аварийный линеметатель

Классы МПК:B63B21/00 Оборудование для буксировки, толкания, швартовки или перестановки судов; постановка на якорь
B63C9/26 спасательные концы и принадлежности к ним; крепление для них; контейнеры для них
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральный центр двойных технологий "Союз",
ООО "Феникс-Б"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-17
публикация патента:

Изобретение относится к аппаратам для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег, с берега на судно и последующей подачи буксирного или швартового каната, в частности, к аварийным линеметателям. Линеметатель содержит контейнер, линь, ракетный двигатель и воспламенитель. Воспламенитель помещен в контейнер отдельно от ракетного двигателя, в полость вкладыша из легкого материала с возможностью его установки в ракетный двигатель непосредственно перед его пуском. Герметизирующая крышка контейнера имеет кольцевую насечку для ее удаления перед пуском. Ракетный двигатель снаряжен взрывобезопасным аэрозолеобразующим твердым топливом. Ракетный двигатель имеет сопловую заглушку, прорывающуюся при достижении определенной величины давления в ракетном двигателе. Достигается улучшение безопасности и надежности линеметателя при его эксплуатации. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Аварийный линеметатель, содержащий контейнер, линь, ракетный двигатель и воспламенитель, отличающийся тем, что воспламенитель помещен в контейнер отдельно от ракетного двигателя, в полость вкладыша из легкого материала и устанавливается в ракетный двигатель только непосредственно перед его пуском.

2. Аварийный линеметатель по п.1, отличающийся тем, что герметизирующая крышка контейнера имеет кольцевую насечку для ее удаления перед пуском.

3. Аварийный линеметатель по п.1, отличающийся тем, что ракетный двигатель снаряжен взрывобезопасным аэрозолеобразующим твердым топливом.

4. Аварийный линеметатель по п.1, отличающийся тем, что ракетный двигатель имеет сопловую заглушку, прорывающуюся при достижении определенной величины давления в ракетном двигателе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к аварийным линеметателям и может найти применение для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег, с берега на судно и последующей подачи буксирного или швартового каната.

Аварийный линеметатель может также использоваться и в других чрезвычайных ситуациях, где требуется переброска линя, например, при проведении горноспасательных работ, переправах через реки, при наводнениях.

Известны аварийные линеметатели различных конструкций и способов метания линя /1/.

Известен аварийный линеметатель /2/, содержащий ящик, линь, ракету, воспламенитель и запальный пистолет и имеющий определенные недостатки, связанные с отсутствием полной герметичности, использованием взрывоопасного ракетного топлива и отсутствием на сопле ракеты тарированной заглушки.

Наибольший интерес представляет собой конструкция линеметателя /патент Великобритании N 1341565, 1973 г./, взятый на прототип /3/.

Этот линеметатель включает в себя контейнер, ракетный двигатель и линь и характеризуется наличием трех и более направляющих рельсов для пуска ракетного двигателя, кольцевой полостью контейнера для укладки линя и ударно-воспламенительного механизма, расположенного и закрепленного жестко внутри контейнера таким образом, чтобы форс его пламени обеспечил поджиг заряда ракетного двигателя через сопло.

Эта конструкция имеет ряд недостатков, связанных с недостаточной надежностью конструкции:

- не исключается возможность срабатывания воспламенителя и, как следствие, срабатывания ракетного двигателя при транспортировке и хранении линеметателя;

- отсутствует герметичность линеметателя, торцы которого имеют не герметизирующие внутреннюю полость контейнера заглушки.

Кроме того, в описании изобретения не указан тип топлива, применяемого в ракетном двигателе, хотя обычно употребляется взрывоопасное ракетное топливо. Не указаны конструктивные особенности ракетного двигателя, в частности наличие заглушки на сопле.

Целью изобретения является улучшение безопасности и надежности линеметателя при его эксплуатации, транспортировке и хранении, которое обеспечиваются раздельным хранением воспламенителя и ракетного двигателя, применением взрывобезопасного твердого топлива и установкой на сопле ракетного двигателя заглушки, вскрывающейся при достижении определенного давления.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в конструкции линеметателя имеются следующие отличия от прототипа:

- воспламенитель помещен в полость специального разрезного вкладыша из мягкого легкого материала /например, поролона/ отдельно от ракетного двигателя и устанавливается в него непосредственно перед запуском линеметателя;

- крышка из легкого металла /например, алюминий/ герметично закрывает контейнер и имеет кольцевую насечку, она открывается специальным ключом непосредственно перед пуском;

- в ракетном двигателе применено взрывобезопасное аэрозолеобразующее твердое топливо;

- на сопле ракетного двигателя установлена тарированная заглушка, вскрывающаяся только при достижении в нем давления, обеспечивающего вылет ракетного двигателя с заданной начальной скоростью, что повышает точность ее траектории полета и попадания в цель.

Линеметатель поясняется чертежом.

Линеметатель состоит из контейнера 1, герметизирующей крышки 11, вскрываемой ключом 12, кольцевой полости с уложенным в ней линем 4, разрезного вкладыша 8.

Одна половина вкладыша 8 имеет полость для воспламенителя 3 с чекой 2 и вырез 9 для его укладки. Вкладыш 8 также удерживает бухту линя от размотки при транспортировке и хранении.

Даже при аномальном срабатывании воспламенителя запуска ракетного двигателя не произойдет. В линеметатель входит также ракетный двигатель 5, помещенный в трубу 6, снаряженный зарядом 7 из взрывобезопасного аэрозолеобразующего твердого топлива /типа ПТ-4/, тарированная сопловая заглушка 14, обеспечивающая повышение давления в ракетном двигателе до заданной величины при запуске. Ракетный двигатель в процессе транспортировки и хранения закрыт заглушкой 10 со стороны, противоположной соплу. На контейнере установлена ручка 13 для удержания линеметателя в процессе запуска.

Пуск линеметателя осуществляется в следующем порядке.

1. Вскрывается крышка 11 по кольцевой проточке ключом 12 /подобно консервной банке/.

2. Удаляется заглушка 10 из ракетного двигателя.

3. Извлекается из вкладыша 8 воспламенитель 3 с чекой 2 и устанавливается на место заглушки 10 в корпус ракетного двигателя.

4. Свободный конец линя закрепляется на конструкции палубы судна.

5. Линеметателю придается необходимое направление метания, при этом он удерживается за ручку 13 рукой и упирается контейнером выше колена метателя.

6. Производится воспламенение ракетного двигателя вручную с помощью чеки 2 воспламенителя 3.

7. Происходит процесс запуска ракетного двигателя. Вкладыш 8 вылетает, ракетный двигатель с линем выходит из трубы 6 контейнера 1 и летит по заданной траектории.

Линеметатель по данному изобретению был конструктивно разработан, изготовлены его образцы и проведено порядка 30 успешных пусков, что подтвердило требования, предъявляемые к линеметателям "Правилами по оборудованию морских судов" Российского морского Регистра судоходства и они были рекомендованы для серийного производства /Акт-отчет N 24/НТО-3 от 06.04.2000 г./.

На основании этого силами ФПДТ "Союз" была изготовлена серийная партия линеметателей /порядка 100 шт./ и принята заказчиком и Российским морским Регистром судоходства /Сертификат N 00.06141.120 от 28.07.2000 г./.

Источники информации

1. Патенты США NN 932270, 1909 г., 10722968, 1913 г., 1257126, 1918 г., 1322601, 1919 г. , 1418664, 1922 г., 2111374, 1938 г., 2388749, 1945 г., 2373364, 1945 г. , 2471353, 1949 г., 2521655, 1950 г., 2805622, 1957 г., 2801571, 1957 г. , 3266423, 1966 г., 3673963, 1968 г., 3468214, 1969 г., 3505926, 1970 г., 3583087, 1971 г., 4741242, 1987 г., патент Германии N DE 110050, 1961 г., патент Франции N 01147634, 1956 г.

2.Патент РФ N 2131824, 1998 г.

3. Патент Великобритании N 1341565, 1973 г. /прототип/.

Класс B63B21/00 Оборудование для буксировки, толкания, швартовки или перестановки судов; постановка на якорь

устройство для разъемного соединения швартовного турельного узла судна -  патент 2529243 (27.09.2014)
устройство для приема и переработки жидкостей, включая плавучий объект, снабженное одноточечной системой постановки на мертвый якорь -  патент 2529114 (27.09.2014)
устройство для соединения якоря со швартовой балкой -  патент 2526568 (27.08.2014)
способ перемещения плавучей буровой установки средствами комплекса транспортных судов на воздушной подушке -  патент 2526431 (20.08.2014)
устройство для выравнивания натяжения якорных тросов или цепей -  патент 2524292 (27.07.2014)
буксируемая морская транспортная система для доставки объектов морского базирования -  патент 2522684 (20.07.2014)
пластиковый кнехт плавучей платформы -  патент 2520635 (27.06.2014)
система швартовки с отделенными якорными оттяжками и/или системой водоотделяющих колонн -  патент 2519456 (10.06.2014)
якорная система -  патент 2517634 (27.05.2014)
устройство для отсоединения швартовки (варианты) -  патент 2516960 (20.05.2014)

Класс B63C9/26 спасательные концы и принадлежности к ним; крепление для них; контейнеры для них

Наверх