циклон для очистки воздуха
Классы МПК: | B04C5/12 конструкции каналов для легкой фракции, например распылительных или спиральных выпускных каналов |
Автор(ы): | Поткин В.И., Харлов В.И., Калугин А.И., Сивуха М.Н. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-06-08 публикация патента:
10.11.2001 |
Изобретение предназначено для очистки воздуха и относится к области транспортного машиностроения, металлургической и химической промышленности. Циклон содержит корпус, входной, выходной патрубки, выхлопную трубу. Выхлопная труба выполнена в виде диффузора, образующего с конусной частью корпуса кольцевой канал. Диффузор выполнен с центральным углом расширения 5-8° и степенью расширения 1,5-2,0, а отношение ширины кольцевого канала к ширине входного патрубка составляет 1,0-1,2. Установочная длина выхлопной трубы внутри корпуса циклона относится к диаметру циклона как 1,15-1,25. Корпус циклона выполнен в цилиндроконическо-цилиндрической форме. Входной патрубок установлен на верхней цилиндрической части корпуса циклона под углом 58-62° к оси корпуса, отношение площади поперечного сечения входного патрубка к площади входного отверстия выхлопной трубы составляет 1,0-1,2. Ширина входного патрубка в 2,4-2,6 раза меньше его высоты и в 4,0-4,5 раза меньше диаметра корпуса циклона. Вход во входной патрубок выполнен в виде косого сечения с углом 15-18° к оси корпуса, а длина входного патрубка посередине наружной стенки его к диаметру корпуса находится в соотношении 0,7-0,9. Данный циклон более производительный и надежный в работе для защиты двигателей внутреннего сгорания транспортных средств при его малом удельном объеме относительно известных конструкций. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Циклон для очистки воздуха, содержащий корпус с тангенциальным входным, выходным патрубками и выхлопной трубой, отличающийся тем, что выхлопная труба выполнена в виде диффузора, образующего с конусной частью корпуса кольцевой канал, ширина которого находится в соотношении 1,0 - 1,2 к ширине входного патрубка, при этом центральный угол расширения диффузора составляет 5 - 8°, а степень расширения диффузора 1,5 - 2, причем установочная длина выхлопной трубы внутри корпуса находится в соотношении 1,15 - 1,25 к диаметру циклона, а на выходе выхлопная труба включает в себя цилиндрический участок. 2. Циклон по п.1, отличающийся тем, что корпус циклона выполнен в цилиндроконическо-цилиндрической форме со следующими соотношениями размеров:




где D - внутренний диаметр корпуса циклона;
D1 - внутренний диаметр выходного патрубка;
L - длина корпуса;
L1 - длина верхней цилиндрической части;
L2 - длина конической части;
L3 - длина выходного патрубка. 3. Циклон по п.1 или 2, отличающийся тем, что входной патрубок установлен на верхней цилиндрической части корпуса циклона под углом 58-62° к оси корпуса, площадь поперечного сечения входного патрубка находится в соотношении 1,0-1,2 к площади входного отверстия выхлопной трубы, ширина входного патрубка в 2,4-2,6 раза меньше его высоты и в 4,0-4,5 раза меньше диаметра корпуса циклона, вход во входной патрубок выполнен в виде косого сечения с углом 15-18° к оси корпуса и снабжен кромками в виде дуги окружности, при этом длина входного патрубка по середине наружной стенки входного патрубка находится в соотношении 0,7-0,9 к диаметру корпуса. 4. Циклон по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что цилиндрические части выхлопной трубы и выходного патрубка оснащены зигами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области очистки воздуха и может быть использовано для очистки воздуха транспортных средств и компрессоров, в металлургической и химической промышленности, при уборке помещений промышленных зданий и цехов, а также для очистки воздуха в пневмосистемах. Преимущественное использование предлагаемого изобретения - в воздухоочистительных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств. Задача надежной защиты ДВС транспортных средств от абразивного износа и создание воздухоочистителей с малыми удельными объемами, в том числе и не требующими периодического обслуживания при преодолении радиационно-зараженной местности, может быть решена за счет создания высокоэффективных малогабаритных циклонов повышенной производительности. Известны циклоны воздухоочистителей транспортных средств, содержащие корпус, тангенциальный входной патрубок и трубку отвода очищенного воздуха (см. В. Е. Маев и Н.Н. Пономарев. Воздухоочистители автомобильных и тракторных двигателей, М. 1971, стр. 26-31; журнал "Тракторы и сельхозмашины", М. 1962, N 1, с. 8-11). Известен циклон, содержащий корпус, выполненный из верхней цилиндрической, расширяющейся книзу конической и нижней цилиндрической частей с углом наклона стенок конической части 5-6o (см. авт. св. N 874205, B 04 C 5/08, опубл. в 1974 г.). Известен также циклон, содержащий цилиндроконический корпус, тангенциальный входной патрубок в цилиндрической части корпуса, пылеотводящий патрубок в конической части и выхлопную трубу, сужающийся конец которой расположен внутри корпуса, при этом конец выхлопной трубы выполнен с увеличивающимся углом сужения (см. а.с. N 768476, B 04 C 5/13, опубл. в 1978 г.). Практически всем рассмотренным конструктивным схемам присущ общий недостаток - это отсутствие соотношений геометрических размеров, что затрудняет, а порой и исключает возможность разработки оптимальной конструкции циклона. Основная цель настоящего изобретения - разработать конструктивную схему, сочетающую в себе наиболее прогрессивные, уже имеющиеся и новые конструктивные решения, направленные на создание малогабаритного высокоэффективного циклона повышенной производительности, позволяющего создавать батареи циклонов для малогабаритных воздухоочистителей транспортных средств, и найти наиболее рациональные соотношения геометрических размеров, благодаря которым достигается повышение эффективности очистки воздуха, снижение гидравлического сопротивления, повышается способность плотной компоновки циклонов в батареи без заметного ухудшения оценочных параметров при их совместной работе. При этом повышение эффективности очистки воздуха должно происходить с одновременным исключением попадания в очищенный воздух относительно крупных частиц пыли вследствие рикошета. Конструкция предлагаемого циклона для очистки воздуха изображена на фиг. 1. Поперечное сечение входного патрубка представлено на фиг.2. Циклон для очистки воздуха состоит из корпуса 1 цилиндроконической формы, включающего в себя выходной патрубок 2, тангенциального входного патрубка 3 и выхлопной трубы 4, выполненной в виде диффузора с цилиндрическим участком на выходе. На фиг. 1 и 2 приняты следующие обозначения:D - внутренний диаметр корпуса циклона;
D1 - внутренний диаметр выходного патрубка;
d - внутренний диаметр входного отверстия выхлопной трубы;
d1 - внутренний диаметр выходного отверстия выхлопной трубы;
L - длина корпуса циклона;
L1 - длина верхней цилиндрической части;
L2 - длина конической части корпуса циклона;
L3 - длина выходного патрубка корпуса циклона;
L - установочная длина выхлопной трубы внутри корпуса циклона;
b - ширина входного патрубка;

l1 - длина средней линии наружной стенки входного патрубка;

r - радиус зига. h1 - высота зига;






Форма корпуса циклона и соотношения размеров, его составляющих, по форме в отношении диаметра корпуса выбраны в зоне наиболее рациональных с точки зрения компоновочных возможностей такого циклона в батарею, получения наиболее плотной компоновки, т.е. минимально возможных объемно-габаритных показателей, и гидравлического сопротивления обтеканию пучка циклонов потоком воздуха, при этом обеспечивается высокая эффективность очистки и низкое сопротивление самих циклонов. Новыми отличительными признаками, по нашему мнению, обладает циклон и по части входного патрубка. Во-первых, определен наиболее рациональный для оговоренных выше условий диапазон угла установки входного патрубка на корпусе относительно оси циклона




В заявляемом циклоне, по нашему мнению, новым отличительным признаком является сама форма входного патрубка. Общеизвестно, что увеличение длины патрубка приводит к улучшению эффективности очистки, но при компоновке циклонов в батарею длина входного патрубка сильно ограничена, особенно малой длины получается верхняя стенка при использовании наклонно установленного входного патрубка. Для исключения этого недостатка предлагается входной патрубок с косым сечением, который не ограничивает компоновку циклонов в батарею, существенно удлиняет верхнюю часть входного патрубка и не позволяет перекрывать входное сечение соседних циклонов. При этом для дальнейшего снижения гидравлических потерь в циклоне входной патрубок снабжен входными кромками в виде дуги окружности. Для заявляемого циклона зоной наиболее рациональных соотношений размеров выявились следующие:
угол косого сечения составляет

Экспериментально установлено, что увеличение радиуса зига на корпусе циклона за пределы установленных соотношений приводит к ухудшению эффективности очистки вследствие появления рикошета, а уменьшение - к снижению надежности уплотнения и прочности. Геометрические параметры зига на выхлопной трубе приняты теми же, что и на корпусе циклона, в целях унификации.
Класс B04C5/12 конструкции каналов для легкой фракции, например распылительных или спиральных выпускных каналов
циклон с входным патрубком-сепаратором и обводными трубами для отвода мелких частиц - патент 2415718 (10.04.2011) | |
гидроциклон - патент 2393926 (10.07.2010) | |
устройство для пылеулавливания - патент 2366515 (10.09.2009) | |
циклон комбинированный с акустическим распылом жидкости - патент 2356634 (27.05.2009) | |
циклон комбинированный - патент 2325234 (27.05.2008) | ![]() |
циклон - патент 2324543 (20.05.2008) | ![]() |
циклон - патент 2257959 (10.08.2005) | ![]() |
циклон - патент 2256509 (20.07.2005) | ![]() |
устройство для очистки газообразных сред от взвешенных частиц - патент 2231396 (27.06.2004) | |
гидроциклон - патент 2180272 (10.03.2002) |