грузовой люк вертолета
Классы МПК: | B64C1/24 трапы, конструктивно сопряженные с фюзеляжем и убирающиеся в него |
Автор(ы): | Карташев В.Б., Киямов Р.Н., Степанов А.И., Павлов Л.Н., Лукашенко Д.Г., Шувалов В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-07-25 публикация патента:
10.11.2001 |
Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в качестве устройства для погрузки и транспортировки. Грузовой люк содержит аппарель, которая выполняет функции створки проема и грузового трапа. Аппарель выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса. Грузовой люк дополнительно содержит две тросовые опоры. Опоры подвижно закреплены одним концом к краям аппарели, а другим - к боковым сторонам проема грузовой кабины. Такое выполнение аппарели позволит улучшить эксплуатационные и функциональные возможности грузового люка вертолета. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Грузовой люк вертолета, содержащий проем грузовой кабины и аппарель, выполняющую функции створки проема и грузового трапа, шарнирно соединенную одной стороной с порогом грузовой кабины, и привод отклонения аппарели, отличающийся тем, что аппарель выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса, состоящего из взаимосвязанного набора шпангоутов, лонжеронов, балок, стрингеров, обшивки с внутренней и наружной сторон аппарели, в которой лонжероны и балки расположены в зоне прохода колес закатываемой техники, причем на концах крайних балок выполнены элементы шарнирного соединения с порогом грузовой кабины, а грузовой люк дополнительно снабжен двумя тросовыми опорами, подвижно закрепленными одним концом с краями аппарели и другим - с боковыми сторонами проема грузовой кабины. 2. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что концы тросовых опор взаимосвязаны с аппарелью посредством быстроразъемных соединений. 3. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что тросовые опоры изготовлены длиной, обеспечивающей положение аппарели на уровне плоскости пола грузовой кабины. 4. Грузовой люк вертолета по п.2, отличающийся тем, что вдоль боковых сторон проема грузовой кабины установлены фиксаторы, в которые укладываются тросовые опоры. 5. Грузовой люк вертолета по п. 1, отличающийся тем, что поперечные стрингеры внутренней стороны аппарели выполнены П-образной формы, размещены снаружи обшивки параллельно порогу грузовой кабины и закреплены вместе с обшивкой на балках и лонжеронах каркаса, образуя настил. 6. Грузовой люк вертолета по п. 5, отличающийся тем, что П-образные профили установлены длиной, меньшей ширины аппарели, по крайней мере, на величину прилегания ее к проему грузовой кабины, и с шагом, исключающим деформацию обшивки колесами закатываемой техники. 7. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что в торце аппарели, примыкающем к порогу грузовой кабины, выполнены дренажные отверстия. 8. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что на пороге грузовой кабины установлены щитки, с возможностью поворота их на угол отклонения посредством контакта с аппарелью. 9. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что проем грузового люка по периметру снабжен резиновым уплотнителем. 10. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что на конце аппарели со стороны наружной обшивки, последняя дополнительно оснащена сменной окантовкой. 11. Грузовой люк вертолета по п.10, отличающийся тем, что сменная окантовка выполнена из антикоррозионного материала. 12. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что привод аппарели выполнен в виде двух гидроцилиндров, установленных шарнирно посредством кронштейнов по обоим бортам грузовой кабины, при этом шток каждого цилиндра шарнирно соединен с кронштейнами, установленными на каркасе аппарели, а гидроцилиндры соединены с автономной бортовой гидравлической системой привода. 13. Грузовой люк вертолета по п.1, отличающийся тем, что грузовой люк снабжен в верхней части проема двумя стопорными устройствами, состоящими из замков, установленных на бортах грузовой кабины, и бугелей, выполненных на амортизирующих кронштейнах и смонтированных в нише аппарели. 14. Грузовой люк вертолета по п.13, отличающийся тем, что грузовой люк оснащен двумя буферными устройствами с задаваемым усилием прижима к стопорным устройствам аппарели, установленными на боковых сторонах проема выше замков грузового люка.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к грузовым люкам вертолетов, и может быть использовано в качестве устройства погрузки и транспортировки грузов. Известен грузовой трап летательного аппарата, содержащий рампу, шарнирно соединенную с порогом грузовой кабины и с секциями-наездами, и устройство управления секциями-наездами, выполненное в виде качалок, шарнирно соединенных тягами регулируемой длины с порогом грузовой кабины и секциями-наездами. (Авторское свидетельство СССР N 801402. Грузовой трап летательного аппарата. - МПК: B 64 C 1/24. - БИ N 11, 23.03.1986.). Недостатком данного изобретения является сложность конструкции, недостаточная надежность работы трапа, трудности в эксплуатации, ограниченные функциональные возможности. Известна шарнирная грузовая аппарель, содержащая две секции, которые шарнирно соединены между собой таким образом, что они могут образовывать ось наклона аппарели. Первая из двух секций шарнирно связана с грузовым полом летательного аппарата таким образом, что она может сочленяться с грузовым полом повторно при наклоне. Вторая секция примыкает к поверхности, на которую должен передаваться или с которой должен перемещаться груз. Шарнирное соединение между двумя секциями аппарели обеспечивает перемещение второй секции относительно первой секции аппарели вокруг оси крена так же, как и вокруг оси продольного наклонения при тангаже. (Заявка РСТ (WO) 92/13757. Шарнирная грузовая аппарель. - МПК: B 64 C 1/22. - ИСМ N 11, 1993). Недостатком данного технического решения является громоздкость конструкции, большой вес, сложность в эксплуатации, ограниченные функциональные возможности. Известен грузовой люк летательного аппарата, содержащий шарнирно закрепленную на фюзеляже с помощью расстыковочных узлов створку и привод ее отклонения, выполненный с расстыковочным узлом и расположенный в вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа, при этом створка в опущенном состоянии выполняет роль трапа. (Авторское свидетельство СССР N 1822075 A1. Грузовой люк летательного аппарата. - МПК: B 64 C 1/14, B 64 D 9/00. - БИ N 8, 20.03.1996). Данное изобретение принято за прототип. Недостатками известного грузового люка летательного аппарата, принятого за прототип, являются ограниченные эксплуатационные и функциональные возможности, которые заключаются в следующем. Сложность подготовки грузового люка к погрузке-выгрузке, например, колесной техники. Чтобы произвести погрузку самоходной техники, необходимо выполнить операции расстыковки привода, отклонить привод вверх изъятием общей оси вращения и зафиксировать расстыковочный узел отклонения привода вверх относительно оси вращения. Невозможна транспортировка длинномерных грузов с открытым люком, а также имеет место повышенный износ и повреждения рабочей поверхности трапа при погрузке-выгрузке, отсутствуют дренажные отверстия в основании внутренней полости трапа, что приводит к накоплению влаги и ускоренному разрушению конструкции. Задачей предлагаемого решения является создание более простой конструкции грузового люка вертолета, удобной в управлении и пригодной для транспортировки длинномерных грузов и колесной техники, обеспечивающей оперативную загрузку-выгрузку ее в экстремальных условиях, и надежной в эксплуатации. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является повышение эксплуатационных и функциональных возможностей грузового люка вертолета. Указанный технический результат достигается тем, что в известном грузовом люке летательного аппарата, содержащем проем грузовой кабины и аппарель, выполняющую функции створки проема и грузового трапа, шарнирно соединенную одной стороной с порогом грузовой кабины, и привод отклонения аппарели, согласно предложенному техническому решению конструкция аппарели выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса, состоящего из взаимосвязанного набора шпангоутов, лонжеронов, балок, стрингеров, обшивки с внутренней и наружной сторон аппарели, в которой лонжероны и балки расположены в зоне прохода колес закатываемой техники, причем на концах крайних балок выполнены элементы шарнирного соединения с порогом грузовой кабины, а грузовой люк дополнительно снабжен двумя тросовыми опорами, подвижно закрепленными одним концом с краями аппарели и другим - с боковыми сторонами проема грузовой кабины посредством, например, кронштейнов; что концы тросовых опор взаимосвязаны с аппарелью посредством быстроразъемных соединений; что тросовые опоры изготовлены длиной, обеспечивающей положение аппарели на уровне плоскости пола грузовой кабины; что вдоль боковых сторон проема грузовой кабины установлены фиксаторы, в которые укладываются тросовые опоры; что поперечные стрингеры внутренней стороны аппарели, выполненные П-образной формы, размещены снаружи обшивки параллельно порогу грузовой кабины и закреплены вместе с обшивкой на балках и лонжеронах каркаса, образуя настил; что П-образные профили установлены длиной, меньшей ширины аппарели, по крайней мере, на величину прилегания ее к проему грузовой кабины, и с шагом, исключающим деформацию обшивки колесами закатываемой техники; что в торце аппарели, примыкающем к порогу грузовой кабины, выполнены дренажные отверстия; что на пороге грузовой кабины установлены щитки, с возможностью поворота их на угол отклонения посредством контакта с аппарелью; что проем грузового люка по периметру снабжен резиновым уплотнителем; что на конце аппарели со стороны наружной обшивки последняя дополнительно оснащена сменной окантовкой; что сменная окантовка выполнена из антикоррозионного материала; что привод аппарели выполнен в виде двух гидроцилиндров, установленных шарнирно посредством кронштейнов по обоим бортам грузовой кабины, при этом шток каждого цилиндра шарнирно соединен с кронштейнами, установленными на каркасе аппарели, а гидроцилиндры соединены с автономной бортовой гидравлической системой привода; что грузовой люк снабжен в верхней части проема двумя стопорными устройствами, состоящими из замков, установленных на бортах грузовой кабины, и бугелей, выполненных на амортизирующих кронштейнах и смонтированных в нише аппарели; что грузовой люк оснащен двумя буферными устройствами с задаваемым усилием прижима к стопорным устройствам аппарели, установленными на боковых сторонах проема выше замков грузового люка. На фиг. 1 изображен грузовой люк вертолета, вид изнутри на левый борт; на фиг. 2 - схема конструкции аппарели; на фиг. 3 - поперечное сечение аппарели, на фиг. 4 - вид снаружи на концевую часть аппарели. Грузовой люк вертолета, расположенный в хвостовой части грузовой кабины 1 фюзеляжа, содержит проем 2 грузового люка, аппарель 3, узел шарниров подвески 4 аппарели к порогу грузовой кабины, гидроцилиндры 5 привода аппарели, узлы крепления 6 гидроцилиндров к бортам фюзеляжа, откидные щитки 7, тросовые опоры 8, узлы подвижного соединения 9 тросовой опоры аппарели с фюзеляжем, фиксаторы 10 тросовых опор, замки 11 стопорного устройства, буферные устройства 12, резиновый уплотнитель 13 (фиг. 1). Аппарель 3 выполнена с переменным сечением по длине с плавным переходом от сегментообразной формы у порога до прямоугольной на конце в виде коробчато-сборного каркаса, состоящего из балок 14, лонжеронов 15, шпангоутов 16, стрингеров 17, быстроразъемных соединений 18 тросовых опор с аппарелью, бугелей 19, кронштейнов 20 крепления штоков гидроцилиндров, дренажных отверстий 21 и П-образных профилей 22 (фиг. 2). Аппарель содержит обшивку внутренней стороны 23, обшивку наружной стороны 24 (фиг. 3). На конце аппарели 3, с наружной ее стороны, установлена сменная окантовка 25 из антикоррозионного материала (фиг. 4). Грузовой люк работает следующим образом. Для открытия грузового люка при наземных погрузочно-разгрузочных работах замки 11 стопорного устройства отстыковываются от бугелей 19 и аппарель 3 под воздействием гидроцилиндров 5 отклоняется вниз относительно порога грузовой кабины. Одновременно с открытием грузового люка откидные щитки 7 аппарели поворачиваются вокруг своей оси и закрывают стык между аппарелью и порогом грузовой кабины. Аппарель 3 опускается до касания грунта сменной окантовкой 25, предохраняющей наружную сторону обшивки 24 от повреждения. В данном положении аппарель выполняет функции трапа. Закатывание колесной техники производится по настилу, образуемому обшивкой внутренней стороны 23 аппарели 3, оснащенной П-образными профилями 24, при этом колеса опираются на поверхность П-образных профилей в зонах усиления каркаса аппарели балками 14 и лонжеронами 15. Для закрытия грузового люка гидроцилиндры 5 поднимают аппарель 3 до соединения ее с проемом 2 грузового люка. При сближении аппарели с проемом края аппарели вступают в контакт с буферными устройствами 10, которые гасят ударную нагрузку. Стопорение аппарели осуществляется путем соединения бугелей 19 с замками 11. За счет пружинящей конструкции бугеля соединение его с замком происходит плавно. Прижим бугелей к замкам обеспечивается буферными устройствами 10, которые предварительно регулируются на заданную величину усилия прижима. Плотность прилегания аппарели к поверхности проема грузового люка достигается за счет резинового уплотнителя 13. В закрытом положении аппарели 3 через дренажные отверстия 21 происходит удаление влаги из внутренней ее полости. Для транспортировки длинномерных грузов в грузовой кабине вертолета концы тросовых опор 8 присоединяют с помощью быстроразъемных соединений 18 к аппарели 3 и последняя опускается до натяжения опор 8. Аппарель удерживается тросовыми опорами на уровне плоскости пола грузовой кабины, и в таком положении производится транспортировка длинномерных грузов. После завершения транспортировки длинномерных грузов аппарель 3 закрывается, а тросовые опоры 8 отсоединяются от аппарели и укладываются в фиксаторы 10. По данному изобретению разработана конструкторская документация, изготовлен и испытан опытный образец. Техническая документация подготовлена к серийному выпуску изделия.Класс B64C1/24 трапы, конструктивно сопряженные с фюзеляжем и убирающиеся в него