с другой стороны входного вала, а второе колесо - солнечное колесо дифференциального механизма, причем на эпицикле дифференциального механизма закреплен вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами, а зубчатое колесо закреплено на водиле.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к универсальной механическая голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента и может быть использовано в станкостроении, машиностроении, в транспортных средствах, в других объектах и системах, где используют автоматическое или принудительное плавное изменение частоты вращения выходного (ведомого) вала в зависимости от момента нагрузки на нем при постоянной или переменной частоте вращения входного (ведущего) вала. Универсальная механическая голономная часть передачи может быть использована в прокатных станах, буровых установках, при электрификации железных дорог на переменном токе, а также в качестве привода постоянной частоты вращения для обеспечения параллельной работы авиационных и других генераторов переменного тока, работающих от разных приводов. Известна передача с фрикционным вариатором, раскрытая в кн. Пронина Б.А. , Ревкова Г.А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи, М.: Машиностроение, 1980 г., с. 290, рис. 178. Недостатками известного технического решения являются большие давления на валы и опоры, связанные с использованием сил трения для передачи момента, нежесткость характеристики передачи, малая долговечность и низкий КПД за счет скольжения в зонах контакта, ограничения по передаваемой мощности. Известна передача с импульсным вариатором, описанная в кн. Мальцева В.Ф. Механические импульсные передачи, М.: Машиностроение, 1978 г., с. 39, рис. 32). Недостатки передачи: неравномерность хода выходного вала, низкая долговечность, связанная с использованием роликовых муфт свободного хода. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой конструкции является электромеханическая передача Э.К. Короткова с саморегулируемым бесступенчатым голономным вариатором непрерывного действия, механическая голономная часть которой включает выходной вал, вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами и связанный с ним входной вал, в котором на осях, свободно установленных в нем, закреплены с двух сторон относительно вала сателлиты планетарной передачи, причем сателлиты, расположенные с одной стороны вала, соединены с зубчатым колесом, закрепленным на эпицикле дифференциального механизма, содержащего водило, на осях которого установлены сателлиты, связывающие эпицикл и солнечное колесо, причем солнечное колесо закреплено на валу, предназначенном для соединения с внешними устройствами, а сателлиты планетарной передачи, расположенные с другой стороны входного вала, кинематически соединены с выходным валом (см. патент РФ N 2053895, кл. B 60 K 17/12, 1993 г.). Известная конструкция содержит второй дифференциальный механизм, который связан с первым планетарной передачей с определенным передаточным отношением, причем водила двух дифференциальных механизмов жестко связаны между собой. Недостатками известной конструкции являются:- необходимость постоянного зубчатого зацепления на выходном валу, что значительно снижает КПД передачи;
- возникновение дополнительных потерь передачи за счет того, что в режиме прямой передачи все звенья передачи относительно своих осей и друг друга остановлены, т.е. организован как бы сплошной вал, однако водила дифференциальных механизмов, жестко сидящие на одном валу, обкатываются по неподвижным солнечным колесам и вращаются с частотой, несколько меньшей, чем частота вращения двигателя и выходного вала (которые в режиме прямой передачи равны). Техническими задачами, решаемыми предлагаемой универсальной голономной передачей с бесступенчатым изменением крутящего момента являются:
- упрощение конструкции передачи за счет исключения дифференциального механизма на выходном валу, что уменьшает стоимость и массу передачи;
- повышения КПД за счет исключения необходимости зубчатого зацепления на выходном валу, блокирования солнечного колеса дифференциального механизма на стойку;
- исключение необходимости применения такого неприятного узла как сцепление или других фрикционов, например, в гидропередаче;
- обеспечение бесступенчатого получения частоты вращения выходного вала больше, чем частота вращения входного вала. В настоящее время это достигают использованием одной или нескольких дополнительных ступенчатых передач;
- возможность бесступенчатого изменения передаточных чисел как автоматически, так и принудительно. Технический результат в предлагаемой конструкции достигают созданием универсальной механической голономная части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающей выходной вал, вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами, и связанный с ними входной вал, в котором на осях, свободно установленных в нем, закреплены с двух сторон относительно вала сателлиты планетарной передачи, причем сателлиты, расположенные с одной стороны вала, соединены с зубчатым колесом, закрепленным на эпицикле дифференциального механизма, содержащего водило, на осях которого установлены сателлиты, связывающие эпицикл и солнечное колесо, причем солнечное колесо закреплено на валу, предназначенном для соединения с внешними устройствами, а сателлиты планетарной передачи, расположенные с другой стороны входного вала, кинематически соединены с выходным валом, в которой согласно изобретению входной вал установлен с возможностью вращения относительно выходного вала, причем на выходном валу закреплены дополнительное зубчатое колесо, входящее в зацепление с сателлитами планетарной передачи, расположенными с другой стороны входного вала, и водило дифференциального механизма. Другим вариантом выполнения предлагаемой конструкции является универсальная голономная передача с бесступенчатым изменением крутящего момента, включающая выходной вал, вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами и связанный с ним входной вал, в котором на осях, свободно установленных в нем, закреплены с двух сторон относительно вала сателлиты планетарной передачи, причем сателлиты, расположенные с одной стороны вала, соединены с зубчатым колесом, и дифференциальный механизм, содержащий эпицикл, водило, на осях которого установлены сателлиты, связывающие эпицикл и солнечное колесо, кинематически связанное с валом, предназначенным для соединения с внешними устройствами, а сателлиты планетарной передачи, расположенные с другой стороны входного вала, кинематически соединены с выходным валом, в которой согласно изобретению входной вал установлен с возможностью вращения относительно выходного вала, и на выходном валу закреплены два зубчатых колеса, одно из которых, дополнительное, связано с сателлитами планетарной передачи, расположенными с другой стороны входного вала, а второе колесо - солнечное колесо дифференциального механизма, причем на эпицикл закреплен вал, предназначенный для соединения с внешними устройствами, а зубчатое колесо закреплено на водиле. Второй вариант выполнения предлагаемой передачи позволяет производить дальнейшее по сравнению с первым вариантом снижение частоты вращения вала, предназначенного для соединения с внешними устройствами. Предлагаемая универсальная механическая голономная часть передачи компактна, как и вся передача, не имеет ограничений по передаваемой мощности и частоте вращения. Широкий диапазон передаточных чисел, который получается за счет передачи, позволяет организовать режим работы транспортных средств, в которых используется предлагаемая передача, по характеристике минимальных расходов топлива. Предлагаемая универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента является прогрессивным вариатором, т. е. при использовании ее в транспортных средствах произведение: Mi


на фиг. 1 показана кинематическая схема предлагаемой универсальной механической голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента;
на фиг. 2 показан вариант кинематической схемы предлагаемой универсальной механической голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента;
на фиг. 3 показана блок-схема универсальной механической голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента;
на фиг. 4 представлен график зависимостей nвых., nвх., nнасос, i передачи в зависимости от момента нагрузки на выходном валу. Универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента включает входной вал 1, в котором на осях 2, свободно установленных в нем, закреплены с двух сторон относительно вала, сателлиты 3 и 4 планетарной передачи, причем сателлиты 4, расположенные с одной стороны вала, соединены с зубчатым колесом 5, закрепленном на эпицикле 6 дифференциального механизма, содержащего водило 7, на осях которого установлены сателлиты 8, связывающие эпицикл 6 и солнечное колесо 9. Солнечное колесо 9 жестко закреплено на валу 10, предназначенном для соединения с внешними устройствами. Сателлиты 3 планетарной передачи, расположенные с другой стороны входного вала 1, через дополнительное зубчатое колесо 11 соединены с выходным валом 12. При этом входной вал 1 установлен с возможностью независимого вращения относительно выходного вала 12, и на выходном валу 12 жестко закреплены дополнительное зубчатое колесо 11 и водило 7 дифференциального механизма. Во втором варианте выполнения универсальной механической голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента, на выходном валу 12 жестко закреплены два зубчатых колеса, одно из которых, дополнительное 11, связано с сателлитами 3 планетарной передачи, а второе колесо - солнечное колесо 9 дифференциального механизма, причем на эпицикле 6 дифференциального механизма закреплен вал 10, предназначенный для соединения с внешними устройствами, а зубчатое колесо 5 закреплено на водиле 7. Работу предлагаемой универсальной механической голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента рассмотрим на примере использования ее в транспортном средстве, блок-схема гидромеханической передачи которая представлена на фиг. 3. В блок-схему входят, например, насос 13, с одной стороны связанный с валом 10, а с другой - с гидромотором 14, муфта свободного хода 15, которые взаимодействуют с входным валом 1 приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания 16, и универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента. Дополнительные механизмы, используемые в предлагаемой блок-схеме, общеизвестны и на их новизну автор не претендует. Двигатель внутреннего сгорания 16 работает на постоянной, оптимальной, с точки зрения расхода топлива, отдачи мощности и минимального выброса вредных выхлопных газов. Постоянство частоты вращения двигателя для работоспособности системы не обязательно. Потребная мощность насоса 13 и гидромотора 14 в области больших передаточных чисел (от 3 до



при передаваемой мощности 40 кВт примерно 30-35 кг (в диапазоне передаточных отношений передачи от 1 до 3,5);
при передаваемой мощности 80 кВт примерно 55-60 кг (в электрическом варианте 100 кг). В то время как передача типа "Электрогир" на мощность 80 кВт имеет массу примерно 500 кг (кн. Хельдта П. Автомобильные сцепления и коробки передач, Машгиз, 1947 г., с. 274). КПД (расчетный предлагаемой передачи в зависимости от скоростного режима = 0,9-0,97, у передачи типа "Электрогир" = 0,8-0,92. Диапазон передаточных отношений от 1 до бесконечности, а у передачи типа "Электрогир" - 1-4. Диапазон передаточных отношений от 1 до бесконечности у предлагаемой передачи позволяет работать двигателю с минимальным расходом топлива. Предлагаемая универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента позволяет упростить управление транспортным средством. При разгоне транспортного средства с помощью 4-ступенчатой коробки передач требуется 19 различных действий водителя, а при предлагаемой передаче только перемещение рукоятки гидрокрана или педали газ. Предлагаемая универсальная механическая голономная часть передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента, позволяет уменьшить в 2-2,5 раза время разгона транспортного средства за счет использования полной мощности двигателя и рекуперации механической энергии при торможении транспортного средства, с последующей отдачей ее в процессе его разгона. При применении обратимых гидромашин, в качестве внешних устройств можно получить эффективное торможение двигателем (он на полном ходу). В этом случае энергию от гидромотора, работающего в режиме насоса, направляют, в насос 13, работающий в режиме гидромотора 14. Гидромотор 14 энергично раскручивает вал 10, а выходной вал 12 при этом будет уменьшать частоту вращения, вплоть до нуля, обеспечивая быстрое торможение транспортного средства. В данном случае в значительной степени будет экономиться ресурс основной тормозной системы, а также обеспечиваться ее дублирование, что повышает надежность транспортного средства. Повышается и надежность передачи за счет уменьшения количества ее звеньев по отношению к прототипу. Использование предлагаемой универсальной механической голономной части передачи с бесступенчатым изменением крутящего момента в металлорежущей промышленности увеличивает производительность металлорежущих станков на 25-50% за счет применения регулируемого привода.
Класс B60K17/16 с дифференциальной передачей
Класс B60K17/10 с гидравлической или пневматической передачей