трал для лова рыбы
Классы МПК: | A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой) |
Автор(ы): | Кудрин Ю.И., Седых Б.Н., Катаев Ю.В. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Ремфлотсервис" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-05-29 публикация патента:
20.12.2001 |
Изобретение относится к технике промышленного рыболовства, которое может быть использовано при траловом лове рыбы. Залавливающая часть трала снабжена гибкой пластиной, установленной между распорными элементами с возможностью соединения внутренних кромок последних, верхняя подбора снабжена дополнительным гужом, кронштейны выполнены с отверстиями. Распорные элементы выполнены с гибкими связями, имеющими замкнутые петли на концах. Задние кромки распорных элементов снабжены жесткими проушинами и прикреплены к гужу верхней подборы с помощью дополнительного гужа, пропущенного через жесткие проушины распорных элементов с возможностью скольжения, причем гуж фальшподборы пропущен через отверстия кронштейнов предкрылков с возможностью скольжения. Наружные кромки распорных элементов прикреплены к огонам гужа фальшподборы и дополнительного гужа верхней подборы гибкими связями, пропущенными через указанные огоны с последующим набрасыванием петель гибких связей на эти огоны снаружи. Изобретение позволит повысить стабильность вертикального раскрытия трала путем обеспечения постоянной надежной работы распорных элементов за счет сохранения стабильности установленных строительных размеров в процессе эксплуатации. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору с гужом и закрепленную концами к верхней подборе фальшподбору с гужом, имеющим огоны по концам, распорные элементы, снабженные по длине передних кромок предкрылками шириной 0,15-0,20 ширины распорных элементов, установленными под углом 25-30o к основной пластине распорных элементов, при этом передние кромки последних прикреплены к гужу фальшподборы через кронштейны предкрылков, а задние кромки - к гужу верхней подборы, причем длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы превышает длину последней, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы, отличающийся тем, что залавливающая часть трала снабжена гибкой пластиной, установленной между распорными элементами с возможностью соединения внутренних кромок последних, верхняя подбора снабжена дополнительным гужом, имеющим огоны по концам, кронштейны выполнены с отверстиями, распорные элементы выполнены с гибкими связями, имеющими замкнутые петли на концах, задние кромки распорных элементов снабжены жесткими проушинами и прикреплены к гужу верхней подборы с помощью дополнительного гужа, пропущенного через жесткие проушины распорных элементов с возможностью скольжения, причем гуж фальшподборы пропущен через отверстия кронштейнов предкрылков с возможностью скольжения, наружные кромки распорных элементов прикреплены к огонам гужа фальшподборы и дополнительного гужа верхней подборы гибкими связями, пропущенными через указанные огоны с последующим набрасыванием петель гибких связей на эти огоны снаружи.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике промышленного рыболовства, которое может быть использовано при траловом лове рыбы. Увеличение вертикального раскрытия трала особенно важно для повышения эффективности тралового лова. В последние годы создано и используется много технических решений, в которых верхнюю подбору трала оснащают различными гидродинамическими щитками (распорные элементы) из парусины. Известен трал, содержащий сетной мешок и приспособление для раскрытия его устья, содержащее гидродинамические пластины, свободно укрепленные на кромке устья, снабженные блоками, укрепленными в углах пластин, и пропущенный через блоки соседних пластин управляющий трос с ответвлениями, имеющими на концах замкнутые петли, охватывающие попарно блоки соседних пластин (см. авт. св. СССР N 1479037, МКЛ (4) А 01 К 73/05, заявл. 27.07.87, опубл. 15.05.89, бюл. N 18). В процессе траления выборкой или травлением управляющего троса через ответвление гибкие элементы и петли изменяют угол атаки пластин, в результате чего регулируют их распорную силу и, следовательно, вертикальное раскрытие трала, а также горизонт его хода. При этом блоки обеспечивают равномерное распределение усилия гибкого элемента на пластины и соответственно, равномерное изменение угла атаки всего устройства и равномерное управление раскрытием устья трала. Однако известное изобретение обладает рядом недостатков. В процессе работы трала при таком расположении гибких элементов возможно запутывание последних в канатах передней части трала. Гидродинамические пластины становятся неработоспособными, что приводит к снижению вертикального раскрытия трала, то есть отсутствует стабильность вертикального раскрытия трала. Кроме того, сами петли выполнены из мягкого материала, что снижает надежность крепления. Немаловажное значение для хорошей работы гидродинамических пластин имеет правильный подбор длин отдельных участков верхней подборы и фальшподборы, в частности, длины участка между внутренними боковыми кромками распорных элементов по верхней подборе. Предлагаемое изобретение не предусматривает точный подбор указанных величин, что и может привести к перекосу гидродинамических пластин, появлению выдувания и образованию на их поверхности гофр. Это ведет к ненормальной работе гидродинамических пластин в процессе траления. Трал по данному изобретению не может применяться, потому что ответвления управляющего троса должны быть большой длины. Иначе они сжимают пластины вплотную, а при большой длине ответвлений и достаточно малой высоте расположения лебедки, выбирающей управляющий трос, неизбежно спутывание гидродинамических пластин как при выборке, так и при спуске трала в момент схода (выхода) гидродинамических пластин в воду со слипа. На основании анализа информации о существующем уровне техники в данной области из известных тралов для лова рыбы наиболее близок к заявляемому изобретению трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору с гужом и закрепленную концами к верхней подборе фальшподбору с гужом, распорные элементы, снабженные по длине передних кромок предкрылками шириной 0,15-0,20 ширины распорных элементов, установленными с помощью кронштейнов под углом 25-30o к основной пластине распорных элементов, и снабженные плавами, установленными на боковых кромках распорных элементов, при этом передние кромки распорных элементов прикреплены к гужу фальшподборы через кронштейны предкрылков, а задние кромки - к гужу верхней подборы, причем длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы превышает длину последней на 1,25-1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25-0,30 м (см. патент РФ N 1797457 "Трал для лова рыбы", МКЛ (5) А 01 К 73/02, заявл. 19.06.1991, опубл. 23.02.93, бюллетень N 7, Ю.И.Кудрин (прототип)). Благодаря наличию плавов и предкрылков, установленных под углом 25-30o к основной пластине распорных элементов, последние глиссируют по поверхности воды, не погружаясь и не разворачиваясь. При дальнейшем травлении ваеров и спуске трала под действием встречного потока воды распорные элементы передней своей частью поднимаются относительно верхней части трала и устанавливаются на оптимальный угол атаки 11-20o. При дальнейшем погружении трала в воду распорные элементы занимают стабильное положение с углом атаки 11-20o обеспечивая тралу нужное вертикальное раскрытие. Однако все выступающие над плоскостью распорных элементов детали, например, наплава способствуют запутыванию их в канатах передней части трала и срезанию ими в процессе травления, выборки кабелей трала. Недостаточно надежное крепление распорных элементов к гужу верхней подборы и гужу фальшподборы приводит к тому, что необходимые для эффективной работы трала правильно подобранные длины отдельных участков верхней подборы и фальшподборы в процессе спуска, траления и подъема трала изменяются. Это в свою очередь ведет к перекосу распорных элементов, появлению их выдувания, что приводит к ненормальной работе последних в процессе траления. Таким образом, как показал анализ информации о существующем уровне техники в известных тралах для лова рыбы не обеспечивается надежная работа распорных элементов, что снижает стабильность вертикального раскрытия трала и соответственно эффективность работы трала. Заявляемый в качестве изобретения трал для лова рыбы позволяет достичь нового технического результата - повышения стабильности вертикального раскрытия трала путем обеспечения постоянной надежной работы распорных элементов за счет сохранения стабильности установленных строительных размеров в процессе эксплуатации. Следующая совокупность существенных признаков характеризует сущность предложенного изобретения и способствует достижению нового технического результата. Трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору с гужом и закрепленную концами к верхней подборе фальшподбору с гужом, распорные элементы, снабженные по длине передних кромок предкрылками шириной 0,15-0,20 ширины распорных элементов, установленными под углом 25-30o к основной пластине распорных элементов, при этом передние кромки последних прикреплены к гужу фальшподборы через кронштейны предкрылков, а задние кромки - к гужу верхней подборы, причем длина участка в верхней подборы между точками крепления фальшподборы превышает длину последней, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы, отличающийся тем, что залавливающая часть трала снабжена гибкой пластиной, установленной между распорными элементами с возможностью соединения внутренних кромок последних, верхняя подбора снабжена дополнительным гужом, кронштейны выполнены с отверстиями, распорные элементы выполнены с гибкими связями, имеющими замкнутые петли на концах, задние кромки распорных элементов снабжены жесткими проушинами и прикреплены к гужу верхней подборы с помощью дополнительного гужа, пропущенного через жесткие проушины распорных элементов с возможностью скольжения, причем гуж фальшподборы пропущен через отверстия кронштейнов предкрылков с возможностью скольжения, наружные кромки распорных элементов прикреплены к огонам тужа фальшподборы и дополнительного гужа верхней подборы гибкими связями, пропущенными через указанные огоны с последующим набрасыванием петель гибких связей на эти огоны снаружи. Таким образом, как показали анализ выявленной информации о существующем уровне техники и сущность предложенного изобретения, последнее отвечает критерию патентоспособности "новизна". Снабжение верхней подборы дополнительным гужом, а также снабжение задних кромок распорных элементов жесткими проушинами и их прикрепление к гужу верхней подборы с помощью дополнительного гужа, пропущенного с возможностью скольжения через жесткие проушины, обеспечивает надежное крепление задних кромок распорных элементов к гужу верхней подборы и точно фиксированное расчетное положение распорных элементов относительно верхней подборы трала в процессе эксплуатации, что способствует надежной работе распорных элементов. Снабжение залавливающей части трала гибкой пластиной, установленной между распорными элементами с возможностью соединения внутренних кромок последних, обеспечивает соединение пластин распорных элементов с возможностью сохранения формы поверхности тора с углом атаки 11-20o. Это позволяет исключить спутывание распорных элементов с канатами передней части трала, повысить надежность работы распорных элементов. Кроме того, обеспечивается полная нагрузка распорных элементов, а следовательно, увеличивается распорная сила. Все это обеспечивает стабильное вертикальное раскрытие трала. Выполнение распорных элементов с гибкими связями, имеющими замкнутые петли на концах, и прикрепление наружных кромок распорных элементов к огонам гужа фальшподборы и дополнительного гужа верхней подборы гибкими связями, пропущенными через огоны последних с последующим набрасыванием петель гибких связей на огоны снаружи, обеспечивает не только надежное крепление, но и точно заданное по расчету стабильное положение распорных элементов относительно верхней подборы и фальшподборы трала. Все это способствует исключению перекосов распорных элементов и нормальной их работе при спуске и подъеме трала, что способствует стабильности вертикального раскрытия трала. Таким образом, заявляемая совокупность существенных отличительных признаков способствует достижению технического результата - повышению стабильности вертикального раскрытия трала путем обеспечения постоянной надежной работы распорных элементов за счет сохранения стабильности установленных строительных размеров в процессе эксплуатации. В процессе проведенного заявителем поиска информации в данной области обнаружены отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения среди известных объектов того же назначения, а именно гибкие связи (элементы) с петлями на концах (см. авт. св. СССР N 1329720, А 01 К 73/02, N 1479037, А 01 К 73/05). Однако другие отличительные признаки, как и совокупность отличительных признаков заявляемого изобретения, в ходе проведенного поиска не обнаружены. Таким образом, на основании анализа выявленной информации о существующем уровне техники в данной области и анализа совокупности существенных отличительных признаков предлагаемого изобретения заявляемая новая совокупность признаков не вытекает явным образом из существующего уровня техники. Следовательно, предлагаемое изобретение обладает таким критерием патентоспособности, как "изобретательский уровень". Трал для лова рыбы поясняется с помощью чертежей, где:на фиг. 1 изображен предлагаемый трал, общий вид;
на фиг. 2 - залавливающая часть с распорными элементами;
на фиг. 3 - сечение А-А с фиг.2;
на фиг. 4 - узел II на фиг.2. Трал для лова рыбы содержит залавливающую часть 1 (см. фиг. 1), которая имеет верхнюю подбору 2 с гужом 3 (см. фиг. 2), дубльгужом 4, нижнюю подбору 5 и закрепленную концами к верхней подборе 2 в точках В и С фальшподбору 6 с гужом 7, распорные элементы 8 и 9 (см. фиг. 1,2) и сетной мешок 10. Распорные элементы 8,9 представляют собой полотнища из эластичного материала, например капроновой ленты. Распорные элементы 8,9 имеют передние 11, задние 12, боковые внутренние 13 и наружные 14 кромки, а также гибкие связи 15, выполненные из строп капроновой ленты. Каждый распорный элемент 8,9 по всей длине передней кромки 11 снабжен предкрылком 16, установленным с помощью кронштейнов 17 под углом 25-30o к плоскости распорного элемента 8,9. Предкрылок 16 является как бы продолжением основной пластины распорного элемента 8,9. Ширина предкрылка 16 равна 0,15-0,20 ширины распорного элемента 8,9. Кронштейны 17 изготовлены из жесткого материала, например, капролактама и выполнены с отверстиями 18 (см. фиг. 3). Задняя кромка 12 каждого распорного элемента 8,9 снабжена жесткими проушинами 19 из того же материала, что и кронштейны 17. Через отверстия 18 кронштейнов 17 и проушины 19 пропущены с возможностью скольжения соответственно гуж 7 фальшподборы 6 и дубльгуж 4. Последний с помощью известных крепежных элементов 20 присоединен к гужу 3 верхней подборы 2, что обеспечивает фиксированное взаимное положение гужа 3 и дубльгужа 4. Наружные кромки 14 распорных элементов 8,9 прикреплены к огонам 21 гужа 7 фальшподборы 6 (см. фиг. 2,4) и огонам 22 дубльгужа 4 гибкими связями 15, выполненными с замкнутыми петлями 23 на концах и пропущенными через огоны 21 гужа 7 фальшподборы 6 вдоль передней кромки 11 и через огоны 22 дубльгужа 4 вдоль задней кромки 12 распорных элементов 8,9. Внутренние кромки 13 распорных элементов 8,9 (см. фиг.2) связаны между собой гибкой пластиной 24, задняя кромка 25 которой длиннее передней кромки 26 на 0,25-0,30 м для пелагических тралов и на 0,20-0,25м для донных тралов, а длина B1 пластины 24 равна ширине В распорных элементов 8,9. Длина LВП подборы 2 между точками В и С крепления фальшподборы 6 больше длины LФП последней на 1,25-1,35 м для пелагических тралов и на 0,85-0,90м - для донных тралов. Длина дубльгужа 4 равна длине тужи 3 верхней подборы. Трал работает следующим образом. Спуск трала производится известным способом. Чтобы исключить спутывание оснастки распорных элементов 8,9 с канатами и сетями залавливающей части 1 трала в период спуска (подъема) трала до досок обычно устанавливают небольшой груз (4-10 кг) на верхнюю подбору 2 трала у внешней кромки 14 правого распорного элемента 9 (точка Д на фиг.2). Этим обеспечивается смещение распорных элементов 8,9 в сторону правого борта, в то время как залавливающая часть 1 трала остается с левого борта. Этот маневр приводит обычно к перекосам, неравномерным перетяжкам и остаточной деформации узлов крепления распорных элементов 8,9 к дубльгужу 4 верхней подборы 2 и гужу 7 фальшподборы 6. Подобные перекосы имеют место практически постоянно на промысле и в процессе траления от дрейфа судна в зависимости от ветровых, волновых нагрузок на него, а также от подводных и надводных течений. Это снижает надежность работы распорных элементов 8,9 в процессе эксплуатации и приводит к снижению эффективности применения трала. В предлагаемом трале остаточные деформации исключены вообще благодаря прочному соединению распорных элементов 8,9 гибкой пластиной 24, скользящей посадке выполненных из жесткого материала кронштейнов 17 и проушин 19 на туже 7 и дубльгуже 4 соответственно и применению прочных гибких связей 15, петли 23 которых пропущены через огоны 21 гужа 7 фальшподборы 6 и огоны 22 дубльгужа 4 соответственно с последующим набрасыванием петель 23 на огоны 21,22 снаружи, что полностью исключило необходимость применения ненадежных привязок и бензельных узлов, исполняемых капроновыми нитками, которые в процессе эксплуатации разлохмачиваются, теряют свои прочностные свойства и требуют постоянного контроля со стороны обслуживающего персонала и периодически обновляются (заменяются). Таким образом, в результате применения данного изобретения достигается возможность получения технического результата, следовательно, предлагаемый трал для лова рыбы соответствует критерию патентоспособности "промышленная применимость". Создан опытный образец предлагаемого трала для лова рыбы, который в настоящее время проходит промысловые испытания в открытом море. Испытания показывают высокую надежность работы распорных элементов трала и, как следствие, высокую стабильность вертикального раскрытия последнего.
Класс A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой)