высокопрочная коррозионно-стойкая сталь
Классы МПК: | C22C38/54 с бором |
Автор(ы): | Семенов В.Н., Каблов Е.Н., Качанов Е.Б., Петраков А.Ф., Козловская В.И., Бирман С.И., Батурина А.В., Шалькевич А.Б., Сысоева И.Б., Пестов Ю.А., Кукин Е.А., Харламов В.Г., Деркач Г.Г., Мовчан Ю.В., Каторгин Б.И., Чванов В.К., Головченко С.С., Сигаев В.А., Евмененко Ф.Ф. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение энергетического машиностроения им. акад. В.П. Глушко, Государственный научный центр "ВИАМ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-11-20 публикация патента:
10.11.2001 |
Изобретение относится к металлургии, а именно к свариваемой высокопрочной коррозионно-стойкой стали для криогенных температур, которая может быть использована в авиационной, космической и других областях техники. Предложенная высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса содержит компоненты в следующем соотношении, мас. %: углерод не более 0,03, хром 10,0-13,0, никель 8,0-11,0, титан 0,02-0,15, молибден 0,4-0,9, кобальт 0,2-0,6, бор 0,001-0,005, кальций 0,001-0,05, лантан 0,01-0,1, железо - остальное. Техническим результатом изобретения является повышение ударной вязкости основного металла в зоне термического влияния сварного шва при криогенных температурах. Повышается надежность эксплуатации стали в сложных паяно-сварных конструкциях, в том числе с перекрестными и близлежащими швами, с возможностью технологических нагревов. 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса, содержащая углерод, хром, никель, титан, молибден, бор, кальций и железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит кобальт и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%:Углерод - Не более 0,03
Хром - 10,0-13,0
Никель - 8,0-11,0
Титан - 0,02-0,15
Молибден - 0,4-0,9
Кобальт - 0,2-0,6
Бор - 0,001-0,005
Кальций - 0,001-0,05
Лантан - 0,01-0,1
Железо - Остальное
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области металлургии, в частности к свариваемым высокопрочностным коррозионно-стойким сталям для криогенных температур, и может быть использовано в авиационной, космической и других областях техники. Известна сталь 07Х16Н6, обладающая высокими механическими свойствами при криогенных температурах. Однако эта сталь является сталью переходного аустенитно-мартенситного класса и поэтому требует термической обработки после сварки, что не позволяет применить ее для сложных сварных узлов. Кроме того, при пайке этой стали в процессе охлаждения по границам зерен выделяется карбидная сетка, вызывающая снижение вязкости и коррозионной стойкости. Наиболее близкой к данному изобретению является известная высокопрочная коррозионно-стойкая сталь, содержащая углерод, хром, никель, титан, молибден, бор, кальций, цирконий и железо, имеющая следующий состав, мас.%:Углерод - 0,005-0,03
Хром - 10,0-13,0
Никель - 8,0-11,0
Титан - 0,03-0,45
Молибден - 0,4-0,9
Бор - 0,001-0,005
Кальций - 0,03-0,08
Цирконий - 0,01-0,08
Железо - Остальное. Примеси, мас.%, не более:
Марганец - 0,3
Кремний - 0,3
Азот - 0,03
Алюминий - 0,2
Фосфор и сера - 0,015
(авт. свид. СССР N 378503, C 22 C 38/54). Эта сталь после термической обработки по режиму: закалка с 860oC + отпуск при 250oC обладает механическими свойствами, представленными в таблице 1. Сталь хорошо сваривается в термически обработанном состоянии, а также способна работать в паяно-сварных конструкциях. Недостатком этой стали является нестабильность механических свойств при криогенных температурах после нагревов в интервале 300 - 500oC (таблица 2). Это снижает технологичность и ремонтоспособность стали, что затрудняет создание конструкций с перекрестными сварными швами и подварками, а также применение технологических операций, предусматривающих нагревы (например, термообезжиривание окончательно готовых изделий, требующее нагрева выше 300oC). Задачей настоящего изобретения является создание высокопрочной коррозионно-стойкой стали, способной надежно эксплуатироваться в сложных паяно-сварных конструкциях, в том числе с перекрестными и близлежащими швами и допускать технологические нагревы. Для решения поставленной задачи предложена высокопрочная коррозионно-стойкая сталь мартенситного класса, содержащая углерод, хром, никель, титан, молибден, бор, кальций и железо, которая дополнительно содержит кобальт и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод - Не более 0,03
Хром - 10,0-13,0
Никель - 8,0-11,0
Титан - 0,02-0,15
Молибден - 0,4-0,9
Кобальт - 0,2-0,6
Бор - 0,001-0,005
Кальций - 0,001-0,05
Лантан - 0,01-0,1
Железо - Остальное. Поставленная техническая задача решается комплексным путем. 1. В сталь вводят кобальт в количестве 0,2 - 0,6 мас.% для измельчения дендритной ячейки перекрестных сварных швов, а следовательно повышения их вязкости. 2. В сталь взамен циркония вводят лантан в количестве 0,01 - 0,1 мас.% как элемент, более интенсивно очищающий границы зерен. 3. Ограничен верхний предел по титану до 0,15 мас.% для снижения интенсивности старения при температурах 300 - 350oC. Соотношение элементов в стали указано с учетом следующего ограничения содержания примесей в ней. Примеси, мас.%, не более:
Кремний - 0,25
Марганец - 0,25
Алюминий - 0,20
Цирконий - 0,01
Фосфор - 0,01
Сера - 0,25
Технический результат - повышение ударной вязкости основного металла и в зоне термического влияния сварного шва при криогенных температурах. В таблице 3 представлены механические свойства предложенной стали при комнатной и криогенной температурах после отпуска при температурах 250 и 500oC. В таблице 4 представлены механические свойства опытных плавок стали в соответствии с их химическим составом. Как видно из данных таблиц 3 и 4, предложенная сталь имеет высокие механические свойства по сравнению с прототипом (плавка 6), в том числе после нагрева при 500oC и в сварных соединениях. Плавки 4 и 5, содержащие легирующие элементы соответственно ниже нижнего и выше верхнего пределов, имеют низкий предел прочности (плавка 4) и низкую ударную вязкость КСТ при температуре -253oC после отпуска 500oC (плавка 5). Таким образом, данная сталь позволяет создать сложные паяно-сварные конструкции с перекрестными и близлежащими швами с высокими значениями ударной вязкости при криогенных температурах и с возможностью применения технологических нагревов в процессе их изготовления.