материал скользящего контакта для электрических машин на основе меди
Классы МПК: | C22C9/08 со свинцом в качестве следующего основного компонента C22C1/05 смеси металлического порошка с неметаллическим H01H1/02 отличающиеся по материалу |
Автор(ы): | Гаврилов И.В., Вавилов А.Н. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Техпромстрой" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-11-15 публикация патента:
10.10.2001 |
Изобретение относится к области порошковой металлургии, а именно к спеченным материалам на основе меди, в частности контактных вставок токоприемников троллейбусов. Материал содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: свинец 12-16; олово 3-8; графит 1-4; медь остальное. Изобретение позволяет улучшить технические характеристики, в частности увеличить коэффициент трения и удельное электрическое сопротивление.
Формула изобретения
Материал скользящего контакта для электрических машин на основе меди, содержащий олово и графит, отличающийся тем, что он дополнительно содержит свинец при следующем соотношении компонентов, мас.%:Свинец - 12 - 16
Олово - 3 - 8
Графит - 1 - 4
Медь - Остальноею
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к спеченным материалам на основе меди, предназначено для изготовления деталей скользящих контактов электрических машин, в частности контактных вставок токоприемников троллейбусов. Известно множество материалов на основе медно-графитовой композиции с различными добавками, применяемыми для изготовления скользящих контактов электрических машин и антифрикционных изделий (СССР, а.с. N 467128, МКИ C 22 C 9/04; Россия, патент N 1786167, МКИ 5 C 22 C 9/06; Россия, патент N 2024639, МКИ 5 C 22 C 9/06). Известен также принятый за прототип материал скользящего контакта для электрических машин на основе меди, содержащий 3,5-6,5 мас.% олова, 62-70 мас. % меди, остальное - углерод (Россия, патент N 2058411, МКИ 6 C 22 C 9/02). Материал предназначен для изготовления токосъемных элементов электрических машин, а также как антифрикционный материал для изготовления деталей, работающих без смазки. Однако он имеет недостаточно высокие физико-механические свойства по параметрам "коэффициент трения" и "удельное электрическое сопротивление", что снижает его стойкость при работе в условиях воздействия интенсивных механических и электрических нагрузок. Задачей изобретения является улучшение физико-механических характеристик материала на основе меди, содержащего олово и графит, а именно уменьшение удельного электрического сопротивления и коэффициента трения и за счет этого повышение его стойкости при работе в условиях воздействия интенсивных механических и электрических нагрузок, имеющих место при эксплуатации токосъемников троллейбусов. Сущность изобретения заключается в изменении качественного состава материала на основе меди, содержащего олово и графит, путем введения нового ингредиента - свинца и обеспечении следующего количественного соотношения составляющих его ингредиентов, мас.%: свинец 12-16, олово 3-8, графит 1-4, медь остальное. Предлагаемый материал получают методом порошковой металлургии следующим образом. В смеситель загружаются компоненты материала в указанном выше соотношении. Смесь тщательно перемешивается в течение 15 минут, затем засыпается в матрицу и прессуется давлением 300-350 МПа, после чего спрессованный материал извлекается из матрицы, спекается в среде защитного эндогаза при температуре 76010oC. Затем в среде эндогаза спрессованный материал остывает до нормальной температуры. После спекания образуется двухфазная структура материала: твердый раствор олова и свинца в меди и графит. Физико-механические характеристики предлагаемого материала следующие:Предел прочности при растяжении, кгс/см2 - 10,4-13,2
Предел прочности при сжатии, кгс/см2 - 18,8-21,7
Относительное удлинение, % - 2,0-3,0
Ударная вязкость, кгм/см2 - 0,125-0,130
Удельное электрическое сопротивление, мкОмм - 0,149-0,158
Теплопроводность, Вт/мК - 4,9-5,1
Коэффициент трения - 0,133-0,172
Сравнение предлагаемого материала с прототипом, показывает, что коэффициент трения последнего (0,19-0,25) в 1,42-1,64 раза, а величина удельного электрического сопротивления (0,7-1,0) в ~ 5-6 раз выше. Это позволяет использовать созданный материал для изготовления контактных вставок троллейбусов, ходовые испытания которых подтвердили его высокие технические характеристики. Предлагаемый материал рекомендован к внедрению в 2000 г.
Класс C22C9/08 со свинцом в качестве следующего основного компонента
Класс C22C1/05 смеси металлического порошка с неметаллическим
Класс H01H1/02 отличающиеся по материалу