автоматическая импульсная передача

Классы МПК:F16H29/22 с автоматическим изменением скорости 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Калининградский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1999-11-11
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения. В автоматической импульсной передаче один из промежуточных валов выполнен с многозаходной несамотормозящейся резьбой. На валу установлен двусторонний эксцентрик, стороны которого расположены под прямым углом друг к другу. Эксцентрик подпружинен с двух сторон. На каждой стороне эксцентрика расположены эксцентриковые втулки, причем выступ одной втулки расположен в радиальном пазу шестерни зубчатой пары. Решена задача саморегулирования скорости ведомого вала в зависимости от величины момента сопротивления на валу и упрощается конструкция импульсного вариатора. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Автоматическая импульсная передача, содержащая корпус, зубчатые пары, ведущий и ведомый вал с механизмами свободного хода, преобразующие механизмы, отличающаяся тем, что снабжена двумя промежуточными валами, второй из которых выполнен с многозаходной резьбой, на этом валу установлен двусторонний эксцентрик, подпружиненный с двух сторон, на котором установлены эксцентриковые втулки, связанные посредством шатунов, тяг и коромысел с ведомым валом, причем выступ одной втулки расположен в радиальном пазу, выполненном в шестерне зубчатой пары.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам, в которых движущий момент передается в виде периодических импульсов, и может быть использовано в приводах велосипедов, автомобилей и др. Для автоматического регулирования скорости ведомого звена в зависимости от величины момента сопротивления.

Известна автоматическая импульсная передача, содержащая корпус, ведущий вал с эксцентриком и вторым поворотным эксцентриком, связанными между собой через рычаги пружиной. На втором эксцентрике установлен диск, который посредством тяг и собачек сцепляется с храповым колесом ведомого вала (Мальцев В. Ф. Механические импульсные передачи. - М.: Машиностроение, 1979. - 336 с.).

Недостатком этой передачи является сложность конструкции и значительные габариты. Кроме этого, при реверсивном вращении ведущего вала саморегулирование не обеспечивается.

Известна импульсная передача, содержащая корпус, ведущий вал с механизмами свободного хода, внутренние обоймы которых закреплены на ведомом валу, при этом посредством шатунно-преобразующего механизма непрерывное однонаправленное движение сообщается ведомому валу через механизмы свободного хода (А.с. N 992871, МКИ F 16 H 29/02, опубл. 30.01.83 г. - прототип).

Недостатком известной передачи является невозможность автоматического регулирования скорости ведомого вала в зависимости от величины момента сопротивления, сложность конструкции механизма регулирования импульсной передачи.

Изобретение решает задачу создания автоматической импульсной передачи с возможностью саморегулирования скорости ведомого вала в зависимости от величины момента сопротивления на валу и упрощение конструкции импульсного вариатора.

Поставленная задача достигается тем, что на втором промежуточном валу, выполненном с многозаходной несамотормозящейся резьбой, установлен эксцентриковый блок, состоящий из двух параллельно установленных и жестко связанных между собой эксцентриков (повернутых под прямым углом друг относительно друга), подпружиненный с двух сторон пружинами, а на каждой стороне эксцентрика установлены эксцентриковые втулки, при этом выступ одной втулки расположен в радиальном пазу, выполненном в торцевой поверхности шестерни.

На фиг. 1 представлен общий вид передачи (разрез); на фиг. 2 - разрез по А-А фиг. 1.

Передача содержит корпус 1, в котором на подшипниках размещен ведущий вал 2 и первый промежуточный вал 3, связанные конической зубчатой парой 4, второй промежуточный вал 6 с многозаходной несамотормозящейся резьбой связанный с первым промежуточным валом цилиндрической зубчатой парой 5, шестерня 7 которой имеет радиальный паз 8, эксцентриковый блок 9 с пружинами 10, эксцентриковые втулки 11 и 12, установленные на эксцентриках, одна из которых связана выступом 13 с радиальным пазом 8, преобразующий механизм, содержащий шатуны 14, тяги 15 и коромысла 16, эксцентриковые механизмы свободного хода 17, обоймы 18 и ведомый вал 19.

При вращении ведущего вала 2, через коническую зубчатую пару 4 и цилиндрическую зубчатую пару 5 передается движущий момент через вал 6, эксцентриковый блок 9, зафиксированный равными усилиями нажатия пружин 10, через эксцентриковые втулки 11 и 12, шатуны 14, тяги 15, коромысла 16, механизмы свободного хода 17 и обоймы 18 на ведомый вал.

Автоматическое саморегулирование импульсной передачи происходит следующим образом. Положение эксцентрикового блока 9 и эксцентриковых втулок 11 и 12 на максимальном эксцентриситете считается начальным (нейтральным), при котором эксцентриковый блок 9 зафиксирован в осевом направлении пружинами 10 в среднем положении вала, что обеспечивает при этом наименьшее передаточное отношение, и, следовательно, большую частоту вращения ведомого вала при наименьшем моменте сопротивления на этом валу.

При возрастании момента сопротивления на ведомом валу усилие от шатуна 14 на эксцентриковую втулку 11 или 12 создает вращающий момент на эксцентриковом блоке 9, под воздействием которого он поворачивается по резьбе вала 6, сжимая одну из пружин 10, при этом эксцентриковая втулка 12 смещается выступом 13 по пазу 8 шестерни 7, величина эксцентриситета уменьшается, соответственно увеличивается передаточное отношение, а частота вращения ведомого вала уменьшается за счет уменьшения угла размаха коромысел 16. Выступ 13 эксцентриковой втулки 12 смещается по радиальному пазу 8 шестерни 7 до упора, что обеспечивает наибольшее передаточное отношение без остановки ведомого вала. При последующем уменьшении момента сопротивления на ведомом валу пружина 10 возвращает эксцентриковый блок 9 в исходное среднее положение на валу 6 в импульсной передаче вновь автоматически устанавливается максимальный эксцентриситет, а значит, наименьшее передаточное отношение. В случае реверсивного вращения ведущего вала 2 усилия от шатунов и тяг поочередно смещают эксцентриковый блок 9 по резьбе вала 6 поочередно в одну и другую стороны.

Таким образом, автоматическая импульсная передача саморегулируется за счет изменения эксцентриситета от 2emax до emin. В этой передаче можно обеспечить emin = 0, при этом ведомый вал полностью останавливается.

Предлагаемая передача изготовлена и прошла стендовые испытания. Результаты испытания показали, что передача обеспечивает четкое автоматическое саморегулирование передаточного отношения в зависимости от момента сопротивления на ведомом валу.

Класс F16H29/22 с автоматическим изменением скорости 

планетарный механизм позиционирования поляриметрической оптики в астрономическом спектрографе -  патент 2510473 (27.03.2014)
вариатор скорости -  патент 2331002 (10.08.2008)
механическая бесступенчатая передача -  патент 2310113 (10.11.2007)
механическая саморегулируемая бесступенчатая передача -  патент 2252351 (20.05.2005)
импульсная бесступенчатая передача -  патент 2240456 (20.11.2004)
импульсная бесступенчатая передача -  патент 2240455 (20.11.2004)
механическая бесступенчатая передача -  патент 2211971 (10.09.2003)
бесступенчатый привод -  патент 2204750 (20.05.2003)
импульсная бесступенчатая передача -  патент 2179674 (20.02.2002)
зубчато-рычажный вариатор -  патент 2091643 (27.09.1997)
Наверх