битумная эмульсия
Классы МПК: | C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара C08L57/02 сополимеры углеводородов нефти |
Автор(ы): | Кемалов А.Ф., Ганиева Т.Ф., Фахрутдинов Р.З., Чекашов А.А., Степин С.Н., Сатаева Ю.Р., Лутфуллин Р.А., Шафиков Р.Х., Кудряшов В.Н., Черевин В.Ф., Пирогов А.П., Еремин А.А., Файзрахманов Н.Н., Трифонов С.В., Гильманов Х.Х., Бикмурзин А.Ш., Кемалов Р.А. |
Патентообладатель(и): | Казанское открытое акционерное общество "Органический синтез" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-10-05 публикация патента:
10.12.2001 |
Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в создании дорожных, кровельных и защитных покрытий. Задачей изобретения является разработка рецептуры эмульсии, позволяющей регулировать скорость распада битумной эмульсии при одном и том же содержании эмульгатора, повышение ее стабильности и сцепляемости с минеральным наполнителем, экономия битума. Поставленная задача решается разработкой битумной эмульсии, включающей битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь, воду. Причем она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу плотностью 1060-1080 кг/м3, содержанием серы 4,5-5,5 мас.%, содержанием тяжелых ароматических соединений 54-55 мас.% при следующих соотношениях компонентов, мас.%: битум 20-70, катионный или анионный эмульгатор 0,1-5, кислота или щелочь 0,5-3, тяжелая пиролизная смола 0,4-8, вода остальное. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Битумная эмульсия, включающая битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь и воду, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу плотностью 1060-1080 кг/м3, содержанием серы 4,5-5,5 мас.%, содержанием тяжелых ароматических соединений 54-55 мас.%, при следующих соотношениях компонентов, мас.%:Битум - 20-70
Катионный или анионный эмульгатор - 0,1-5
Кислота или щелочь - 0,5-3
Тяжелая пиролизная смола - 0,4-8
Вода - Остальноее
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к битумным эмульсиям, используемым в создании дорожных, кровельных и защитных покрытий. Известна битумная эмульсия для дорожных работ, включающая битум, катионную адгезионную присадку, соляную кислоту и воду [Методические рекомендации по приготовлению и применению в дорожном строительстве катионных эмульсий. М, СоюздорНИИ, 1973, с. 3-24]. Недостатком этой эмульсии является недостаточная стабильность, сцепляемость с минеральным наполнителем и сложность регулирования скорости ее распада при одном и том же содержании эмульгатораНаиболее близкой предлагаемому изобретению является эмульсия битумная дорожная [Эмульсии битумные дорожные. Технические условия. ГОСТ 18659-81. М. ] , содержащая битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь и воду. В качестве анионоактивного эмульгатора применяют поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа высших органических кислот или их солей; в качестве катионоактивного эмульгатора - ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных аммониевых солей. В качестве основного компонента применяют едкий натр, или жидкое стекло, или триполифосфот натрия, а в качестве кислого компонента - соляную, или уксусную, или ортофосфорную кислоту. Массовая доля битума с эмульгатором в эмульсиях составляет 45-55%. Недостатком такой эмульсии является сложность регулирования скорости ее распада при одном и том же содержании эмульгатора: с одной стороны, быстрый распад при введении их в минеральный материал методом пропитки, с другой стороны, сравнительно медленный распад при введении их в минеральный материал методом поверхностной обработки. Кроме того, эмульсии характеризуются недостаточными стабильностью и сцепляемостью с минеральным наполнителем (адгезией). Задачей изобретения является разработка эмульсии, позволяющей регулировать скорость ее распада при одном и том же содержании эмульгатора, повышение ее стабильности и сцепляемости с минеральным наполнителем, экономия битума, утилизация тяжелой пиролизной смолы, являющейся многотоннажным отходом процесса пиролиза. Поставленная задача решается разработкой битумной эмульсии, включающей битум, катионный эмульгатор и кислоту или анионный эмульгатор и щелочь и воду. Причем она дополнительно содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья - тяжелую пиролизную смолу плотностью 1060-1080 кг/м3 содержанием серы 4,5- 5,5 мас.%, содержании тяжелых ароматических соединений 54-55 мас. %, при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Битум - 20-70
Катионный или анионный эмульгатор - 0,1-5
Кислота или щелочь - 0,5-3
Тяжелая пиролизная смола - 0,4-8
Вода - Остальное
Для приготовления эмульсии используют нефтяные дорожные битумы по ГОСТ 22245-90, строительные битумы по ГОСТ 6617-76, кровельные битумы по ГОСТ 9548-74, изоляционные битумы по ГОСТ 9812-74. Тяжелую пиролизную смолу используют как в обводненном виде (на некоторых установках пиролиза она вырабатывается именно в таком виде, например на KОAO "Оргсинтез", г. Казань содержание воды колеблется в пределах 5-65 мас.%), т. е. без предварительного обезвоживания, так и в безводном виде (например продукт АО "Нижнекамскнефтехим" - ТУ-38.1021256-89). Физико-химические показатели безводной ТПС приведены в табл 1. В качестве анионоактивного эмульгатора применяют поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа высших органических кислот или их солей; в качестве катионоактивного эмульгатора - ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных аммониевых солей. Битумную эмульсию готовят по известной технологии смешением компонентов в одной из следующих последовательностей. 1. В разогретый в отдельной емкости до 110-130oC дорожный битум вводят при перемешивании расчетное количество эмульгатора. В смесь воды, кислоты, в случае катионоактивного эмульгатора, или щелочи, в случае анионоактивного эмульгатора, и ТПС, нагретую при перемешивании до 70-90oC, вводят также при перемешивании приготовленную смесь расчетного количества битума с эмульгатором. 2. В смесь расчетного количества битума, эмульгатора и ТПС с температурой 110-130oC при перемешивании добавляют приготовленную в отдельной емкости смесь воды, кислоты, в случае катионоактивного эмульгатора, или щелочи, в случае анионоактивного эмульгатора, с температурой 70-90oC. Образцы битумных эмульсий были приготовлены в соответствии со следующими примерами. Пример 1. В 49,7 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,3 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 48,5 г воды добавляют при перемешивании 0,5 г безводной ТПС и 1 г соляной кислоты, затем нагревают при перемешивании до 85oC, затем добавляют смесь битума с эмульгатором, имеющую температуру 110oC, и перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49,7, эмульгатор - 0,3, кислота - 1, ТПС - 0,5, вода - 48,5. Пример 2. В 49,7 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,3 г катионоактивного эмульгатора и 2 г безводной ТПС. Водную фазу готовят следующим образом: в 47 г воды добавляют 1 г соляной кислоты, тщательно перемешивают, нагревают этот раствор до температуры 85oC, затем добавляют нагретую до 110oC смесь битума, эмульгатора и ТПС. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49,7, эмульгатор - 0,3, кислота - 1, ТПС - 2, вода - 47. Пример 3. В 20 г строительного битума (по ГОСТ 6617-76), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 0,1 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 78,4 г воды добавляют 0,5 г обводненной ТПС (содержание воды 20%), тщательно перемешивают, добавляют 1 г соляной кислоты и нагревают этот раствор до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,1, кислота - 1, ТПС - 0,4, вода - 78,5. Пример 4. В 20 г кровельного битума (по ГОСТ 9548-74), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 0,1 г катионоактивного эмульгатора и 2 г обводненной ТПС (содержание воды 5%). Водную фазу готовят следующим образом: в 76,9 г воды добавляют 1 г соляной кислоты, тщательно перемешивают и нагревают этот раствор до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума, эмульгатора. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,1, кислота - 1, ТПС - 1,9, вода - 77. Пример 5. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 120oC, добавляют при перемешивании 2 г катионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 22 г воды добавляют 4 г обводненной ТПС (содержание воды 30%), тщательно перемешивают, добавляют 2 г соляной кислоты и нагревают этот раствор до температуры 80oC, затем добавляют нагретую до 120oС смесь битума с эмульгатором. Промешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, кислота - 2, ТПС - 2,8, вода - 23,2. Пример 6. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 120oC, добавляют при перемешивании 2 г катионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 6 г воды добавляют 20 г обводненной ТПС (содержание воды 60%), тщательно перемешивают, добавляют 2 г соляной кислоты и нагревают этот раствор до температуры 80oC, затем добавляют нагретую до 120oC смесь битума с эмульгатором. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, кислота - 2, ТПС - 8, вода - 18. Пример 7. В 20 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,5 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 77,5 г воды добавляют 1 г обводненной ТПС (содержание воды 30%), тщательно перемешивают, добавляют 1 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 90oC, затем добавляют нагретую до 110oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,5, щелочь - 1, ТПС - 0,7, вода - 77,8. Пример 8. В 20 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 0,5 г анионоактивного эмульгатора, разогревают до 110oC, перемешивают до однородного состояния. Водная фаза готовится следующим образом: в 75,5 г воды добавляют 3 г обводненной ТПС (содержание воды 40%), тщательно перемешивают, добавляют 1 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 90oС, затем добавляют нагретую до 110oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 20, эмульгатор - 0,5, щелочь - 1, ТПС - 1,8, вода - 76,7. Пример 9. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 2 г анионоактивного эмульгатора Водная фаза готовится следующим образом: в 24 г воды добавляют 2 г обводненной ТПС (содержание воды 50%), тщательно перемешивают, добавляют 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума и эмульгатора. Перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, щелочь - 2, ТПС - 1, вода - 25. Пример 10. В 70 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 2 г анионоактивного эмульгатора. Водную фазу готовят следующим образом: в 20 г воды добавляют при перемешивании 6 г обводненной ТПС (содержание воды 50%) и 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют нагретую до 130oC смесь битума и эмульгатора. Полученную композицию перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 70, эмульгатор - 2, щелочь - 2, ТПС - 3, вода - 23. Пример 11. В 49 г строительного битума (по ГОСТ 6617-76), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 3 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 40 г воды добавляют 5 г обводненной ТПС (содержание воды 60%), тщательно перемешивают, добавляют 3 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oС, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC и перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49, эмульгатор - 3, щелочь - 3, ТПС - 2, вода - 43. Пример 12. В 49 г изоляционного битума (по ГОСТ 9812-74), нагретого до температуры 130oC, добавляют при перемешивании 2 г анионоактивного эмульгатора и 6 г обводненной ТПС (содержание воды 50%). Водная фаза готовится следующим образом: в 40 г воды добавляют 3 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 49, эмульгатор - 2, щелочь - 3, ТПС - 3, вода - 43. Эксплуатационные характеристики образцов N 1-12 представлены в табл 2. Для сравнения этих характеристик с аналогичными для прототипа были приготовлены 4 образца (N 13-16) по ГОСТ 18659-81. Пример 13. В 44 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 1 г катионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 54 г воды добавляют 1 г соляной кислоты и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 80oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 110oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 44, эмульгатор - 1, кислота - 1, вода - 54. Пример 14. В 54 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 120oC, добавляют при перемешивании 1 г катионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 44 г воды добавляют 1 г соляной кислоты и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 80oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 120oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 54, эмульгатор - 1, кислота - 1, вода - 44. Пример 15. В 42 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 130oС, добавляют при перемешивании 3 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 53 г воды добавляют 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 42, эмульгатор - 3, щелочь - 2, вода - 53. Пример 16. В 52 г дорожного битума (по ГОСТ 22245-90), нагретого до температуры 110oC, добавляют при перемешивании 3 г анионоактивного эмульгатора. Водная фаза готовится следующим образом: в 43 г воды добавляют 2 г едкого натра и нагревают этот раствор при перемешивании до температуры 70oC, затем добавляют смесь битума и эмульгатора с температурой 130oC. Полученную композицию перемешивают до полной однородности. Состав полученной эмульсии следующий (мас.%): битум - 52, эмульгатор - 3, щелочь - 2, вода - 43. Эксплуатационные характеристики предлагаемых образцов битумных эмульсий приведены в табл. 2
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что при возрастании содержания ТПС до 3% при одном и том же содержании эмульгатора скорость распада эмульсии замедляется в 1,1-2,5 раза, дальнейшее увеличение содержания ТПС ведет к увеличению скорости распада более чем в 8 раз. Предлагаемая эмульсия более устойчива при хранении и обладает лучшей сцепляемостью с минеральным материалом. Кроме того, предлагаемая битумная эмульсия содержит отход процесса пиролиза углеводородного сырья, что снижает стоимость эмульсии и повышает рентабельность процесса пиролиза.
Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Класс C08L57/02 сополимеры углеводородов нефти